Дело № 2-6206/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дидур Н.Н.,
при секретаре Сюткиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности о взыскании незаконно удержанного налога,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности о взыскании незаконно удержанного налога. Свои требования мотивировал тем, что работает в должности председателя Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности с 01.07.2010 года. С 05.06.2015 года истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости. В связи с наступлением права на пенсию, в соответствии с п. 5.3 раздела 5 Федерального Отраслевого соглашения угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 года по 31.03.2016 года истцу было назначено к выплате единовременное вознаграждение в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный отработанный год в угольной отрасли. За 31 отработанный год работы сумма вознаграждения составила 691 406,01 руб. Ответчиком указанное вознаграждение истцу было назначено, однако с указанной суммы им незаконно был удержан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% в размере 89 883 руб. Фактически размер выплаченного истцу вознаграждения составил 601 523,01 руб. Федеральным Отраслевым Соглашением по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 года по 31.03.2016 года (п. 5.3) предусмотрено положение, что в целях достижения максимальной финансовой устойчивости, повышения экономической результативности организации, закрепления высококвалифицированных кадров, мотивации наиболее профессиональной части персонала к продолжению работы для выполнения производственных планов, программ, повышения производительности труда и, как результат, обеспечения стабильной и эффективной работы работодатель обеспечивает работникам, уполномочившим профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, выплату единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности РФ (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР). Указанная сумма единовременного пособия для истца является социальной гарантией, в связи с чем к спорным правоотношениям не применимы нормы налогового законодательства. Суммы единовременного пособия за проработанное в угольной промышленности время по своей сущности не соответствует пониманию дохода в натуральной форме, раскрытом в п. 2 ст. 211 НК РФ. В действиях работника, получившего указанное пособие, отсутствует экономическая выгода. Таким образом, выплаченной истцу единовременное пособие является социальной гарантией, предусмотренной ст. 164 ТК РФ, поскольку является средством, способом или условием, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений. Удержание подоходного налога является ненадлежащим исполнением работодателем своих должностных обязанностей, в результате чего образовалась недоплата суммы социальной гарантии. На данном основании просил взыскать с ответчика незаконно удержанную сумму налога – 89 883 руб.
Истец в зал суда не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ФИО2 (по доверенности от 25.02.2018 года) против иска возражала, представила в материалы дела письменный отзыв относительно заявленных требований. Пояснила, что по своей природе единовременное вознаграждение в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный отработанный год в угольной отрасли не является социальной гарантией, в связи с чем данный доход подлежит налогообложению по общему правилу.
Представитель третьего лица ИФНС по Центральному району г.Красноярска в зал суда не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций.
Согласно ст. 9 Трудового кодекса РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно ст. 45 Трудового кодекса РФ, соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В коллективных договорах Организаций также могут предусматриваться порядок и условия реализации социальных гарантий работников.
Согласно п. 5.3 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2013 г. - 2016 г., в целях достижения максимальной финансовой устойчивости, повышения экономической результативности Организации, закрепления высококвалифицированных кадров, мотивации наиболее профессиональной части персонала к продолжению работы для выполнения производственных планов, программ, повышения производительности труда и, как результат, обеспечения стабильной и эффективной работы Работодатель обеспечивает Работникам, уполномочившим Профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), имеющим стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).
Исходя из ст. 164 Трудового кодекса РФ, под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
увольнением работников, за исключением:
компенсации за неиспользованный отпуск;
суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности председателя Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности с 01.07.2010 года, что подтверждается трудовым договором, заключенным между истцом и ответчиком, от 01.07.2010 года, а также трудовым договором от 24.06.2015 года.
Согласно сведениям из трудовой книжки истца, ФИО1 с 28.04.1984 года работает на предприятиях угольной промышленности (ОПР «Березовский» производственного объединения «Красноярскуголь», Березовский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «Разрез Березовский-1», Красноярская территориальная организация Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности).
Согласно справке УПФР в г.Шарыпово и Шарыповском районе, ФИО1 с 05.06.2015 года является получателем страховой пенсии по старости.
Также ФИО1 было начислено и выплачено единовременное вознаграждение в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный отработанный год в угольной отрасли. За 31 отработанный год работы сумма вознаграждения составила 691 406,01 руб., что подтверждается справкой расчетом главного бухгалтера Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности.
Согласно данной справке, сумма НДФЛ, определенная к удержанию с истца, при выплате указанного вознаграждения, составила 89 883 руб.
Указанная сумма НДФЛ была удержана работодателем при осуществлении выплаты данного вознаграждения, что стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Оценивая представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что глава 23 НК РФ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Согласно ст. 164 ТК РФ, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Положениями ст. 165 Трудового кодекса РФ, предусмотрены случаи предоставления гарантий и компенсаций (при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), выплата которых производится за счет средств работодателя, в том числе в некоторых случаях прекращения трудового договора.
Ограничения по возможности осуществления данных выплат установлены ст. 181.1 ТК РФ, предусматривающей, что коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов) не могут предусматриваться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и (или) назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (часть третья статьи 192 настоящего Кодекса), или прекращения трудовых договоров с работниками по установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами основаниям, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия).
Таким образом, действующим трудовым законодательством предусмотрено право работодателя устанавливать и закреплять в трудовых и коллективных договорах, соглашениях, локально-нормативных актах и т.д. для своих работников гарантированное право на получение соответствующего вознаграждения в случае прекращения трудовых отношений при условии добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей.
Условия предоставления данного права устанавливаются работодателями либо их объединениями в соответствии со спецификой той или иной отрасли промышленности, характера выполняемой работы, условий труда (вредности производства, продолжительности рабочего времени и т.п.).
Данное право в виде выплаты единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый полный отработанный год в угольной отрасли для работников, уполномочившим профсоюз представлять их интересы и получившими право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством (т.е. получившим право прекратить трудовые отношения на законном основании), было закреплено в Отраслевом соглашении по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года.
Пункт 5.3, предусматривающий данное право отнесен к разделу 5 Отраслевого соглашения, устанавливающего «Социальные гарантии и компенсации» для работников угольной промышленности. Участники отраслевого соглашения четко определили категорию указанной выплаты, включив ее в соответствующий раздел соглашения, каких-либо разночтений в данной части не имеется.
Характер предоставляемой компенсационной выплаты не позволяет отнести ее к исключительным случаям, предусмотренным п. 3 ст. 217 НК РФ, в которых компенсационные выплаты не освобождаются от налогообложения.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что спорная выплата не входит в систему оплаты труда, является компенсационной и не подлежит налогообложению на основании положений статьи 217 НК РФ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что работодателем при осуществлении ФИО1 единовременной выплаты неправомерно была удержана сумма НДФЛ в размере 89 883 руб., в связи с чем права работника подлежат восстановлению путем взыскания с его пользу указанной суммы с ответчика.
Кроме того, поскольку предметом рассмотрения дела является трудовой спор, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 2896,49 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности в пользу ФИО1 <данные изъяты> сумму незаконно удержанного налога – 89 883 руб.
Взыскать с Красноярской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности в доход местного бюджета госпошлину – 2896,49 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение месяца по истечении со дня изготовления мотивированной части решения.
Председательствующий Н.Н. Дидур