Дело № 2-6201/16
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Нальчикский городской суд в составе председательствующего Тхазаплижевой Б.М., при секретаре ФИО6, с участием помощника прокурора <адрес> КБР ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, материального истца -ФИО2, представителя ответчика <данные изъяты>- ФИО8, выступающего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к <данные изъяты> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> КБР обратился в суд с иском о защите установленного федеральным законодательством права ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО2 была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу из числа детей-сирот и из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма. В результате проведенной проверки установлено, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и ДД.ММ.ГГГГ. под номером № по КБР, в том числе под номером 183 (по городскому округу Нальчик) включена в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальным районам и городским округам КБР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года».
Также проверкой установлено, что собственного жилого помещения не имеет, по договору социального найма жилое помещение не занимает, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения не является. Жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось.
Прокурор полагает, что в соответствии с действующим законодательством, у ФИО2 возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако по настоящее время жилое помещение ей не предоставлено.
Считая жилищные права ФИО2 нарушенными, прокурор <адрес> КБР просит обязать Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики предоставить ей благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> КБР -помощник прокурора ФИО7 поддержала исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 и просила их удовлетворить.
ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что у неё на иждивении двое несовершеннолетних детей, которым негде спать, так как в двухкомнатной квартире, в которой ей принадлежит 1/7 доля, проживает десять человек.
Представитель ответчика - ФИО8 просил в удовлетворении иска отказать, признавая право ФИО2 на предоставление жилья просил учесть, что имеется очередь, в которой истица занимает 1347 место, предоставление всем лицам, числящимся в очереди невозможно ввиду отсутствия надлежащего финансирования. Работа по приобретению и предоставлению жилья Министерством с момента передачи этих полномочий ведется, готовятся договоры на строительство жилья, но предоставляться квартиры должны в соответствии с очередью.
Третье лицо- Местная администрация г.о. Нальчик КБР - надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечило явку в суд своего представителя. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, суд решил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав представителя процессуального истца, истицу, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 2-РЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленном Правительством Кабардино-Балкарской Республики, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений при условии нахождения места жительства указанных лиц на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных Правительством Кабардино-Балкарской Республики, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ч. 6 указанной статьи уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по осуществлению единой государственной политики по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа является Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
Как следует из паспорта и свидетельства о рождении, ФИО2 она родилась и зарегистрирована в городе Нальчик КБР. Её матерью является ФИО3, отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери.
Решением Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. мать лишена родительских прав в отношении истицы. Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В заключении заместителя главы администрации г.о. Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ сведений о восстановлении в родительских правах матери не имеется, указано, что отец в законном порядке не установлен.
Одним из обязательных условий, предписываемых законом для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), является его отсутствие или в случае, если площадь, имеющегося жилого помещения меньше нормы.
Из материалов дела (свидетельства о праве собственности, сведений Росреестра по КБР, справки из БТИ) следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежит 1/7 доля в праве собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Из представленных свидетельств о рождении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГр. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица является матерью несовершеннолетних детей.
Согласно выписки из домовой книги №.№ от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в указанной квартире наряду с истицей зарегистрированы 8 человек. При этом дети истицы в квартире не зарегистрированы, но из пояснений истицы и справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что они проживают с ней. Таким образом, в квартире проживают не менее 10 человек.
Площадь квартиры составляет согласно Акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ - 43,1 кв.м., жилая - 30,6 кв.м., квартира состоит из двух комнат.
Исходя из того, что норма жилья на человека в квартире меньше учетной нормы для принятия на учет в качестве нуждающегося, истица была обоснованно несмотря на наличие доли в праве собственности на квартиру, поставлена на учет в качестве нуждающегося.
С ДД.ММ.ГГГГ. под номером № по КБР, в том числе под номером № по городскому округу Нальчик ФИО2 включена в « Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальным районам и городским округам КБР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года», но на день вынесения решения суда она жилым помещением не обеспечена.
Довод ответчика об отсутствии надлежащего финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, так как по своему правовому статусу ФИО2 относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Учитывая тот факт, что на иждивении ФИО2 находятся двое её несовершеннолетних детей, действиями ответчика нарушаются права не только истицы, но и её малолетних детей.
При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора <адрес> КБР в интересах ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> КБР удовлетворить.
Обязать Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино - Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Б.М. Тхазаплижева