ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-61/20 от 06.04.2021 Глазуновского районного суда (Орловская область)

Дело №2-61/2020

УИД 57RS0003-01-2021-000069-37

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2021 года пгт. Глазуновка Орловской области

Глазуновский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Пьяновой Ю.В.,

при ведение протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., действующей в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны и обеспечить их готовность,

установил:

прокурор Глазуновского района Орловской области Тапехина М.В., действующая в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны и обеспечить их готовность.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии c заданием прокуратуры области прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. В результате проверки установлено, что на территории <адрес>, расположены, в том числе, защитные сооружения гражданской обороны: с инв. <№>, расположенное в <адрес>; с инв. <№>, расположенное в пгт. <адрес>. Согласно истребованной в ходе проверки информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях вышеуказанные защитные сооружения включены в реестр федерального имущества, однако право собственности Российской Федерации на них не зарегистрировано. В соответствии с истребованной в ходе проверки информации из Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> в Реестре государственной собственности <адрес> защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории <адрес>, отсутствуют. Согласно пункту <ДД.ММ.ГГГГ> Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Защитные сооружения гражданской обороны, с инв. <№>, расположенное в <адрес> и с инв. <№>, расположенное в пгт. <адрес>, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью, в связи с чем Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязано зарегистрировать право собственности Российской Федерации на них. Кроме того, в результате проверки установлено, что защитные сооружения гражданской обороны: с инв. <№>, расположенное в <адрес> и с инв. <№>, расположенное в пгт. <адрес> ограниченно готовы к приёму укрываемых, требуют текущего ремонта. В защитном сооружении гражданской обороны с инв. <№> последний ремонт проведен в <ДД.ММ.ГГГГ> году, в защитном сооружении гражданской обороны с инв. <№> – в <ДД.ММ.ГГГГ> году. Просит суд обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны с инв. <№>, расположенное в <адрес>; с инв. <№>, расположенное в пгт. <адрес>; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обеспечить готовность вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны, к приему укрываемых.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Талибуллин Р.Г. уточнил исковые требования и окончательно просил обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны с инв. <№> и с инв. <№>; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитных сооружений гражданской обороны с инв. <№> и с инв. <№> к приему укрываемых.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации Глазуновского района Орловской области ФИО2, действующий на основании доверенности, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Орловской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, также представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому представитель ГУ МЧС России по Орловской области не возражает против заявленных исковых требований.

В судебное заседание представители третьих лиц МБОУ «Краснослободская средняя школа», ПАО «Сбербанк России» не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

В соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, полагая, что с учетом конкретных обстоятельств отсутствие ответчика не отразится на полноте исследования обстоятельств дела и не повлечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов сторон.

Выслушав помощник прокурора Глазуновского района Орловской области Талибуллин Р.Г., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.1, 5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В числе основных задач в области гражданской обороны указано предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство Российской Федерации.

Положениями пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление <№>), объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Исходя из пункта 3 постановления <№> объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «Защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№> «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 1.2 Приказа МЧС России от <ДД.ММ.ГГГГ><№> утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению <№> не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие признакам объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления <№> продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что защитное сооружение гражданской обороны с инв. <№> расположено в <адрес>, общая площадь 58,9 кв.м. Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) подвальное помещение <адрес> объект принят в эксплуатацию в <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.<№>).

Указанное имущество как федеральное включено в реестр федерального имущества <ДД.ММ.ГГГГ> за номером <№>, назначение – нежилое. (л.д.<№>).

Защитное сооружение гражданской обороны с инв. <№> расположено в <адрес>, общая площадь <данные изъяты> кв.м. Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) – стрелковый тир средней школы, объект принят в эксплуатацию в <ДД.ММ.ГГГГ> ( л.д.<№>).

Указанное имущество как федеральное включено в реестр федерального имущества <ДД.ММ.ГГГГ> за номером <№>, назначение нежилое (л.д.<№>).

Согласно сведениям Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>, защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории <адрес>, в реестре государственной собственности <адрес> отсутствуют (л.д.<№>).

Согласно п.<ДД.ММ.ГГГГ> Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№> «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности на защитные сооружения гражданской обороны с инв. <№>, расположенное в <адрес> и с инв. <№>, расположенное в <адрес> не зарегистрировано. Доказательств принятия мер к регистрации права собственности на указанные защитные сооружения гражданской обороны суду не представлено.

Суд соглашается с мнением прокурора о том, что в результате не принятия мер к регистрации права собственности, объекты, принадлежащие Российской Федерации, содержатся в ненадлежащем виде.

Отсутствие регистрации права собственности на защитные сооружения гражданской обороны не служит интересам государства, поскольку отсутствует учет и контроль за объектами гражданской обороны, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, в том числе и по незаконному распоряжению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, использованию его без оснований иными лицами.

Таким образом, требования прокурора <адрес>, в части возложения на ответчика обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны с инв. <№> и с инв. <№> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).

Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны с инв. <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> усматривается, что данное помещение готово к приему укрываемых (л.д.<№>), из инвентаризационной карточки от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что указанное защитное сооружение гражданской обороны ограниченно готово – требует текущего ремонта (л.д.<№>).

Между тем, <ДД.ММ.ГГГГ> была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части готовности защитного сооружения гражданской обороны с инв. <№>. Согласно акту проверки от <ДД.ММ.ГГГГ> защитного сооружения гражданской обороны с инв. <№>, расположенного в <адрес>, указанное защитное сооружение при проверки содержания и эксплуатации в зависимости от состояния их ограждающих конструкций, защитных устройств и внутреннего оборудования оценивается как неготовое к приему укрываемых (л.д.<№>).

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны с инв. <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, данное помещение ограничено готово к приему укрываемых (л.д.30), что также подтверждается инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.<№>).

Из сообщения администрации МБОУ Краснослободская средняя общеобразовательная школа следует, что документа о закреплении на каком-либо праве защитного сооружения гражданской обороны с инв.<№>, расположенного по адресу: <адрес> за <адрес> не имеется (л.д.<№>).

Согласно сведениям заместителя управляющего-руководителя ОСЦ Орловского отделения <№>, объекты недвижимости, принадлежащие Орловскому отделению <№><адрес> на праве собственности, расположенные в <адрес> отсутствуют (л.д.<№>).

Исходя из того, что спорные защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью, в оперативное управление или хозяйственное ведение какой-либо организации не передавались, суд приходит выводу о том, что обязанность по их надлежащему содержанию должна быть возложена на уполномоченного собственника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.

Поскольку уполномоченным собственником спорных объектов гражданской обороны является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, объекты гражданской обороны находятся в ненадлежащем состоянии (защитное сооружение гражданской обороны с инв. <№>, расположенное в <адрес> – неготово к приему укрываемых, защитное сооружение гражданской обороны с инв. <№>, расположенное в <адрес> – ограничено готово к приему укрываемых) и требуют приведения в соответствие требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, суд приходит к выводу о возложении на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанности обеспечить готовность спорных защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых.

Требования заявлены прокурором на основании результатов проверки, в ходе которой было установлено, что защитные сооружение гражданской обороны находятся в ненадлежащем состоянии, что обусловлено, в том числе и тем, что право собственности на данные сооружения не зарегистрированы, не осуществляются уполномоченными органами мероприятия, направленные на содержание их в состоянии, обеспечивающем готовность защитных сооружений к приему укрываемых, использованию в соответствии с задачами, для которых осуществлялось создание данных объектов гражданской обороны.

Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна как при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества, так и при наличии правовой определенности в собственнике защитного сооружения.

Запрошенный срок для принятия мер к регистрации права собственности Российской Федерации на защитные сооружение гражданской обороны с инв. <№>, расположенное в <адрес>, и с инв. <№>, расположенное в <адрес>, является разумным.

Руководствуясь ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> Тапехиной М.В., действующей в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны и обеспечить их готовность – удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны с инв. <№>, расположенное в <адрес>; с инв. <№>, расположенное в пгт. <адрес>.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить готовность защитных сооружений гражданской обороны с инв. <№>, расположенное в <адрес>; с инв. <№>, расположенное в пгт. <адрес>, к приему укрываемых.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Глазуновский районный суд <адрес> ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, а иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2021 года.

Председательствующий Ю.В. Пьянова