ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6202/2013 от 10.12.2013 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-6202-13Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации   «10» декабря 2013 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Министерства финансов Забайкальского края к Центральному районному отделу судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительного производства №,

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Забайкальского края обратилось в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

Ингодинским районным судом г. Читы вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым на истца возложена обязанность по финансированию проведения работ, замены глухих решеток в ГУЗ «Краевой наркологический диспансер».

ДД.ММ.ГГГГ. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № Однако в адрес истца оно не поступало.

ДД.ММ.ГГГГ. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского взноса в размере 5000 руб. с Министерства финансов Забайкальского края в связи с неисполнением решения Ингодинского районного суда г. Читы в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения.

В силу норм Бюджетного кодекса РФ субвенции, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникших при исполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного учреждения здравоохранения, а для обеспечения государственного полномочия. Финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно, формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований законодательства, в том числе закона Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае».

Финансовое обеспечение осуществляется путем финансирования выполнения государственного задания бюджетным учреждением в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетные ассигнования, предоставляемые в виде субсидий, предусмотрены Министерству здравоохранения Забайкальского края.

Объем субсидий, предоставляемых ГУЗ Краевой наркологический диспансер» учтен в общем объеме субсидий. Учет бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде субсидий, их финансирование и исполнение в разрезе конкретных бюджетных учреждений осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края, и не входит в полномочия финансового органа субъекта РФ - Министерства финансов Забайкальского края.

Исполнение в установленный для добровольного исполнения срок было невозможным вследствие объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрена возможность выделения финансовых средств в размере, превышающем объёмы бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом края, а также в сроки, отличающиеся от сроков установленных порядком расходования субсидий.

Истец, ссылаясь на отсутствие вины, просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительных производств №

В судебное заседание представитель ответчика Центрального районного отдела службы судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, доказательств опровержения доводов представителя истца суду не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании представитель истца Министерства финансов Забайкальского края Тамбовцева ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, аналогичное вышеизложенному.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от из совершения регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2,4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что на основании исполнительного листа, выданного по решению Ингодинского районного суда г. Читы по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом – исполнителем возбуждено исполнительное производство №, в котором должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить требования исполнительного документа. Однако данное постановление не было направлено в адрес Министерства финансов Забайкальского края, ответчиком не представлено доказательств обратного. Не доверять доводам представителя истца в данной части у суда не имеется.

Соответственно Министерством финансов Забайкальского края не мог быть нарушен срок, установленный для добровольного исполнения решения Ингодинского районного суда. Соответственно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. было преждевременным.

Кроме того, суд, удовлетворяя требования истца, учел следующее.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Ч.6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Как усматривается из содержания постановления судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела службы судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю о взыскании исполнительского сбора, его принятие было вызвано тем, что истцом в добровольном порядке не была исполнена обязанность своевременного и в полном объеме финансирования ремонтных работ по замене глухих решеток на окнах ГУЗ «Краевой наркологический диспансер».

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» в редакции закона №7-ФЗ от 08.05.2010г. бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. №12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений и пр. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. Согласно п. 9.3.2 указанного положения Министерство финансов Забайкальского края организует исполнение бюджета края.

В соответствии с п.6 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", изменился принцип финансирования бюджетных учреждений.

Государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение осуществляется путем финансирования выполнения государственного задания бюджетным учреждением в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования, предоставляемые в виде субсидий, предусмотрены Министерству здравоохранения Забайкальского края. Соответственно объем субсидий, предоставляемых ГУЗ Краевой наркологический диспансер» учтен в общем объеме субсидий. Учет бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде субсидий, их финансирование и исполнение в разрезе конкретных бюджетных учреждений осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края, и не входит в полномочия финансового органа субъекта РФ - Министерства финансов Забайкальского края.

Порядок финансирования из краевого бюджета в 2012 году выполнения государственного задания государственными учреждениями здравоохранения предусмотрен приказом Министерства финансов Забайкальского края от 29.12.2011 № 155-пд. В соответствии с указанным порядком Министерство здравоохранения Забайкальского края составляет сводный план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) по подведомственным государственным бюджетным учреждениям по видам финансового обеспечения (субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели (целевые субсидии).

Порядок финансирования из краевого бюджета в 2013 году государственных учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Забайкальского края от 29.12.2012 № 146-пд "Об утверждении Порядков исполнения бюджета Забайкальского края по расходам и учета бюджетных обязательств по государственным контрактам и обязательств по иным договорам с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Забайкальского края".

Законом Забайкальского края от 23.12.2011года № 611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» бюджетные ассигнования на финансирование субсидий на выполнение государственного задания для Министерства здравоохранения Забайкальского края на 2012 год утверждены в сумме 2 692 715 079,97 рублей, из них по состоянию на 01.01.2013г. субсидии на выполнение государственного задания профинансированы в размере 2 685 239 412.75 рублей.

Законом Забайкальского края № 776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» бюджетные ассигнования финансирование субсидий на выполнение государственного задания для Министерства здравоохранения Забайкальского края на 2013 год утверждены в сумме 338 667 379.47 рублей, из них на 01.10.2013 года профинансировано 221 069 373.82 рублей.

Исполнение в установленный для добровольного исполнения срок было невозможным вследствие объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, поскольку ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрена возможность выделения финансовых средств в размере, превышающем объёмы бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом края, а также в сроки, отличающиеся от сроков установленных порядком расходования субсидий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерство финансов Забайкальского края вправе перечислить в бюджет муниципального образования денежные средства в размере, предусмотренном законом о бюджете Забайкальского края на определенный финансовый год на соответствующие цели.

Более, того, финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно, формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований, установленных действующим законодательством, и неисполнение Министерством финансов Забайкальского края в добровольном порядке требований исполнительных документов о своевременном и в полном объеме финансировании из бюджета Забайкальского края ГУЗ «Краевой наркологический диспансер», в данном случае вызвано недостаточностью предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели субвенций, что свидетельствует об объективной невозможности Министерства финансов Забайкальского края исполнить исполнительные документы в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в их неисполнении, и дает основание для освобождения истца от уплаты исполнительских сборов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства финансов Забайкальского края удовлетворить.

Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительного производства №.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков