Вичугский городской суд Ивановской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Вичугский городской суд Ивановской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-62/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вичуга 3 марта 2011 года
Вичугский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Горшковой Е.А.
при секретаре Любимовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вичугского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации городского округа Вичуга о внеочередном предоставлении жилой площади по договору социального найма
У С Т А Н О В И Л :
Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации городского округа Вичуга Ивановской области о внеочередном предоставлении ФИО1, относящейся к категории детей-сирот, жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленной нормы, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Исковые требования мотивированы тем, что 6 декабря 2010 года в Вичугскую межрайонную прокуратуру с заявлением обратилась ФИО1, являющаяся лицом из числа детей-сирот. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ФИО1 осталась без попечения родителей в 2004 году, так как ее одинокая мать - Ш.О.М. решением Вичугского городского суда от 01.11.2004 года лишена родительских прав, 20.03.2007 года Ш.О.М. умерла. Жилой дом, расположенный по адресу: , в котором зарегистрирована ФИО1 для проживания не пригоден. ФИО1 проживала у своего опекуна К.Г.Ю., по адресу: . На основании протокола №7 от 24.10.2007 года заседания жилищной комиссии при администрации г.Вичуга, Постановлением главы администрации г.Вичуга Ивановской области от 01.11.2007 года № 1018 ФИО1 поставлена на льготную очередь как сирота. С 01.09.2009 года ФИО1 обучается в ОГОУ «Ивановское областное художественное училище имени М.И. Малютина» с 01.09.2010 до 10.12.2011 года она находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. До достижения возраста 18 лет ФИО1 проживала у опекуна. Она обращалась в администрацию городского округа Вичуга по вопросу предоставления жилья, но ей было отказано в связи с невозможностью предоставления жилого помещения. Во исполнение ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 8 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области» администрация городского округа Вичуга по месту жительства обязана обеспечить ФИО1 жилой площадью вне очереди. Однако в настоящее время ФИО1 с малолетним ребенком проживать негде, она вынуждена снимать квартиру, жилье администрацией г.Вичуга не предоставлено. Бездействие администрации городского округа Вичуга нарушает право ФИО1, как лица из числа детей-сирот, на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью.
В судебном заседании помощник Вичугского межрайонного прокурора Лаврова Е.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что с 2003 года она находилась под опекой и проживала у опекуна К.Г.Ю., поскольку ее мать Ш.О.М. в 2004 году лишили родительских прав, в 2007 году мать умерла. У них с матерью была трехкомнатная благоустроенная квартира, мать злоупотребляла спиртными напитками, квартиру продала и купила дом, несколько месяцев она проживала в доме с матерью, а затем мать продала из дома трубы отопления и всю мебель, в доме нет печи, стекол, пола, дом стал непригоден для проживания. Своего жилья у нее нет, вынуждена снимать квартиру, является одинокой матерью, по вопросу предоставления жилья она обращалась в администрацию г.Вичуга, но получила отказ, в связи с чем обратилась в прокуратуру. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации городского округа Вичуга ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время ФИО1 состоит на очереди на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, и числится под № 44. Согласно Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии таких категорий граждан являются расходными обязательствами Ивановской области и определяются Законом Ивановской области «Об областном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период. В бюджете городского округа Вичуга на 2011 год не запланированы ассигнования на софинансирование расходов к субвенции из бюджета Ивановской области в связи с тем, что субвенции на выделение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в областном бюджете для г.Вичуга не предусмотрены. Администрация городского округа Вичуга не имеет возможности предоставить жилье ФИО1 по причине отсутствия финансирования.
Представитель третьего лица - Территориального управления социальной защиты населения городского округа Вичуга и Вичугского муниципального района - ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что ФИО1 относится к категории детей сирот, воспитывалась в семье опекуна - К.Г.Ю., в 2007 году Постановлением главы администрации г.Вичуга ФИО1 поставлена на очередь для получения внеочередного жилья. ФИО1 оказалась в трудной жизненной ситуации, после окончания 9 классов она поступила в Ивановский художественное училище, через два месяца ушла в декретный отпуск и родила дочь, в настоящее время вынуждена снимать квартиру. Просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения Ивановской области - ФИО4, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Указанные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Ивановская область передала органам местного самоуправления городских округов и поселений полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Размеры субвенции городским округам и поселениям определяются в соответствии с методикой, являющейся приложением к Закону Ивановской области от 14.03.1997 г. № 7-ОЗ и зависят от численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Областной сводный реестр детей указанной категории формируется на основании данных предоставляемых в Департамент социальной защиты Ивановской области органами местного самоуправления, порядковый номер очередости зависит от времени постановки на учет. На 01.03.2011 года на учете состоит 2051 человек. Выделенные в 2011 году в рамках долгосрочной программы «Дети Ивановской области» средства позволят обеспечить в качестве нуждающихся в жилых помещениях лиц указанной категории, поставленных на учет в 1999 году. ФИО1 включена в общую очередь и в списки на внеочередное получение жилого помещения. Номер очереди ФИО1 в соответствии с областным сводным реестром - 1132. Денежные средства на обеспечение ФИО1 жилым помещением будут выделены в соответствии с методикой, установленной Законом Ивановской области от 14.03.1997 г. № 7-ОЗ, данная методика и сам Закон не обжаловались и не признавались утратившими силу. Считает, что администрация г. Вичуга обязана предоставить ФИО1 жилье, поскольку в соответствии жилищным законодательством жилье предоставляется на основании актов органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Ивановской области для участия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Как следует из представленного отзыва, считают, что реализация жилищной политики не относится к компетенции Департамента финансов, в связи с чем решение по данному делу не может повлиять на права и обязанности Департамента финансов по отношению к сторонам, в связи с чем просят исключить Департамент финансов из числа третьих лиц и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является лицом из категории детей-сирот. Одинокая мать несовершеннолетней Шиповой - Ш.О.М. 01.11.2004 года лишена родительских прав, 20.03.2007 года Ш.О.М. умерла. Постановлением главы администрации г.Вичуга Ивановской области от 16.01.2004 года №28 за несовершеннолетней ФИО1 закреплено право пользования жилым помещением в , 02.02.2007 года указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, ФИО1 проживала у опекуна.
На основании протокола №7 от 24.10.2007 года заседания жилищной комиссии при администрации г.Вичуга, Постановлением главы администрации г.Вичуга Ивановской области от 01.11.2007 года № 1018 ФИО1 поставлена на льготную очередь на внеочередное получение жилого помещения как сирота.
С 1 сентября 2009 года ФИО1 обучается в ОГОУ «Ивановское областное художественное училище им. М.И.Малютина», является одинокой матерью малолетнего ребенка, с 1 сентября 2010 года по 10 декабря 2011 года ФИО1 находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
При обращении Шиповой К.Э в администрацию г.Вичуга по вопросу предоставления жилья ей было отказано в связи с невозможностью предоставления жилого помещения. В настоящее время ФИО1 снимает квартиру.
Установленные судом обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, показаниями свидетеля К.Г.Ю., являвшейся попечителем ФИО1
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст.2 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и ст. 8 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ивановской области» от 14.03.1997 г. № 7-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п. 1 ст.8.1 указанного закона Ивановской области государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы.
Часть третья ст. 57 ЖК РФ устанавливает, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства именно органы местного самоуправления обязаны предоставлять жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей во внеочередном порядке.
В настоящее время ФИО1, относящаяся к категории детей-сирот, в нарушение законодательства жильем не обеспечена, в связи с чем суд считает необходимым обязать администрацию городского округа Вичуга предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, расположенное в г.Вичуга Ивановской области, площадью не ниже установленной нормы, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Отсутствие соответствующего финансирования, наличие других лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от финансирования, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма, расположенное в г.Вичуга Ивановской области, площадью не ниже установленной нормы, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме (09.03.2011 г.).
Судья Е.А. Горшкова