ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-61/20 от 12.05.2020 Клявлинского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Клявлино 12 мая 2020 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Бакунова В.В., при секретаре судебного заседания Журавлевой Т.В., с участием истца Узбякова Ф.А, представителя истца Ефремова В.В., представителя третьего лица МУ-КУМИ администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Васильева А.М., Куликова Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-61\2020 по иску Узбякова Фарита Абдулахатовича к администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области; третьи лица не заявляющие самостоятельных требований: МУ-КУМИ администрации муниципального района. Клявлинский Самарской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Клявлинский филиал государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации», Куликов Г.М., Куликова В.П., об уточнении границ и площади земельного участка, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Узбяков Ф.А. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области об уточнении границ и площади земельного участка, признании права собственности, указывая на то, что: истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: (*адрес*), имеющий кадастровый номер (*№*) площадью 1100 квадратных метров. Данный земельный участок принадлежит ему на основании государственного акта № 21-00-01-000914, выданного на основании постановления Клявлинского сельского совета № 11 от 24 марта 1993 года. Право собственности на земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) за № 63-63-35/015/2006-264 от 20.12.2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (*№*) от 22 декабря 2006 года и выпиской из ЕГРН от 05.12.2019 № 99/2019/299302115. На данном земельном участке находится принадлежащий ему жилой дом. В 2006 году он проводил межевание принадлежащего ему земельного участка. Кадастровый инженер провел межевание, подготовил необходимые документы, которые были сданы на регистрацию в Росреестр и были зарегистрированы, т.е. установлены границы земельного участка. Он успокоился, что все нормально и больше к этому вопросу не возвращался. В конце 2019 года он узнал, что оказывается земельный участок, которым он владеет, на самом деле был отмежёван не полностью, а была отмежёвана только часть его земельного участка площадью 1100 квадратных метров. Остальная часть была выделена в отдельный земельный участок, который был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером (*№*), площадью 891 кв. м., с уточненными границами. По данным ЕГРН, правообладатель земельного участка с кадастровым номером (*№*), отсутствует, хотя фактически данный участок принадлежит ему и владеет и пользуется он им с 1993 года. Данный участок фактически является составной частью участка, который был ему выделен в 1993 году, т.е. участка с кадастровым номером (*№*), фактические границы которого с момента выделения не изменялись. По каким причинам, его земельный участок был размежёван на два участка, ему неизвестно. Он заказывал межевание, как раз для того, чтобы закрепить границы принадлежащего ему одного общего участка. Таким образом, в сведениях ЕГРН содержатся неточные сведения относительно описания местоположения границ принадлежащего ему земельного участка, так как они не соответствуют действительности. В целях устранения указанных неточностей и приведения в соответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, о местоположении границ и площади земельного участка, в ноябре 2019 года им было заказано проведение кадастровых работ в Клявлинском филиале государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации» (далее – Клявлинский филиал ГУП СО «ЦТИ»). Однако в январе 2020 г. получен ответ с данной организации, согласно которого кадастровые работы были приостановлены, так как имеются препятствия для подготовки межевого плана, а именно: площадь и конфигурация земельного участка в натуре отличается от сведений, содержащихся в ЕГРН. Выявлено наложение на смежный земельный участок с кадастровым номером (*№*). В ходе кадастровых работ также было установлено, что фактическая площадь участка больше, чем по сведениям ЕГРН и документу, подтверждающему право на земельный участок и составляет 1993 квадратных метра (по сведениям ЕГРН – 1100 кв. м.). В результате проведения кадастровых работ Клявлинским филиалом ГУП СО «ЦТИ» подготовлен план установления границ земельного участка и акт согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение и конфигурация границ данного земельного участка, была определена кадастровым инженером в результате геодезической съемки по фактически сложившейся границе, существующей на местности пятнадцать и более лет и закрепленной с использованием объектов искусственного происхождения (имеется забор и хозяйственные постройки), а также исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а именно по материалам инвентаризации земель ст. Клявлино. Уточняемый земельный участок, был фактически образован и существовал с момента его выделения в 1993 году Клявлинским сельским советом. Границы данного земельного участка не изменялись. Считает данный участок своим, в границах, которые были определены в настоящее время в результате межевания и с уточненной площадью. Так, существование земельного участка в границах, которые были определены в результате межевания, подтверждают материалы инвентаризации земель ст. Клявлино, содержащиеся в архивном фонде данных Росреестра, согласно которых, ему был предоставлен земельный участок площадью 2022 кв. м. Данная площадь фактически более соответствует действительности, т.е. той площади, которой он владеет в действительности (1993 кв. м.), а не по документам (1100 кв. м.), и подтверждается по результатам межевания. Расхождения в фактической конфигурации и площади уточняемого земельного участка, определенной по результатам межевания, с конфигурацией, содержащейся в материалах инвентаризации, возникли в силу того, что при выделении земельного участка его точные границы не устанавливались, точная площадь не определялась, так как в то время межевание не делалось. Полное совпадение конфигурации и границ уточняемого земельного участка, отраженного в материалах инвентаризации и в плане установления границ, подготовленного по результатам межевания, невозможно ввиду различных способов определения местоположения границ земельного участка. Если раньше границы определялись ориентировочно без закрепления на местности, то по результатам межевания, границы определены путем закрепления границ земельного участка на местности, с использованием высокоточного геодезического оборудования. При выдаче документов о праве собственности на землю, материалы инвентаризации не были учтены, не была учтена также фактическая площадь участка, в результате чего в земельно-кадастровую документацию были внесены неточные сведения. В ходе кадастровых работ, при сопоставлении геодезической съемки и сведений из ЕГРН, выявлено вышеуказанное наложение на смежный земельный участок с кадастровым номером (*№*). Как указано выше, данный участок фактически принадлежит ему и он владеет и пользуется им более 26 лет, а именно с 1993 года.

В судебном заседании истец Узбяков Ф.А. и его представитель Ефремов В.В. уточнили исковые требования, отказавшись о требований о признании права собственности на земельный участок, Узбяков Ф.А. пояснил, что с 1993 года ему принадлежит земельный участок, на котором он построил дом. Участок ему был выделен администрацией сельского поселения. Выделение участка на местности проводил архитектор района, он указал границы участка, где были вкопаны колышки, впоследствии по данной границе был установлен забор. С того времени границы участка не менялись и не передвигались. В 2006 году им было заказано межевание своего участка. После проведения межевания он успокоился, что граница установлена. В конце 2019 года его пригласили в КУМИ и пояснили, что ему необходимо выкупить земельный участок, который он использует. Выяснилось, что инженер при межевании подогнал результаты межевания под площадь в правоустанавливающем документе 1100 кв. м., и отмежевал часть земельного участка, на которой находится дом. Оставшуюся часть земельного участка, на которой находятся его хозяйственные постройки и гараж, инженер отмежевал отдельно, в результате чего был образован еще один земельный участок без правообладателя, хотя фактически это его участок и он пользуется им с 1993 года. После этого он заново заказал межевание, в результате которого границы участка были установлены по фактическим границам. Просил уточненный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Ефремов В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что истцу был выделен земельный участок в 1993 году. Границы были установлены по указанию архитектора района и с того времени не передвигались и не изменялись. В государственном акте на выделение земли имеется схема участка и содержится площадь 1100 кв. м., однако данный документ не содержит описание местоположения границ участка на местности или картографическую основу, площадь участка на местности не определялась и была определена ориентировочно, в результате чего в настоящее время реальная площадь участка, определенная в ходе межевания, и площадь в данном документе имеют расхождения. Так, по данным инвентаризации земель, проведенной в 1996 – 1998 годах, площадь земельного участка находящегося в пользовании истца составила 2022 кв. м. (по результатам межевания в настоящее время 1993 кв. м.) Это подтверждает, что истец открыто и добросовестно пользуется участком в границах, которые определены в результате вновь проведенного межевания, более 15 лет и границы участка не менялись. Конфигурация участка определенная по результатам межевания совпадает с результатами инвентаризации. Площадь участка по сравнению с материалами инвентаризации даже убавилась и составила 1993 кв. м., что говорит об отсутствии факта самовольного захвата земли. Согласно материалам инвентаризации и плану установления границ, границы земельного участка истца не выступают за красные линии или границы смежных земельных участков и соотносятся с ними на карте, что также говорит о том, что истец самовольно участок себе не прибавлял. Так, согласно Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659, утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. Однако какие-либо изменения в документацию внесены не были по неизвестным причинам. Возникшие расхождения в площади связаны с тем, в государственном акте площадь была указана неверно. Кроме того, при межевании в 2006 году, была отмежёван не весь земельный участок истца, а только его часть, на которой находится дом и площадь была подогнана под данные, содержащиеся в документе на его выделение, а именно под 1100 кв. м. Остальная часть земельного участка была отмежёвана отдельно, в результате чего был образован еще один земельный участок и поставлен на кадастровый учет, который в настоящий момент не имеет правообладателя. При межевании в 2006 году границы земельного участка должны были быть установлены по фактической границе и приведены в соответствие с их фактическим местоположением. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 года, не имеет правообладателя, такой участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета. Таким образом, поскольку нахождение данного земельного участка препятствует установлению границ земельного участка, принадлежащего истцу, данный участок подлежит снятию с кадастрового учета, а результаты ранее проведенного межевания следует признать недействительными. В настоящее время, при уточнении границ участка его площадь увеличилась на величину более 10 % от площади указанной в ЕГРН, однако данное правило не применяется при уточнении границ ранее учтенных земельных участков, поскольку земельный участок был образован до вступления в силу Земельного кодекса и ранее вступления в силу соответствующих Правил землепользования и застройки. Таким образом, поскольку отсутствует документ, позволяющий определить границы участка при его образовании, его границами признаются границы, существующие на местности более 15 лет. То, что границы существуют на местности более 15 лет, подтверждают материалы инвентаризации. На основании изложенного, просил уточненный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Клявлинский филиал государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель третьего лица МУ-КУМИ администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Васильев А.М. против удовлетворения уточненного иска не возражал, суду пояснил, что поскольку материалы инвентаризации подтверждают существование границ спорного земельного участка более 15 лет, и по результатам межевания за основу будут взяты материалы инвентаризации, которые соответствуют нынешним границам спорного участка, установлению границ в уточненном виде он не возражает.

Третье лицо – Куликова В.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, против удовлетворения иска не возражает.

Третье лицо – Куликов Г.М. в судебном заседании пояснил, он является собственником соседнего, т.е. смежного земельного участка. Споров и разногласий по установлению границ он не имеет. Границы земельного участка Узбякова Ф.А. существуют с момента его выделения в начале 90-х годов и с тех пор не передвигались и не менялись. Против удовлетворения иска не возражает.

Приглашенный в качестве специалиста кадастровый инженер Ермошкин Д.А. в судебном заседании пояснил, что границы земельного участка истца были установлены по фактической границе, существующей на местности более 15 лет. Признаков того, что границы участка изменялись за последние годы нет. Материалы инвентаризации подтверждают существование границ данного земельного участка на местности более 15 лет. Границы участка ровные и не выступают за проекции смежных земельных участков. При уточнении границ спорного участка были использованы государственный акт о выделении земли от 1993 года, а также материалы инвентаризации. Поскольку государственный акт содержит только схему земельного участка без описания местоположения его границ, а материалы инвентаризации содержат описание местоположения границ участка на местности и картографическую основу, за основу, подтверждающую существование границ уточняемого земельного участка на местности были взяты материалы инвентаризации. Площадь, содержащаяся в материалах инвентаризации практически совпадает с площадью, определенной по результатам межевания, за исключением небольшой разницы, возникшей в результате более точного измерения.

Свидетель Е.Н.П. в судебном заседании показал, что он проживает по соседству с Узбяковым Ф.А. через дорогу. В начале 90-х годов он построил свой дом. Истец Узбяков Ф.А. тоже примерно в это время начал строить и построил свой дом, под строительство последнему был выделен земельный участок, который истец огородил забором. С того времени, т.е. с начала 90-х годов границы земельного участка Узбякова Ф.А. не менялись и не передвигались.

Суд, выслушав мнения истца и его представителя, третьих лиц, специалиста и свидетеля, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из ч.1 ст.8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 3 ГПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с защитой нарушенных либо оспариваемых прав этого лица, его свобод или законных интересов.

Согласно статье 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 1. ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Согласно пункта 2 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно пунктов 1, 2 ст. 5 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

В силу ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

В силу пункта 4.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

В силу пункта 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

Согласно статьи 22 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу положений пункта 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Судом установлено, что истец: Узбяков Ф.А. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: (*адрес*), имеющий кадастровый номер (*№*), с видом разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, площадью 1100 кв. м.

Данный земельный участок принадлежит истцу на основании государственного акта № 21-00-01-000914, выданного на основании постановления Клявлинского сельского совета № 11 от 24 марта 1993 года.

Право собственности истца на земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) за № 63-63-35/015/2006-264 от 20.12.2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (*№*) от 22 декабря 2006 года и выпиской из ЕГРН от 05.12.2019 № 99/2019/299302115.

Состоящий на государственном кадастровом учете земельный участок, является ранее учтенным, с видом разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, отнесенный к землям населенных пунктов. Граница земельного участка была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, т.е. проводилось межевание.

На данном земельном участке находится принадлежащий истцу жилой дом.

В 2006 году истцом было заказано проведения межевания принадлежащего ему земельного участка, по результатам которого площадь принадлежащего ему земельного участка составила 1100 кв. м., также как и в акте на предоставление земельного участка.

Таким образом, по результатам кадастровых работ в 2006 году была отмежёвана только часть земельного участка истца, площадью 1100 квадратных метров. Остальная часть была выделена в отдельный земельный участок, который был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером (*№*), площадью 891 кв. м., с уточненными границами. По данным ЕГРН, правообладатель земельного участка с кадастровым номером (*№*), отсутствует. Данный участок фактически является составной частью участка, истца, который был выделен ему в 1993 году, т.е. участка с кадастровым номером (*№*), фактические границы которого с момента его предоставления не изменялись.

Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержатся неточные сведения относительно описания местоположения границ принадлежащего истцу земельного участка, так как они не соответствуют действительности.

В целях устранения указанных неточностей и приведения в соответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, о местоположении границ и площади земельного участка, в ноябре 2019 года истцом было заказано проведение кадастровых работ в Клявлинском филиале государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации» (далее – Клявлинский филиал ГУП СО «ЦТИ»). Однако в январе 2020 г. был получен ответ с данной организации, согласно которого кадастровые работы были приостановлены, так как имеются препятствия для подготовки межевого плана, а именно: площадь и конфигурация земельного участка в натуре отличается от сведений, содержащихся в ЕГРН. Было выявлено вышеуказанное наложение на смежный земельный участок с кадастровым номером (*№*).

В ходе кадастровых работ также было установлено, что фактическая площадь участка больше, чем по сведениям ЕГРН и документу, подтверждающему право на земельный участок и составляет 1993 квадратных метра (по сведениям ЕГРН – 1100 кв. м.).

В результате проведения кадастровых работ Клявлинским филиалом ГУП СО «ЦТИ» подготовлен план установления границ земельного участка и акт согласования местоположения границ земельного участка.

В случае внесения в ЕГРН сведений, согласно подготовленного плана установления границ земельного участка, все имеющиеся наложения и пересечения границ должны быть устранены.

Местоположение и конфигурация границ уточняемого земельного участка, была определена кадастровым инженером в результате геодезической съемки по фактически сложившейся границе, существующей на местности пятнадцать и более лет и закрепленной с использованием объектов искусственного происхождения (имеется забор и хозяйственные постройки), а также исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а именно по материалам инвентаризации земель ст. Клявлино.

Уточняемый земельный участок, был фактически образован и существовал с момента его выделения в 1993 году Клявлинским сельским советом. Границы данного земельного участка не изменялись.

Так, существование земельного участка в границах, которые были определены в результате межевания, подтверждают материалы инвентаризации земель ст. Клявлино, содержащиеся в архивном фонде данных Росреестра, согласно которых, истцу был предоставлен земельный участок площадью 2022 кв. м. Данная площадь фактически более соответствует действительности, т.е. той площади, которой истец владеет в действительности (1993 кв.м.), а не по документам (1100 кв.м.), и подтверждается по результатам межевания.

Расхождения в фактической конфигурации и площади уточняемого земельного участка, определенной по результатам межевания, с конфигурацией, содержащейся в материалах инвентаризации, возникли в силу того, что при выделении земельного участка его точные границы не устанавливались, точная площадь не определялась, так как в то время межевание не делалось. Полное совпадение конфигурации и границ уточняемого земельного участка, отраженного в материалах инвентаризации и в плане установления границ, подготовленного по результатам межевания, невозможно ввиду различных способов определения местоположения границ земельного участка. Если раньше границы определялись ориентировочно без закрепления на местности, то по результатам межевания, границы определены путем закрепления границ земельного участка на местности, с использованием высокоточного геодезического оборудования.

При выдаче документов о праве собственности на землю, материалы инвентаризации не были учтены, не была учтена также фактическая площадь участка, в результате чего в земельно-кадастровую документацию были внесены неточные сведения.

Уточняемый земельный участок граничит:

с землями сельского поселения ст. Клявлино.

с земельным участком с кадастровым номером (*№*), расположенным по адресу: (*адрес*), правообладателями которого на праве общей совместной собственности являются: Куликов Геннадий Михайлович и Куликова Валентина Петровна. Граница указанного смежного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, т.е. межевание не проводилось.

Граница земельного участка была согласована в установленном законом порядке с администрацией сельского поселения ст. Клявлино и с собственниками соседнего смежного земельного участка. Однако, не была согласована с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Клявлинского района.

В настоящее время, споров о границе земельного участка не имеется. Граница земельного участка всеми заинтересованными лицами, в том числе с администрацией сельского поселения ст. Клявлино и с собственниками соседних смежных земельных участков была согласована в установленном законом порядке. Существование земельного участка в существующих границах не нарушает чьих-либо прав.

В соответствии с пунктами 7 и 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», имеются основания для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении данного земельного участка, и в случае не устранения данных причин к отказу в их осуществлении в связи с тем, что: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (конфигурация учитываемого земельного участка, полученная по результатам межевания, отличается от конфигурации в данных ЕГРН, а также, границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основании п. 32 ч. 1 ст. 26 вышеуказанного закона, изменение площади уточняемого земельного участка на величину не более, чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для соответствующего разрешенного использования, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в ЕГРН, или, если такой размер установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, не является препятствием для учета изменений уточняемого земельного участка.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельного участка устанавливаются правилами землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, которые утверждаются органами местного самоуправления. Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области утверждены решением Собрания представителей сельского поселения ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области от 27.04.2018 г. № 23. Минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования - для индивидуального строительства жилого дома, указанными правилами установлен в 100 квадратных метров. Следовательно, увеличение площади участка не должно превышать 100 квадратных метров от площади, содержащейся в ЕГРН. Однако, указанные правила не применяются к земельным участкам, образованным ранее вступления в силу соответствующих ПЗЗ. Следовательно, границы ранее учтенных земельных участков, должны уточняться в соответствии с имеющимися планами их образования, а в случае их отсутствия, с учетом фактически сложившихся границ и с использованием материалов инвентаризации.

Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером (*№*), определенная по результатам межевания, по сравнению с площадью указанной в материалах инвентаризации, не увеличилась, а напротив уменьшилась на 29 кв. м., и составила 1993 кв. м., по результатам инвентаризации 2022 кв. м., что в соответствии п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, (в случае совпадения сведений о площади, содержащихся в ЕГРН и в материалах инвентаризации) не явилось бы препятствием для учета изменений уточняемого земельного участка. Данный факт свидетельствует об отсутствии факта самовольного захвата земельного участка, поскольку фактическая конфигурация и площадь земельного участка соответствует материалам инвентаризации, за исключением незначительных расхождений, связанных с закреплением границ участка непосредственно на местности и с более точными методами измерения, проведенными в ходе межевания.

Таким образом, границы принадлежащего истцу земельного участка, определены по фактическим границам, существующим на местности пятнадцать и более лет, а также согласно материалам инвентаризации земель. Споров о границах земельного участка нет. Границы земельного участка, определенные по результатам межевания, чьих-либо прав не нарушают.

В ходе кадастровых работ, при сопоставлении геодезической съемки и сведений из ЕГРН, выявлено вышеуказанное наложение на смежный земельный участок с кадастровым номером (*№*). Данный земельный участок, не имеет правообладателя, и на самом деле дублирует часть земельного участка Узбякова, границы которого были определены в настоящее время в результате межевания. Конфигурация и местоположение данного участка с кадастровым номером (*№*) полностью вписывается в конфигурацию и местоположение участка Узбякова, он имеет тот же адрес, т.е. является тождественным.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный, в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Суд считает, что поскольку произошел двойной кадастровый учет одного и того же земельного участка, сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:21:0906016:145, не имеющего правообладателя и учтенного до 1 марта 2008 года, подлежат аннулированию (исключению) из ЕГРН, так как он накладывается на границы уточняемого земельного участка и препятствует постановке его границ на кадастровый учет.

Иным путем, кроме как обращения в суд, установить границы уточняемого земельного участка, истцу не представляется возможным.

Суд считает, что существование границ уточняемого земельного участка на местности более 15 лет подтверждается материалами инвентаризации земель ст. Клявлино.

Так, инвентаризация земель в РФ была проведена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

В соответствии с пунктом 1.4 Временного руководства по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденного Роскомземом 17 мая 1993 года, основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являлись:

- выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;

- установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности.

Во исполнение данного Указа Президента, было издано Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам", согласно которого, Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству с участием органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов в течение 1993-1995 годов было поручено провести на территории Российской Федерации инвентаризацию земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659, утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», в целях закрепления и передачи земельных участков в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью, утверждено Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений.

Данное Положение разработано с целью закрепления и предоставления земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 615)

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения, оно направлено на решение следующих задач: установление границ сложившихся объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1.1 действующей Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

В соответствии с пунктом 1.2. данной Инструкции, установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

В соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Министерства экономического развития и торговли РФ (Роснедвижимости) от 13 сентября 2007 года № ВС/1345 «О ранее учтенных земельных участках», ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", по которым вне зависимости от места хранения документов имеются:

- записи в инвентаризационных описях (в части земельных участков, для которых не открыты соответствующие подразделы ГРЗ КР);

- оформленные в установленном порядке правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.);

- соответствующее решение о предоставлении земельного участка;

- записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;

- сведения в материалах инвентаризации земель, в том числе в материалах инвентаризации земель, утвержденных в соответствии с Временным руководством по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденным Госкомземом России 17.05.1993;

- сведения в проектах межевания территории, утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 105;

- записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю, ведение которых осуществлялось в соответствии с Порядком выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992.

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 «О государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка», форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее - приказ № 412). Согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

С 1 января 2017 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 г. № 921 “Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке”, согласно пункта 21 которого, межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков. Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с пунктами 5 и 7 ч. 2. ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты, а также соответственно межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Таким образом, поскольку материалами инвентаризации земель, подтверждено, что данный земельный участок существовал с площадью 2022 кв. м., был выделен в существующих границах до введения в действие Земельного кодекса РФ, право на него признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Границы земельного участка с момента его выделения не изменялись.

Изменения, в соответствии с материалами инвентаризации земель, подтверждающие факт того, что земельный участок фактически существует с большей площадью (2022 кв. м., а не 1100 кв. м., как указано в ЕГРН) не были своевременно внесены в земельно-кадастровую документацию, и документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, были выданы без учета этих материалов и без установления и закрепления границ на местности, в результате чего, фактическая площадь земельного участка, не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах.

Таким образом, данный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, существует в своих границах с момента его выделения во владение и пользование собственнику и границы его не менялись. Истец, по документам является собственниками данного земельного участка с указанием площади, меньшей, по сравнению с фактической, по вышеуказанным причинам.

Суд усматривает, что в соответствии с актом согласования местоположения границы уточняемого земельного участка, разногласий с собственниками смежных земельных участков с участком истца, не имеется. Геодезическая съемка кадастровым инженером проводилась по фактически сложившимся границам земельного участка, а также по границам смежных землепользователей, существующим на местности более 15 лет.

Таким образом, суд усматривает, что истец, являются собственником спорного земельного участка, основные границы близлежащих земельных участков и смежных с ним существуют на местности более 15 лет; самовольный захват не установлен, уточнение границ земельного участка по требованиям истца не нарушает права собственников смежных земельных участков, границы участка согласованы с заинтересованными лицами, разногласий при согласовании местоположения границ и возражений не выявлено.

Суд считает, что установление границ земельного участка по координатам в соответствии с планом установления границ, представленным истцом, основан на нормах действующего законодательства, границы согласованы с правообладателями смежных земельных участков, споров по границам не имеется, оснований сомневаться в объективности представленного плана установления границ суд не усматривает, с учетом данных обстоятельств имеются основания для установления границ спорного земельного участка согласно представленного каталога координат характерных точек границ.

Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что: следует установить границы земельного участка с кадастровым номером: (*№*), с видом разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: (*адрес*), в соответствии с координатами характерных точек, представленных в плане установления границ от 11 декабря 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Ермошкиным Д.А. по результатам выполнения кадастровых работ, а также уточнить площадь вышеуказанного земельного участка; считать правильной площадь равную 1993 квадратных метров, исключив из ЕГРН сведения о площади данного земельного участка в 1100 квадратных метров. Кроме того, в целях исключения двойного учета в кадастровом учете объектов недвижимого имущества, необходимо исключить (аннулировать) из Единого государственного реестра недвижимости сведения: о земельном участке с кадастровым номером (*№*), а также признать результаты ранее проведенного межевания земельного участка с кадастровым номером (*№*) недействительным.

В соответствии с п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25) решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».

В силу части первой статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Однако истец просил суд возложить на него судебные издержки по делу, в связи с чем, суд, исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, удовлетворяет эту просьбу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Узбякова Фарита Абдулахатовича удовлетворить в полном объеме.

Признать результаты ранее проведенного межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером: (*№*) недействительными и исключить (аннулировать) из Единого государственного реестра недвижимости ранее внесенные данные о местоположении и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером: (*№*), расположенного по адресу: (*адрес*), принадлежащего на праве собственности Узбякову Фариту Абдулахатовичу.

Исключить (аннулировать) из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:21:0906016:145, площадью 891 кв. м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (*адрес*), в том числе, данные о местоположении и координатах характерных точек границ указанного земельного участка.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером: (*№*), с видом разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: (*адрес*), принадлежащего на праве собственности Узбякову Фариту Абдулахатовичу, в соответствии со следующими координатами характерных точек:

Обозначение характерных точек границы

Координаты

Х

Y

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

Уточнить площадь земельного участка с кадастровым номером: (*№*), с видом разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: (*адрес*), принадлежащего на праве собственности Узбякову Фариту Абдулахатовичу: установить и считать правильной площадь равную 1993 квадратных метров, исключив из ЕГРН сведения о площади данного земельного участка в 1100 квадратных метров.

Решение суда, является основанием для внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 17.05.2020 года.

Судья (подпись)