ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2022 года р.п. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе временно исполняющей обязанности судьи Мамско-Чуйского районного суда - судьи Усольского городского суда Иркутской области Коневой Н.В.,., при секретаре судебного заседания Гагариной М.П., с участием представителя истца Полякова А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0015-01-2022-000082-47 (2-61/2022) по исковому заявлению и.о. прокурора Мамско-Чуйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Мамско-Чуйского района, муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа п. Мама» о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании выявлены нарушения законодательства об образовании в муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования (далее - МКОУ ДО «Детская музыкальная школа п. Мама»).
В ходе осуществления надзора установлено, что двухэтажное нежилое здание МКОУ ДО «Детская музыкальная школа п. Мама», площадью 593,7 кв., расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, построено и введено в эксплуатацию в 1978 году. При этом в нарушение требований закона обследование технического состояния здания МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>», с привлечением специализированной организации не проводилось. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес руководителя организации внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, выявленные нарушения не устранены, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района.
С учётом изложенного просит суд:
Обязать администрацию <адрес> профинансировать мероприятия по проведению обследования технического состояния здания МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>» в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния нежилого здания МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Поляков А.О. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, ходатайства об отложении рассмотрения настоящего дела не заявлял.
Представитель ответчика МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
В силу части 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Учитывая согласие стороны истца, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства с вынесением по делу заочного решения.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-Ф3) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
К компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что МКОУ ДО «Детская музыкальная школа п. Мама» осуществляет образовательную деятельность по дополнительному образованию. Учредителем данного образовательного учреждения является Комитет по управлению муниципальным имущством Мамско-Чуйского района.
Здание образовательного учреждения является объектом с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 5 ст. 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружении должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В соответствии с ч. 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч. 7,8 ст. 55.24. ГрК РФ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-Ф3) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие и их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно- технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Федеральный закон № 384-Ф3 устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 384-Ф3 безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 384-Ф3 строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ст. 36 Федерального закона № 384-Ф3 безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011), который является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической опасности зданий и сооружений, регламентирует требования к работам и составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 4.3, п. 4.4 ГОСТ 31937-2011, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем за два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные виды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и кружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения).
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Из материалов дела следует, что МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>» расположена на земельном участке по адресу: <адрес>, в нежилом двухэтажном здании, площадью 706,4 кв.м., построенном в 1978 году и веденным в эксплуатацию в 1987 году.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>» требований законодательства об образовании и организации досуга несовершеннолетних установлено, что обследование технического состояния здания МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>» с привлечением специализированной организации не проводилось. Как следует из ответа Администрации <адрес> на запрос прокуратуры указанные мероприятия не проводились, поскольку требуют крупных финансовых затрат, лимиты на которые не предусмотрены в бюджете <адрес> в связи с высокой дотационностью бюджета.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится также создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст. ст. 6, 154, 158 Бюджетного кодекса РФ Администрация муниципального образования <адрес>, выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. За счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание учреждений науки, культуры, образования.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления.
Из представленного суду Администрацией <адрес> письменного отзыва на исковое заявление следует, что администрацией района принимаются меры по исполнению требований, изложенных в исковом заявлении. В настоящий момент администрацией <адрес> в Министерство финансов <адрес> подготавливается обращение о передвижке лимитов бюджетных обязательств на выравнивание бюджетной обеспеченности. При поступлении дополнительных траншей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в бюджет района, будет организована работа по ремонту здания.
В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Относимых и допустимых доказательств соблюдения ответчиками положений требований законодательства об образовании и организации досуга несовершеннолетних в здании МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>» по адресу: <адрес>, не представлено, тогда как результаты проведённой прокурором проверки, указывают на нарушение ответчиком требований действующего законодательства об образовании в отношении объекта недвижимого имущества.
Истцом вышеуказанные обстоятельства доказаны и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде.
Оценив собранные по делу доказательства, по правилам статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи применительно к вышеприведенным положениям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТа 31937-2011, принимая во внимание, что ответчиками в здании МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>», были допущены нарушения требований вышеуказанных норм о безопасности зданий и сооружений, доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений в объеме, исключающем опасность причинения вреда, угрозы жизни и здоровью граждан, либо об их отсутствии на момент рассмотрения дела, в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, ответчиками суду не представлено, указанные нарушения влекут за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья, на безопасные условия пребывания в учреждении образования, создают состояние незащищенности от возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью в результате разрушения всего здания или его части, повреждения части здания, в связи с чем, заявленные исковые требования прокурора является законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Указанный прокурором срок отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 ГПК РФ.
При этом предоставление более длительного срока исполнения решения, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Мамско-Чуйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Мамско-Чуйского района, муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа п. Мама» о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Мамско-Чуйского района профинансировать мероприятия по проведению обследования технического состояния здания МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа <адрес>» в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния нежилого здания МКОУ ДО «Детская музыкальная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.
Ответчик вправе подать в Мамско-Чуйский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В. Конева