ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6208/19 от 11.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-770/2020

25RS0001-01-2019-007288-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Гарбушиной О.В., при секретаре ФИО2,с участием прокурора ФИО3, представителя администрации <адрес>ФИО4, представителя МБОУ СОШ ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес> о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес>, МБОУ «СОШ » о возложении обязанности, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ «СОШ » разрушено покрытие крыши, в связи с чем, на стенах образовательного учреждения (коридор, спортзал, образовательные кабинеты) имеются подтеки, что в дальнейшем может повлечь образование грибка и нарушения прав несовершеннолетних на благоприятную среду, на 2 и 3 этажах образовательного учреждения имеются разбитые стекла на витражных окнах, остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклопакета, а замена разбитых стекол, должна проводиться немедленно. Представление, вынесенное прокурором в адрес администрации <адрес> не исполнено.

Просит суд, обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» после доведения лимитов бюджетных обязательств произвести работы по ремонту кровли и замены оконных блоков в здании МБОУ «Средняя образовательная школа <адрес>» в соответствии с п.п. 4.28, 6.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Обязать администрацию <адрес> обеспечить финансирование мероприятий по ремонту кровли и замены оконных блоков в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в соответствии с п. 4.28, 6.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой была проведена проверка в ходе которой была установлена необходимость проведения ремонта крыши и оконных блоков. Кабинеты верхнего этажа имеют потеки от протекания кровли. Условия нахождения в учебном заседании не соответствуют требованиям СанПин.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> с иском не согласилась, указав, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В материалах дела отсутствует акт проверки прокуратуры <адрес> по результатам выявленных нарушений в образовательном учреждении, а равно не представлено доказательств, что в МБОУ «СОШ » разрушено покрытие крыши, на 2-м и 3-м этажах имеются разбитые стекла на витражных окнах. Из искового заявления не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, какой вид ремонта (текущий или капитальный), какие объемы работ, а как следствие, какой размер финансирования необходимо обеспечить для проведения вышеуказанных мероприятий. Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Согласно Уставу школы таким органом является Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Владивостокского городского округа, предоставляемых на основании соглашения о предоставлении субсидий. Формирование местных бюджетов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и бюджетной классификацией. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Какие - либо средства по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> предусмотреть не представляется возможности, т.к. администрация не выдает муниципальные задания учреждениям образования и не является для них главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа. Муниципальные бюджетные учреждения <адрес>, являются самостоятельными муниципальными заказчиками, осуществляющими размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством. В соответствии с уставом Учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Доходы, полученные от такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение школы и принадлежат ей на праве оперативного управления. Уставом Учреждения так же предусмотрено право привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. В том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Согласно ответу управления по работе с муниципальными учреждениями образования заявок на ремонт кровли и замену оконных блоков в МБОУ «СОШ <адрес>» руководителем образовательного учреждения не направлялось, ходатайства о проведении ремонта в общеобразовательном учреждении ДД.ММ.ГГГГ не направлялись, муниципальный контракт на проведение вышеуказанных работ не заключался. В ответе администрации <адрес> по результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> также сообщалось, что с 2017 по 2019 годы в МБОУ «СОШ » из бюджета <адрес> выделялись финансовые средства в сумме 5 255 323,28 рублей, в том числе и на частичный ремонт кровли. В бюджете ВГО на 2020 и плановый период 2021 и 2022годы, который был сформирован и утвержден ДД.ММ.ГГГГ-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2020 и плановый период 2021 и 2022годов», выделение денежных средств на проведение вышеуказанных мероприятий не предусмотрено. Просит суд в иске отказать.

Представитель МБОУ «СОШ » в судебном заседании согласился с требованиями, пояснив, что с 2017 года неоднократно обращались в администрацию <адрес> о необходимости ремонта крыши и замены кровли, в 2017 году частично крышу отремонтировали, но продолжает течь крыша в другом месте на 4 этаже, замокают учебные классы и кабинеты, они своими силами делают ремонт, необходим ремонт крыши полностью. Замену остекления до сих пор администрация не произвела.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд считает, требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> была проведена проверка по поручению прокуратуры <адрес> в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при подготовке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» к отопительному периоду, в ходе проведения которой установлено, что имеются нарушения, а именно: разрушено покрытие крыши, в связи с чем, на стенах образовательного учреждения (коридор, спортзал, образовательные кабинеты) имеются подтеки; на 2 и 3 этажах образовательного учреждения имеются разбитые стекла на витражных окнах. По результатам проведения проверки был составлен акт.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежит и гарантируется государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.1, ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» …, при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

На основании статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безлопастные условия обучения, воспитания обещающихся, присмотра и ухода за обещающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Вместе с тем, проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» разрушено покрытие крыши, в связи с чем, на стенах образовательного учреждения (коридор, спортзал, образовательные кабинеты) имеются подтеки, что в дальнейшем может повлечь образование грибка и нарушения прав несовершеннолетнего на благоприятную среду; на 2 и 3 этажах образовательного учреждения имеются разбитые стекла на витражных окнах.

Главой 4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях» установлено требование об исключении вредного воздействия факторов среды обитания в обще образовательном учреждении на жизнь и здоровье обучающихся.

Пунктом 4.28 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 установлено, что потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

В соответствии с п. 6.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклопакета, а замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

Директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Владивостока» ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления по работе смуниципальными учреждениями образования администрации <адрес> было направлено письмо с просьбой выделить денежные средства на утепление и ремонтно-отделочные работы: замену разбитых стекол на витражных окнах 2 и 3 этажей; утепление стены фасада пенобетонными блоками 2 этажа, с приложением локально сметного расчета.

ДД.ММ.ГГГГ Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> был направлен ответ с предложением определить подрядную организацию и запросить у них сметные расчеты.

ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «СОШ » направила в адрес Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> локальный сметный расчет и согласно ответу Управления от ДД.ММ.ГГГГ, бюджет ВГО был сформирован и утвержден на 2019-2020 годы и расходы на указанные мероприятия не предусмотрены. Возможность выполнения работ будет рассмотрена при наличии средств экономии после проведения аукциона или выделения дополнительных средств.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> МБОУ «СОШ » было направлено очередное обращение с просьбой выделить денежные средства для устранения нарушений, однако денежные средства выделены не были.

Надлежащих мер по ремонту кровли, остеклению окон и замены разбитых стекол администрацией <адрес> не принято, в ответ на указанные обращения администрация <адрес> ремонт не произвела со ссылкой на отсутствие финансирования и включение ремонта в проект бюджета на 2021 год. Мер к восстановлению прав обучающихся и обеспечению надлежащих условий при нахождении в учебном заседании не принято.

В связи с выявленными нарушениями прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе администрации <адрес> о необходимости устранения выявленных нарушений.

Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, выполнить мероприятия по ремонту кровли и замене оконных блоков не представляется возможным, в связи с недостаточным финансированием.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры <адрес>, в МДОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» разрушено покрытие крыши, в связи с чем, на стенах образовательного учреждения (коридор, спортзал, образовательные кабинеты) имеются подтеки, что в дальнейшем может повлечь образование грибка и нарушение прав несовершеннолетних на благоприятную среду.

Пунктом 13 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения также отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Данная норма закреплена и в Уставе Владивостокского городского округа.

Таким образом, Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> допущены нарушения норм, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, при организации образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>».

Следовательно, выявленные нарушения, являются нарушением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся данного образовательного учреждения, а также нарушением правовой обязанности учреждения по предоставлению территории с соответствующими условиями для безопасного пребывания обучающихся в указанном образовательном учреждении, и, как следствие этого, нарушением вышеуказанного конституционного права граждан, а также нарушением права несовершеннолетних на благополучные условия обучения.

Суд принимает во внимание, что на Администрацию как орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.

Суд полагает положения ст. 206 ГПК РФ в части установления срока финансирования не подлежат применению, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции указанного органа без установления каких-либо сроков.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Принимая во внимание изложенное и конкретные обстоятельства по делу исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-195 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» после доведения лимитов бюджетных обязательств, произвести работы по ремонту кровли и замены оконных блоков в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа <адрес>» в соответствии с п.п. 4.28, 6.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Обязать администрацию <адрес> обеспечить финансирование мероприятий по ремонту кровли и замены оконных блоков в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в соответствии с п. 4.28, 6.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.В. Гарбушина

Резолютивная часть

Дело

25RS0-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Гарбушиной О.В., при секретаре ФИО2,с участием прокурора ФИО3, представителя администрации <адрес>ФИО4, представителя МБОУ СОШ ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес> о возложении обязанности,

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-195 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» после доведения лимитов бюджетных обязательств, произвести работы по ремонту кровли и замены оконных блоков в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа <адрес>» в соответствии с п.п. 4.28, 6.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Обязать администрацию <адрес> обеспечить финансирование мероприятий по ремонту кровли и замены оконных блоков в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в соответствии с п. 4.28, 6.10 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.В. Гарбушина