ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-61/2021 от 12.01.2021 Отрадненского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2- 61/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Отрадная 12 января 2021 года

Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Новиковой Н.М.,

при секретаре Слухаевой С.В.,

с участием старшего помощника прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Отрадненского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к ИП Ротар В. А. о признании деятельности по торговле сжиженным газом незаконной, запрете эксплуатации АГЗС и обязании оформить право пользования земельным участком,

установил:

Прокурор Отрадненского района обратился в суд с исковым заявлением к ИП Ротар В. А., в котором просит признать, осуществляемую Ротар В. А. предпринимательскую деятельность по торговле сжиженным газом в АЗС по адресу: <адрес>, незаконной. Запретить Ротар В. А. эксплуатировать автогазозаправочную станцию по реализации горючих газов, по адресу: <адрес>, до получении лицензии на эксплуатацию взрывопожарного производственного объекта. Обязать Ротар В.А. оформить право пользования земельным участком, на котором расположены объекты АЗС в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Мотивирует свои требования тем, что прокуратурой района, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, которой установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на основании договора аренды ИП Ротар В.А., размещена многопрофильная АЗС (МАЗС), то есть объект, подпадающий под регулирование Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", имеющий III класс опасности.

МАЗС принадлежит на праве собственности ИП Ротар В.А. Эксплуатация МАЗС осуществляется ИП Ротар В.А.

В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории муниципального образования Отрадненский район, при хранении и транспортировке углеводородного сырья установлено, что индивидуальный предприниматель Ротар В.А. эксплуатирует автозаправочную станцию (АЗС), расположенную по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о регистрации права собственности от 10.03.2020 .

Согласно указанному свидетельству Ротар В.А. принадлежит земельный участок площадью 2418 кв. м., с установленными границами.

Проверкой установлено, что часть объектов АЗС находится на земельном участке, не принадлежащем Ротар В.А.

Между ИП Ротар В.А. и собственником земельного участка, или лицом наделенным правом распоряжения земельным участком, договорные отношения отсутствуют.

Из заключений, привлеченных к проверке специалистов ОНД и ПР по Отрадненскому району следует, что эксплуатация МАЗС осуществляется с нарушением требований и норм правил пожарной безопасности, а также природоохранного законодательства, что создает опасность причинения вреда экологии, жизни и здоровью граждан.

В ходе проверки установлено, что ИП Ротар В.А. на указанной МАЗС осуществляет реализацию сжиженного газа населению без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов.

Вышеуказанная деятельность является деятельностью по эксплуатации взрывопожароопасного объекта и подлежит лицензированию.

Функционирование автогазозаправочной станции невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов горючих газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими, эксплуатация станции создает реальную угрозу окружающей природной среде, связанную с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.

Указанные нарушения создают условия для нарушения законного права граждан на безопасность, гарантированное государством, в связи с чем деятельность АГЗС должна быть прекращена в целях предотвращения техногенной катастрофы, последствием которой может явиться массовая гибель людей.

В судебном заседании истец – старший помощник прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А. поддержала заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить и обратить решение к немедленному исполнению.

Ответчик Ротар В.А. в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал, о чем в деле имеется соответствующее заявление.

Представители третьих лиц - администрации муниципального образования Отрадненский район и ОНД и ПР Отрадненского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом каких-либо ходатайств или возражений на иск от них не поступало.

Представитель третьего лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ч.4 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с 4.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно п. 1 ст. 34 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу п. 3 ст. 34 указанного Закона прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2 ст.39 указанного Закона).

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации, помимо прочего, обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом установлено, что прокуратурой района, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, которой установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на основании договора аренды ИП Ротар В.А., размещена многопрофильная АЗС (МАЗС), то есть объект, подпадающий под регулирование Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", имеющий III класс опасности.

МАЗС принадлежит на праве собственности ИП Ротар В.А. Эксплуатация МАЗС осуществляется ИП Ротар В.А.

В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории муниципального образования Отрадненский район, при хранении и транспортировке углеводородного сырья установлено, что индивидуальный предприниматель Ротар В.А. эксплуатирует автозаправочную станцию (АЗС), расположенную по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о регистрации права собственности от 10.03.2020 .

Согласно указанному свидетельству Ротар В.А. принадлежит земельный участок площадью 2418 кв. м., с установленными границами.

Из заключений, привлеченных к проверке специалистов ОНД и ПР по Отрадненскому району следует, что эксплуатация МАЗС осуществляется с нарушением требований и норм правил пожарной безопасности, а также природоохранного законодательства, что создает опасность причинения вреда экологии, жизни и здоровью граждан.

Проверкой выявлены следующие нарушения:

-отсутствует договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения при пожаре помещений операторской, (ст. 5, 54, 83, 84, 91, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства № 390 от 25.04.2012г. п.61, п.63).

-автоматическая пожарная сигнализации и система оповещения операторской находится в не работоспособном состоянии, (ст. 5, 54, 83, 84, 91, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства № 390 от 25.04.2012г. п.61, п.63).

-отсутствует акт о наличии и исправности пожарного водоема - пожарного гидранта для целей наружного пожаротушения в соответствии с требованиями нормативных документов. (Ф3-№123 от 22.07.2008 (ред. от 10.07.2012) ст.ст. 5, 62, 151; СНиП 2-04-02-84* п.п. 2.13, 9.27, 9.28, 9.29, 9.30; СП 8.13130.2009 п.4, п. 9.11; Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.12. п.55, СП 156.13130.2014 п. 6.37)).

-отсутствуют на видных местах в помещении объекта защиты таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ. (ст. 5, 6, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства от 25.04.12. № 390 п. 6; ГОСТ Р 12.2.143-2009).

-на видных местах отсутствуют знаки пожарной безопасности, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ (в местах размещения пожарного оборудования и автоматической установки противопожарной защиты объекта в целом), (ст. 5, 6, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); ГОСТ Р 12.2.143-2009; Постановление Правительства от 25.04.12. № 390 п. 43).

-отсутствует удостоверение руководителя либо ответственного лица об обучении мерам пожарной безопасности, (ст. 5, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства от 25.04.12. №390 п. 3).

-отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ. (ст. 5, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства от 25.04.12.390 п. 2).

-отсутствует замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (ст. 5, 151 ФЗ №123 от 22.072008г., (ред. от 10.07.2012г.); ПТЭЭП приложение 3.1 таблица 37, ПУЭ, СП 156.13130.2014 п. 6.3.2).

-отсутствует документация системы молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества ((ст. 5, 6151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., СП 156.13130.2014 п. 6.3.2).

-не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты. (ст. 5, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства от 25.04.12. № 390 п. 4).

-отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, (ст. 6, 105, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства от 25.04.12. № 390 п. 478).

-лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, (ст. 5, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства от 25.04.12. № 390 п. 3).

-не произведен расчет и не обеспечено наличие на дверях помещений обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона №123 от 22.07.2008г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 5, 7, 8, 151 ФЗ №123 от 22.07.2008г., (ред. от 10.07.2012г.); Постановление Правительства от 25.04.12. №-390 п. 20; НПБ 105-03).

-автозаправочная станция не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (Постановление Правительства от 25.04.12. №-390 п. 455)

-пожарные щиты не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6 (п. 482 Постановления Правительства РФ от 25.04.12. № 390).

-отсутствует техническая документация на АЗС которая должна содержать требования к технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, организационно-технических условиях интеграции с технологически связанными производственными объектами (при наличии), сроке службы. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования, (ст. 5, 6 ФЗ №123 от 22.07.2008г., СП 156.13130.2014 п. 6.1, п. 6.2. 6.6, НПБ 111-98* п. 3*, п. 4).

-резервуар (сосуд) хранения газового топлива не защищен от разгерметизации вследствие воздействия на него опасных факторов пожара транспортного средства с учетом возможного разрушения баллонов (сосудов) его топливной системы (имеется запах пропана) (ст. 5, 6 ФЗ №123 от 22.07.2008г., СП 156.13130.2014 Приложение 3 (обязательное). Специфические требования к передвижным автомобильным КриоАЗС, газонаполнительным и газозаправочным станциям п. 3.2)

-резервуар СПГ передвижной автомобильной КриоАЗС не отвечает требованиям к двухоболочечному резервуару СПГ (ст. 5, 6 ФЗ №123 от 22.07.2008г., СП 156.13130.2014 Приложение З(обязательное). Специфические требования к передвижным автомобильным КриоАЗС, газонаполнительным и газозаправочным станциям п. 3.2)

-резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции или КриоАЗС не оснащен устройствами, автоматически предотвращающими выход из него сжиженного газа и его паров через трубопроводы выдачи и возврата паровой фазы (ст. 5, 6 ФЗ №123 от 22.07.2008г., СП 156.13130.2014 Приложение З(обязательное). Специфические требования к передвижным автомобильным КриоАЗС, газонаполнительным и газозаправочным станциям п. 3.2)

-технологическая система передвижной газонаполнительной станции или КриоАЗС не обеспечивает возможность дистанционного (из безопасного места) отключения раздаточных колонок и насосов перекачивания, перекрытия отходящих от резервуара трубопроводов СУГ, СПГ и их паров, сброса избыточного давления природного газа из отключенного от резервуара СПГ и сосудов КПГ оборудования технологической системы на сбросные трубы (ст. 5, 6 ФЗ №123 от 22.07.2008г., СП 156.13130.2014 Приложение З(обязательное).

Специфические требования к передвижным автомобильным КриоАЗС, газонаполнительным и газозаправочным станциям п. 3.2).

В ходе проверки установлено, что ИП Ротар В.А. на указанной МАЗС осуществляет реализацию сжиженного газа населению без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов.

Вышеуказанная деятельность является деятельностью по эксплуатации взрывопожароопасного объекта и подлежит лицензированию.

Функционирование автогазозаправочной станции невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов горючих газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими, эксплуатация станции создает реальную угрозу окружающей природной среде, связанную с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.

Указанные нарушения создают условия для нарушения законного права граждан на безопасность, гарантированное государством, в связи с чем деятельность АГЗС должна быть прекращена в целях предотвращения техногенной катастрофы, последствием которой может явиться массовая гибель людей.

При таких обстоятельствах суд полагает уточненное исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ по просьбе истца суд считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для истца в своевременном получении жилого помещения.

Истцом в суд подано заявление об обращении решения суда к немедленному исполнению.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд вправе по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие обстоятельств замедление его исполнения может привести к ущербу для взыскателя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Отрадненского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к ИП Ротар Вадиму Александровичу о признании деятельности по торговле сжиженным газом незаконной, запрете эксплуатации АГЗС и обязании оформить право пользования земельным участком удовлетворить.

Признать осуществляемую Ротар Вадимом Александровичем предпринимательскую деятельность по торговле сжиженным газом в АЗС по адресу: <адрес> незаконной.

Запретить Ротар В.А. эксплуатировать автогазозаправочную станцию по реализации горючих газов по адресу: <адрес> до устранения нарушений законодательства.

Обязать Ротар В.А. оформить право пользования земельным участком, на котором расположены объекты АЗС (рекламный щит) в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Н.М. Новикова