ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-61/2018 от 28.02.2018 Спасского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Спасск-Рязанский 28 февраля 2018г.

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего – судьи Панкина Д.Н.,

при секретаре – помощнике судьи Федяшовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Спасского района Рязанской области в интересах Российской Федерации к Мамадалиевой Махлиёхон Тохиржон кизи о признании регистрации недействительной и снятии с регистрации по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Спасского района Рязанской области обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Мамадалиевой М.Т.к. о признании регистрации недействительной и снятии с регистрации по месту жительства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Спасского района Рязанской области в ходе надзора за исполнением законодательства о противодействии нелегальной миграции установлено следующее.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 Спасского районного суда Рязанской области от 26.06.2017 прекращено уголовное дело по обвинению Тамановой В.Н. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 322.2, ст. 322.2, ст. 322.2 УК РФ, то есть в совершении фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ.

Основанием для прекращения уголовного дела в отношении Тамановой В.Н. явилось ее деятельное раскаяние, которое закреплено в ст.28 УПК РФ. Указанное основание прекращения уголовного дела не является реабилитирующим.

Суд, прекратив уголовное дело в отношении Тамановой В.Н., своим решением презюмировал факт совершения обвиняемой преступных деяний и факт фиктивной регистрации иностранного гражданина Мамадалиевой М.Т.к. по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Преступление Тамановой В.Н. совершенно при следующих обстоятельствах: в ДД.ММ.ГГГГ у Тамановой В.Н. возник преступный умысел, направленный на фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности доме, расположенном по адресу: <адрес>, без намерения фактически предоставить Мамадалиевой М.Т.к. помещение по вышеуказанному адресу для проживания. Понимая, что ее действия носят противоправный характер, Таманова В.Н. на просьбу Мамадалиевой М.Т.к. о ее регистрации ответила согласием, тем самым выступила принимающей стороной.

ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня Таманова В.Н., реализуя свой преступный умысел, осознавая противоправный характер своих действий, направленных на фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, прибыла в помещение отделения ОВМ ОМВД России по Спасскому району Рязанской области, расположенному по адресу: <адрес>, с целью фиктивной регистрации гражданина <адрес> Мамадалиевой М.Т.к. по месту жительства по адресу: <адрес>. Продолжая реализовывать свой преступный умысел, Таманова В.Н., будучи предупрежденной сотрудником ОВМ ОМВД России по Спасскому району о введении в УК РФ Федеральным законом от 21.12.2013 года № 376-ФЗ уголовной ответственности за фиктивную регистрацию иностранных граждан по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, являясь принимающей стороной, осознавая, что не имеет намерения предоставить жилое помещение по месту жительства, расположенное по адресу: <адрес>, для проживания гражданина <адрес> Мамадалиевой М.Т.к., передала сотрудникам отделения ОВМ ОМВД России по Спасскому району документы для регистрации иностранного гражданина, а именно: свое заявление о регистрации Мамадалиевой М.Т.к., расписку, согласно которой Таманова В.Н. ознакомлена об уголовной ответственности по ст.322.3 УК РФ о фиктивной постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении.

На основании поступивших документов МП УФМС России по Спасскому району, ДД.ММ.ГГГГ. была произведена регистрация по месту жительства указанного иностранного гражданина по адресу: <адрес>.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Согласно п.10 ч.1 ст.2 данного Федерального закона фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

На основании ст.4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими возложенных на них обязанностей, выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

В соответствии с требованиями ст.7 и ст.9 указанного Закона временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства, при этом в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета.

Исходя из положений ч.1 ст.14 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», п.3 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы.

На основании вышеизложенного, непременным условием регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в Российской Федерации является факт его постоянного или временного проживания по конкретному адресу, а также наличие права пользования жилым помещением на территории РФ.

В связи с чем регистрация по месту жительства Мамадалиевой М.Т.к. ОВМ ОМВД России по Спасскому району на основании документов, предоставленных Тамановой В.Н., по адресу: <адрес>, является формальной, поскольку Мамадалиева М.Т.к. по указанному адресу никогда не проживала, и, как следствие, данное действие является незаконным. Где фактически проживает Мамадалиева М.Т.к., неизвестно, данные о ее реальном месте пребывании или проживании отсутствуют.

Таким образом, пребывание на территории РФ Мамадалиевой М.Т.к. нарушает права РФ на равную возможность защиты нарушенных прав либо возмещения ущерба, нанесенного иностранным гражданином, так как в случае совершения таких действий реальное место пребывания Мамадалиевой М.Т.к. - иностранного гражданина будет невозможно установить.

Кроме того, основной целью миграционного учета является, в том числе обеспечение национальной и общественной безопасности Российской Федерации. Указанные выше обстоятельства противоречат требованиям законодательства о миграции, не позволяют органам власти надлежаще контролировать миграционные процессы, получать достоверную информацию о нахождении иностранных граждан на территории Российской Федерации.

В связи с изложенным, прокурор Спасского района Рязанской области просит признать недействительной регистрацию иностранного гражданина Мамадалиевой М.Т.к. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Обязать ОМВД России по Рязанской области снять с регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, гражданина <адрес> Мамадалиеву М.Т.к.

В судебном заседании помощник прокурора Спасского района Рязанской области Слепов Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

В связи с тем, что место жительства ответчика Мамадалиевой М.Т.к. неизвестно, суд, в соответствии со ст.50 ГПК РФ, назначил адвоката в качестве ее представителя.

Представитель ответчика Мамадалиевой М.Т.к. по назначению – адвокат Мыслин Г.В. не представил обоснованных возражений против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Таманова В.Н. надлежаще извещалась о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание не прибыла, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращалась, возражения на исковые требования прокурора не представила.

Третье лицо – ОМВД России по Спасскому району Рязанской области было надлежаще извещено о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание его представитель не прибыл, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, возражения на исковые требования прокурора не представил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным продолжить судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Спасского района Рязанской области Слепова Д.В., представителя ответчика Мамадалиевой М.Т.к. по назначению – адвоката Мыслина Г.В., исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

На основании ст.11, ст.12 ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также информации о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.

Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

В силу ст.7 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами РФ. Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Согласно ст.15 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

В силу ч.1 ст.14 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно п.3 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №9, постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы.

В соответствии с Преамбулой ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Согласно ст. 4 ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет осуществляется в целях: 1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; 2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; 3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; 4) планирования развития территорий Российской Федерации; 5) управления в кризисных ситуациях; 6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; 7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; 8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Миграционный учет включает в себя: 1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; 3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Таманова В.Н. предоставила сотрудникам ОВМ ОМВД России по Спасскому району Рязанской области документы, необходимые для регистрации гражданина <адрес> Мамадалиевой М.Т.к. по месту жительства по адресу: <адрес>.

На основании поступивших документов ДД.ММ.ГГГГ. ОВМ ОМВД России по Спасскому району Рязанской области произведена регистрация по месту жительства по указанному выше адресу гражданина <адрес> Мамадалиевой М.Т.к.

Вместе с тем жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Тамановой В.Н., не стало для ответчика Мамадалиевой М.Т.к. местом проживания, в том смысле, в котором это понимается законом, так как регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации, в то время как Мамадалиева М.Т.к. по данному адресу никогда не проживала, где фактически она проживает неизвестно, данные о ее реальном месте проживания или пребывания отсутствуют.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Таманова В.Н., осознавая, что не имеет намерения предоставлять принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес>, для проживания гражданина <адрес> Мамадалиевой М.Т.к., осознавая противоправный характер своих действий, направленных на фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, передала сотрудникам ОВМ ОМВД России по Спасскому району Рязанской области несоответствующие действительности документы для регистрации указанного иностранного гражданина, которые в свою очередь совершили регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ.

Своими действиями Таманова В.Н. и Мамадалиева М.Т.к., нарушили законные права и интересы государства в области миграционного учета.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются объяснения помощника прокурора Спасского района Рязанской области Слепова Д.В., сообщением ОВМ ОМВД РФ по Спасскому району от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением мирового судьи судебного участка №37 судебного района Спасского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ., миграционной картой Мамадалиевой М.Т.к., заявлением Мамадалиевой М.Т.к. о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ., справкой администрации МО – Собчаковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Представителем ответчика Мамадалиевой М.Т.к. по назначению - адвокатом Мыслиным Г.В. не представлено каких-либо доказательств в опровержение доводов прокурора.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что регистрация Мамадалиевой М.Т.к. по месту жительства по адресу: <адрес>, была произведена на основании документов, которые содержали заведомо недостоверные сведения о проживании указанного иностранного гражданина по данному адресу, каких-либо данных, свидетельствующих о проживании или о намерении проживать ответчика по адресу регистрации, суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что регистрация ответчика по месту жительства по указанному выше адресу является фиктивной.

В связи с этим суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания недействительной регистрации иностранного гражданина Мамадалиевой М.Т.к. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно п.4 ч.1 ст.19 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.

Поскольку в силу приведенных выше норм закона регистрация гражданина по месту жительства производна от его права пользоваться и проживать в данном жилом помещении, а суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания недействительной регистрации иностранного гражданина Мамадалиевой М.Т.к. по месту жительства в РФ, то ответчик подлежит снятию с регистрационного учета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Спасского района Рязанской области удовлетворить.

Признать недействительной регистрацию Мамадалиевой Махлиёхон Тохиржон кизи, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей гражданство <адрес>, по месту жительства по адресу: <адрес>.

Обязать Отделение по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Спасскому району Рязанской области снять Мамадалиеву Махлиёхон Тохиржон кизи, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.Н.Панкин