ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6203/2013 от 12.08.2013 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-6203/2013г.

РЕШЕНИЯ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Рудых Г.М.

при секретаре Рублевой Е.Д.,

с участием представителя Региональной общественной организации «Общественная власть» ФИО1, представителей Волгоградской областной Думы ФИО2, ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2013 года в г. Волгограде гражданское дело по заявлению Региональной общественной организации «Общественная власть» о возложении обязанности на должностных лиц Волгоградской областной Думы в предоставлении информации на обращения организации,

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация «Общественная власть» обратилась в суд с заявлением о возложении обязанности на должностных лиц Волгоградской областной Думы в предоставлении информации на обращения организации. Свои требования мотивировал тем, что Региональная общественная организация «Общественная власть» выдвинула предложение о совершенствовании законодательной базы Волгоградской области в части взаимодействия общественных объединений с государственными органами Волгоградской области и реализации права законодательной инициативы граждан проживающих на территории Волгоградской области. С целью практической реализации выдвинутых предложений, председатель РОО «ОВ» ФИО1 обратился с письменным обращением к Председателю Волгоградской областной Думы ФИО4, перед которым был поставлен вопрос: «какие собираются быть приняты меры по разработке и законодательному закреплению механизма правотворческой инициативы граждан на территории Волгоградской области и развитию форм взаимодействия общественных организаций с действующей властью, созданию условий для полноценного участия общественных объединений в экономических и политических процессах нашего региона?». В ответ было получено письмо от депутата Волгоградской областной Думы ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано следующее: «к участию в подготовке проектов законов и иных областных нормативно правовых актов привлекаются представители заинтересованных организаций, органов местного самоуправления и общественных объединений. Участие представителей общественных объединений осуществляется на основе их письменных заявлений в соответствующий нормотворческий орган Волгоградской области. Любое общественное объединение может направить соответствующее письменное предложение в созданную комиссию (рабочую группу) по подготовке проекта закона и иного областного правового акта. Комиссия (рабочая группа) должна сообщить общественному объединению о результатах рассмотрения его предложений». Однако каким образом, возможно, узнать о созданной комиссии, регламенте ее работы, сроках рассмотрения выдвинутого предложения - четко указано не было.

В ст. 12 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД «О законах и иных областных нормативных правовых актах» используется размытая формулировка «как правило создает комиссию (рабочую группу) из числа работников этого органа, депутатов, специалистов и ученых по подготовке проектов». Получается, что если указные лица не привлекаются, то и комиссия не создается.

ДД.ММ.ГГГГ председатель РОО «ОВ» ФИО1 повторно обратился с письменным обращением к Председателю Волгоградской областной Думы ФИО4, в котором просил указать: «в какой форме и на чье имя подавать данное предложение по реализации права гражданской инициативы. А также просим указать, кто и в какие сроки будет рассматривать наше предложение и делать соответствующее заключение, и кто будет выносить решение о передаче наших предложений на рассмотрение в ходе заседаний Волгоградской областной Думы».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес РОО «ОВ» поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ от председателя комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению ФИО6, в котором было указанно: «Рассмотрев Ваше обращение по вопросу законодательного урегулирования порядка реализации гражданами права законодательной инициативы сообщаю, что в настоящее время комитетом Волгоградской областной Думы по организации государственной власти" и местному самоуправлению совместно с Молодежным парламентов Волгоградской области ведется работа по подготовке проекта закона Волгоградской области «О законодательной инициативе граждан в Волгоградской области», которым будет урегулирован порядок внесения в Волгоградскую областную Думу законопроектов гражданами. После официального внесения законопроекта в Волгоградскую областную Думы Вы сможете ознакомиться с ним на официальном сайте Думы и внести свои предложения по его совершенствованию».

Считает, что ответное письмо не вносит ясности по выходу из сложившегося правового вакуума, а наоборот указывает на то, что Волгоградская областная Дума не намеревается привлекать общественные организации для участия в разработке законопроекта по реализации прав граждан Волгоградской области на законодательную инициативу. Остается неясным, была ли создана комиссия (рабочая группа) по разработке обсуждаемого закона проекта с участием Молодежного парламента Волгоградской области, каков состав участников данной комиссии, были ли привлечены заинтересованные лица, кому и куда отправлять письменное заявление для участия в комиссии, письменные предложения, когда и кем они будут рассматриваться, с кого момента Дума вообще начала работу по разработке проекта закона, ведь ответном письме от депутата Волгоградской областной Думы ФИО5 указывается что специальный закон на территории Волгоградской области не принят.

Исходя из действующего законодательства, общественные организации могут участвовать в разработке проектов законов, а не довольствоваться ознакомлением уже разработанного проекта закона на официальном сайте Думы, внесением предложений по его совершенствованию, тем более действующее российское законодательство даже и не предусматривает понятие совершенствование законопроекта и тем более подробный механизм реализации подобного действия.

Считает, что были нарушены права согласно ст.ст. 10, 12 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В письмах, поступивших от Волгоградской областной Думы за подписью ФИО5, ФИО6, так и не были указаны ответы на следующие вопросы: - какие будут приняты меры по разработке и законодательному закреплению механизма правотворческой инициативы граждан на территории Волгоградской области и развитию форм взаимодействия общественных организаций с действующей властью, созданию условий для полноценного участия общественных объединений в экономических и политических процессах нашего региона; - какой существует закрепленный порядок участия граждан и общественных объединений в деятельности Волгоградской областной думы по разработке законопроектов, а именно: временные сроки, процедура, права для граждан и общественных объединений, позволяющих им полноценно участвовать в разработке законопроектов; регламент, сроки заседаний созданных нормотворческим органом Волгоградской области комиссий (рабочих групп) по подготовке проекта закона и иного областного правового акта, а также четкую процедуру участия граждан и общественных объединений в работе данных комиссий (рабочих групп).

Просил обязать должностных лиц ответить и представить информацию по указанным вопросам.

В судебном заседании представитель Региональной общественной организации «Общественная власть» ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.

Представители Волгоградской областной Думы ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований, просили в их удовлетворении отказать.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, регламентами, приказами).

Как следует из п. 1 ст. 4 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ (в редакции от 27 июля 2010 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации» обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправление.

Согласно ч. 1 п. 4 ст. 10 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 12 Закона предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 как председатель Региональной общественной организации «Общественная власть» ДД.ММ.ГГГГ обратился с обращением в Волгоградскую областную Думу, в котором содержался вопрос: «какие собираются быть приняты меры по разработке и законодательному закреплению механизма правотворческой инициативы граждан на территории Волгоградской области и развитию форм взаимодействия общественных организаций с действующей властью, созданию условий для полноценного участия общественных объединений в экономических и политических процессах нашего региона?».

На данное обращение ДД.ММ.ГГГГ был ответ за подписью депутата Волгоградской областной Думы ФИО5, с приложением юридической справки (л.д. 9-15).

В связи с отсутствием четкого ответа на поставленный вопрос, по мнению заявителя, ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился с письменным обращением к Председателю Волгоградской областной Думы ФИО4, в котором просил указать: «в какой форме и на чье имя подавать данное предложение по реализации права гражданской инициативы. А также просим указать, кто и в какие сроки будет рассматривать наше предложение и делать соответствующее заключение, и кто будет выносить решение о передаче наших предложений на рассмотрение в ходе заседаний Волгоградской областной Думы» (л.д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ заявителю был ответ, за подписью председателя комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению ФИО6 (л.д. 19) о том, что в настоящее время комитетом Волгоградской областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению совместно с Молодежным парламентов Волгоградской области ведется работа по подготовке проекта закона Волгоградской области «О законодательной инициативе граждан в Волгоградской области», которым будет урегулирован порядок внесения в Волгоградскую областную Думу законопроектов гражданами.

В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п. 28 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При рассмотрении заявленных требований, судом не было установлено каких-либо нарушений прав заявителя при рассмотрении его обращений.

Таким образом, учитывая, что судом не установлено бездействий Волгоградской областной Думы, а также нарушения прав заявителя, кроме того, Волгоградской областной Думой было обеспечено всестороннее и своевременное рассмотрение обращений РОО «Общественная власть» с приложением юридической справки, в которой описаны все законодательно закрепленные механизмы и процедуры реализации прав граждан в управлении делами государства, оснований для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Региональной общественной организации «Общественная власть» о возложении обязанности на должностных лиц Волгоградской областной Думы в предоставлении информации на обращения организации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда.

...

...

Судья - Г.М. Рудых