Алейский городской суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Алейский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-620/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2011 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Т.В. Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Алейского к Алейскому межрайонному отделу судебных приставов России по , Управлению Федеральной службы судебных приставов по об освобождении от оплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Алейского обратилась в суд с исковым заявлением к Алейскому МОСП об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ Алейским городским судом было вынесено решение, согласно которому Администрация Алейского обязана произвести капитальный ремонт жилого края. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алейского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - Администрации Алейского , в пункте 2 постановления установлен срок 5 дней. Далее указано, что взыскиваемую сумму перечислить в указанный срок на счет (указаны реквизиты), представить копию платежного документа. Из решения суда не следует, что должна кому-то оплатить определенную сумму. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Алейского в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но нe менее 5 000 рублей, что составляет 5 000 рублей. В этот же день вынесено постановление о назначении нового срока исполнения: до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. На основании пункта 2.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, капитальный ремонт жилищного фонда включает комплексное устранение неисправности всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление модернизации жилых зданий и является частью мероприятий по восстановлению основных средств. При капитальном ремонте осуществляется технически возможная и экономически целесообразная модернизация жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Работы по капитальному ремонту выполняются согласно утвержденному графику и смете, которые составляются после всестороннего обследования объекта, подписания акта технического состояния и акта о выявленных дефектах здания. Из пункта 2.4.5. Правил № следует, что капитальный ремонт, так же как и текущий, производится с привлечением подрядных организаций, следовательно, для того чтобы произвести ремонтные работы, необходимо заключить договор со специализированной строительной организацией. Согласно приложению № к указанным Правилам примерный перечень по капительному ремонту дома включает такие элементы, как: обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации; ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); модернизация и утепление жилых зданий; замена внутриквартальных инженерных сетей; установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, и также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды; осуществление авторского и технического надзора за производством работ; ремонт встроенных помещений в зданиях.
Учитывая изложенное, следует вывод, что исполнить решение суда, а именно произвести капитальный ремонт , в течение 5 дней невозможно по причине большого объема работ и определенного срока, исчисляемого не днями. Судебный пристав-исполнитель постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установил новый срок исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, увеличив его с 5 дней до 13. Но и за 13 дней произвести капитальный ремонт дома невозможно. в неисполнении судебного акта в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, отсутствует. Просят освободить Администрацию Алейского от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Алейским городским судом.
В судебном заседании представитель истца Администрации Алейского Канищева А.П. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске.
Представитель ответчика судебный пристав-исполнитель Алейского МОСП Уколова Т.С. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на практику исполнительного производства, в соответствии с которой исполнительский сбор может взыскиваться с должников – получателей средств федерального бюджета по исполнительным документам неимущественного характера, если требование о добровольном исполнении требований исполнительного документа не исполнено в установленный срок.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по по доверенности Козина Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Алейским городским судом, обязать Администрацию Алейского произвести капитальный ремонт жилого края. Постановление о возбуждении исполнительного производства за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ направлено сторонам исполнительного производства. В вышеуказанном постановлении должнику был установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Согласно уведомления о вручении постановление о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ получено Администрацией Алейского ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в соответствии со ст. 105,112 ФЗ «Об исполнительном производстве» применена первая штрафная санкция в виде вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, в размере 5000 рублей. Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П сумма исполнительного сбора представляет собой санкцию штрафного характера. На основании п. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительный сбор с должника-организации устанавливается в размере 5000 рублей. В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает новый срок для исполнения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы заявителя о том, что он должен быть освобожден от уплаты исполнительского сбора считает необоснованными в связи с тем, что в соответствии с ч.3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ исполнительский сбор взыскивается с должника в случае не исполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В данную статью вошли положения по взысканию исполнительского сбора с суммы задолженности по взысканию, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации устанавливается пять тысяч рублей. В соответствии с ч. 5 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» оговорен перечень случав, когда исполнительский сбор не взыскивается: по исполнительным документам, поступившим в порядке, установленном ч.6 ст. 33 ФЗ: при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава — исполнителя о взыскании исполнительского сбора; по постановлению судебного пристава- исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа; по судебным актам по обеспечительным мерам.
Третье лицо Бородина Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Учитывая мнение представителя истца Администрации края, представителей ответчиков, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие третьего лица Бородиной Н.М.
Выслушав представителя истца Канищеву А.П., представителя ответчика судебного пристава-исполнителя Алейского МОСП Уколову Т.С., представителя ответчика УФССП по АК Козину Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В силу правовой позиции, выработанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционного положения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
ДД.ММ.ГГГГ Алейский городской суд вынес решение по гражданскому делу по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах Бородиной Н.М. к администрации Алейского , Алейской квартирно-эксплуатационной части, которым обязал ответчика Администрацию Алейского произвести капитальный ремонт жилого края.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Администрации Алейского в интересах взыскателя: Бородиной Н.М., сущность взыскания: произвести капитальный ремонт жилого края. В вышеуказанном постановлении должнику был установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Установленные в статье 36 указанного Федерального закона сроки совершения исполнительных действий направлены на обеспечение реализации прав граждан на судебную защиту.
Из пояснений представителя истца Администрации Алейского , материалов дела усматривается, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок на добровольное исполнение и до настоящего времени решение Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Во исполнение положений данной нормы ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП Уколовой Т.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Алейского в размере 5 000 рублей в связи с неисполнением без уважительный причин в срок до ДД.ММ.ГГГГ требований исполнительного документа, а также непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения.
При определении размера исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель руководствовалась частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.
Согласно пункта 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания.
На основании пункта 7 указанной статьи при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Наличие или отсутствие указанных оснований определяется по правилам статьи 401 ГК РФ.
Так, в соответствии со статьей 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Согласно указанного приложения капитальный ремонт жилых зданий должен включать:
1. Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ).
2. Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).
3. Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
4. Утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров).
5. Замена внутриквартальных инженерных сетей.
6. Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей).
7. Переустройство невентилируемых совмещенных крыш.
8. Авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой.
9. Технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда.
10. Ремонт встроенных помещений в зданиях.
Исходя из изложенного следует, что капитальный ремонт жилого здания включает в себя большой объем работы по подготовке к ремонту и его осуществлению, с выделением средств на проведение капитального ремонта.
Из решения Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой находился в федеральной собственности и в оперативном управлении Алейской КЭЧ. Распоряжением ТУ Росимущества по от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность муниципального образования, жилой дом был передан в собственность муниципального образования в одностороннем порядке.
Право собственности на указанный жилой дом за администрацией Алейского зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта межведомственной комиссии администрации Алейского от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой находится в аварийном состоянии.
В судебном заседании установлено и не отрицается представителем ответчика судебным приставом-исполнителем Алейского МОСП Уколовой Т.С., что Администрация Алейского в целях исполнения решения Алейского городского суда , ДД.ММ.ГГГГ заключила договор № на обследовательские работы с ОАО институтом «Алтайагропромпроект» для проведения обмерных работ строительных конструкций двухэтажного жилого дома по адресу . Приложение к данному договору является задание и смета №.
Согласно сообщения администрации Алейского от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии ст. 185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете не позднее 15 ноября текущего года. Проект решения «О районном бюджете на 2011 года» внесен администрацией Алейского на рассмотрение Собрания депутатов Алейского ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением №-РСД бюджет администрации утвержден, согласно которого средства на проведение капитального ремонта жилищного фонда предусмотрены не были.
Данное обстоятельство также не позволяет истцу при отсутствии бюджетных средств приступить к капитальному ремонту жилого здания.
Как пояснил, представитель истца в середине ноября 2011 года на рассмотрение Собрания депутатов Алейского будет представлен проект бюджета с указанием средств, необходимых для ремонта . Кроме того, администрацией Алейского направлено ходатайство в администрацию о выделении субсидии для исполнения решения суда.
В связи с чем, из представленных документов усматривается, что Администрация Алейского приступила к исполнению своих обязанностей должника, не проведение капитального ремонта жилого здания в сроки, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве» (5 дней) объясняется объективными причинами.
На основании изложенного суд приходит к заключению, что нарушение Администрацией Алейского установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего выполнить определенные действия – капитальный ремонт многоквартирного дома, вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, в то время как ими предприняты необходимые меры для надлежащего исполнения решения Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает возможным освободить Администрацию Алейского от взыскания исполнительского сбора в сумме 5 000 рублей по постановлению Алейского МОСП от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника: Администрации Алейского , в интересах взыскателя: Бородиной Н.М.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Алейского удовлетворить.
Администрацию Алейского освободить от уплаты исполнительского сбора, взысканного в сумме 5 000 рублей по постановлениям судебного пристава-исполнителя Алейского межрайонного отдела судебных приставов по России по от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: В.П. Долженко
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2011 года.
Судья: В.П. Долженко
Решение не вступило в законную силу