Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-62/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Гусь-Хрустальный 13 января 2012 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Андреевой А.П., с участием помощника Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Шуваловой И.А., при секретаре Ковалюк А.В., рассмотрев гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей г.Гусь-Хрустальный, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии к Открытому акционерному обществу «Владимирские коммунальные системы» (ОАО «ВКС») и Открытому акционерному обществу «Владимирская областная теплоэнергетическая компания» (ОАО «ВОТЭК») о признании действий по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на горячее водоснабжение незаконными и обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – жителей , проживающих в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии к ответчикам о признании действий по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на горячее водоснабжение незаконными и обязании произвести перерасчет, указывая в заявлении, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой в связи с поступлением жалоб жителей города, была проведена проверка требований законодательства при начислении ответчиками платы за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ тепловой энергии на горячее водоснабжение. На основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «ВОТЭК» и ООО «ГРИВЦ», с ДД.ММ.ГГГГ работы по начислению и сбору платежей за тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) с населения осуществляет ООО «ГРИВЦ». Дополнительным соглашением к агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приложение № «Порядок расчета платы населению за поставленную тепловую энергию». С учетом внесенных изменений ежемесячная плата за горячее водоснабжение включает плату за ГВС (подогрев) и плату за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ ГВС. Фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на ГВС включает потребление тепловой энергии на общедомовые нужды и рассчитывается по формуле 6-1. В соответствии с дополнительным соглашением к агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ в квитанциях за июль, август, сентябрь 2011г., ООО «ГРИВЦ» жителям, проживающим в домах, оборудованных ОДПУ тепловой энергии на ГВС, кроме платы за горячее водоснабжение произведено начисление платы за фактическое потребеление тепловой энергии по ОДПУ на ГВС. Начисления произведены по формуле 6-1 дополнительного соглашения по каждому жилому дому как разница между стоимостью фактически потребленной тепловой энергией на ГВС, установленной по показаниям общедомового прибора учета, и суммарными поквартирными начислениями, которая распределяется поквартирно согласно площади жилого помещения. Действия ответчиков по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на ГВС являются незаконными, поскольку это противоречит п.21, подп.1 п.2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, где предусмотрено определение размера платы за горячее водоснабжение исходя из объема коммунального ресурса – горячей воды, фактически потребленного за расчетный период по показаниям общедомового прибора учета в кубических метрах, и тарифа на ГВС. Иного порядка начисления платы за ГВС Правилами не определено. Начисление платы за ГВС исходя из объема тепловой энергии, затраченного на подогрев горячей воды, определенного по показаниям ОДПУ в Гкал и тарифа на тепловую энергию, Правилами не предусмотрено. Фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на ГВС определяется ответчиками в зависимости от площади жилого помещения, в то время как Правилами начисление платы за ГВС в зависимости от площади жилых помещений не допускается. С учетом дополненный исковых требований, Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор просит признать действия ответчиков по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по общедомовым приборам учета тепловой энергии на горячее водоснабжение жителям, проживающим в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии, незаконными; обязать ООО «ГРИВЦ» произвести перерасчет платы за июль-ноябрь 2011 года, исключив начисления за фактическое потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение жителям, проживающим в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии.
В судебном заседании помощник Гусь-Хрустального межрайпрокурора Шувалова И.А. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ОАО «ВОТЭК» ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласились. При этом пояснили, что в соответствии с положениями публичного договора теплоснабжения, заключенного между ОАО «ВОТЭК» и гражданами, проживающими в , установлен порядок расчетов за поставленную тепловую энергию, который применяется по согласованию комиссии при администрации МО с участием представителей прокуратуры . Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не предусматривают методики распределения тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, но не содержит запрета ее распределения, поскольку такой запрет вступил бы в противоречие со ст.157 ЖК РФ, основанной на необходимости оплаты потребителями всего объема поставленной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии. Потребители должны оплатить весь объем поставленной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии. Потери, заложенные Департаментом цен и тарифов Администрации Владимирской области при расчете тарифа на горячее водоснабжение являются нормативными.
Представитель ответчика ООО «ГРИВЦ» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. При этом пояснила, что начислены платф за горячее водоснабжение и выставление квитанций на оплату населению осуществляется ими на основании агентского договора с ОАО «ВОТЭК». Кроме того, считает, что прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц определен и ограничен гражданами, проживающими в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии и являющихся потребителями услуг горячего водоснабжения, которым были выставлены соответствующие квитанции.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании ч.ч.2,4,5 ст.426 ГК РФ, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны. В соответствии с ч.1 ст.539, ч.1 ст.540, ч.1 ст.541, ч.1 ст.542, ст.544, ч.1 ст.548 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию…В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети…Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении… Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон…Правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. На основании ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ. Согласно подп. «а» п.21 Правил (далее Правила) предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (в редакции от 06.05.2011г.) предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. Согласно подп. «а» п.23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. В соответствии с подп.1 п.2 приложения № 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется за горячее водоснабжение по формуле 6 исходя из объема коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (куб.м), тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./куб.м), количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. В соответствии с подп.1 п.3 приложения № 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле 9 за горячее водоснабжение исходя из объема (количество) коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (куб.м); суммарного объема (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета (куб.м); суммарного объема (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5 (куб.м); объема (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета или в жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5 (куб.м); тарифа на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./куб.м). В силу п.8 Правил, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с публичным договором теплоснабжения ответчик ОАО «ВОТЭК» подает, а потребитель приобретает и оплачивает тепловую энергию для нужд отопления и /или горячего водоснабжения в соответствии с ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 и жилищным законодательством РФ.
Согласно агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «ВОТЭК» поручило ООО «ГРИВЦ» совершать работы по начислению и сбору платежей за тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) с населения. Дополнительным соглашением к агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Приложение № 2 к указанному агентскому договору «Порядок расчета платы населению за поставленную тепловую энергию», которым было предусмотрено, что ежемесячная плата за горячее водоснабжение включает плату за ГВС (подогрев) и плату за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ ГВС. Фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на ГВС включает потребление тепловой энергии на общедомовые нужды и рассчитывается по формуле 6-1.
На основании вышеуказанных агентского договора и дополнительного соглашения к нему, ООО «ГРИВЦ» начисляло плату за горячее водоснабжение и ежемесячно направляло квитанции жителям многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии в период с июля по ноябрь 2011 года. В данных квитанциях предусматривалась плата за подогрев ГВС, которая рассчитывалась в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п.п.21,23) и фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ ГВС, которое определялось как разница между стоимостью фактически потребленной тепловой энергии на ГВС, установленной по показаниям общедомового прибора учета и суммарными поквартирными начислениями, распределяемыми поквартирно исходя из площади жилого помещения.
Между тем, действия по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на ГВС являются незаконными, поскольку вышеуказанные Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, определяют размер платы за горячее водоснабжение исходя из объема коммунального ресурса (горячего водоснабжения), фактически потребленного за расчетный период, определенный по показаниям общедомового прибора учета в кубических метрах и тарифа на горячее водоснабжение. В соответствии с постановлением Департамента цен и тарифов Администрации Владимирской области за № 42/5 от 30.11.2010г., установлен тариф на горячую воду, отпускаемую потребителям ОП ОАО «ВОТЭК» «Теплоэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 112 руб.04 коп. за 1 куб.м (без учета НДС). Согласно п.48 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520 (в редакции от 08.06.2011г.) «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб.м холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб.м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ».
Какого-либо иного порядка, регулирующего начисление платы за горячее водоснабжение, в том числе фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на ГВС в зависимости от площади жилого помещения, действующим законодательством не предусмотрено. Доводы представителей ответчиков в той части, что в публичном договоре стороны предусмотрели порядок оплаты за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ ГВС, не может быть принят во внимание, так как данное условие публичного договора противоречит вышеуказанным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п.8 данных Правил и ч.5 ст.426 ГК РФ предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, не должны противоречить Правилам, а условия публичного договора, не соответствующие установленным требованиям законодательства, ничтожны. В этой связи не свидетельствуют о правомерности действий по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ ГВС и доводы ответчиков о том, что указанный порядок расчетов применялся по согласованию комиссии при администрации МО с участием представителей межрайонной прокуратуры .
При указанных обстоятельствах исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц жителей , проживающих в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии к ООО «ГРИВЦ» и ОАО «ВОТЭК» о признании действий по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по ОДПУ на горячее водоснабжение незаконными и обязании произвести перерасчет, удовлетворить.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Городской расчетный информационный вычислительный центр» и Открытого акционерного общества «Владимирская областная теплоэнергетическая компания» по начислению платы за фактическое потребление тепловой энергии по общедомовым приборам учета тепловой энергии на горячее водоснабжение жителям, проживающим в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии, незаконными.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Городской расчетный информационный вычислительный центр» произвести перерасчет платы за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2011 года, исключив начисления за фактическое потребление тепловой энергии по общедомовым приборам учета тепловой энергии на горячее водоснабжение жителям, проживающим в жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Городской расчетный информационный вычислительный центр» и Открытого акционерного общества «Владимирская областная теплоэнергетическая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в равных долях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца.
Судья А.П.Андреева