Дело 2-620/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд
В составе:
председательствующего Умновой М.Ю.,
при секретаре Сковпень Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Е.Я к Государственной Жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконными исключения жилого дома из реестра лицензий, отказа в предоставлении документов и выдаче лицензии ООО «Старый дом ЖЭУ-5»,
У С Т А Н О В И Л :
Истец С.Е.Я обратилась в суд с данным иском, указав следующее. На основании уведомления, поступившего в Сахалинскую жилищную инспекцию от директора ООО «Старый Дом ЖЭУ-5» жилой <адрес> исключен из реестра лицензий Сахалинской области. Истец не согласна с решением Государственной Жилищной инспекцией Сахалинской области об исключении дома из реестра, считает его незаконным, поскольку нарушен Приказ Минстроя и ЖКХ РФ ДД.ММ.ГГГГ., так как при подаче заявления ООО «Старый дом ЖЭУ-5» не предоставлены предусмотренные ст. 452 ГК РФ документы, в то время как объявления не входит в перечень необходимых документов и не являются основанием для исключения дома. При принятии выдаче лицензии ответчиком не учтено соблюдение ООО «Старый дом ЖЭУ-5» требований ГК и ЖК, некачественное оказание услуг, наличие большого количества жалоб, что является основанием для лишения компании лицензии. Также указала, что между собственниками и ООО «Старый дом ЖЭУ-5» договор на управление домом не заключался, решение о выборе в качестве управляющей компании другой организации жильцами дома не принималось. При этом ответчиком не предоставлены истребуемые ею документы. В связи с чем, С.Е.Я просит признать исключение дома из реестра лицензий Сахалинской области при отсутствии необходимых документов незаконным, признать незаконным отказ ответчика в выдаче копий запрашиваемых документов, признать выдачу ответчиком лицензии в отсутствие договора управления.
В судебном заседании истец С.Е.Я на исковых требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении, дополнениях к заявлению и возражениях на отзыв ответчика основаниям, пояснила, что является собственником <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ управление домом осуществлялось ООО «Старый дом ЖЭУ-5». В ДД.ММ.ГГГГ из объявления стало известно о том, что дом исключен из реестра лицензий ООО «Старый дом ЖЭУ-5», в то время как ранее договор управления между ней и управляющей компанией не заключался, в связи с чем, решение ГЖИ Сахалинской области об исключении дома вынесено с нарушением норм жилищного законодательства.
Представитель ответчика Государственной Жилищной инспекцией Сахалинской области Д.Р, действующий на основании доверенности, по иску возражал по изложенным в отзыве основаниям, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Старый Дом ЖЭУ-5» поступило уведомление о расторжения договора управления <адрес> в связи с изменением в одностороннем порядке условий договора, которые приведут к нерентабельности оказания услуг, приложены акты о размещении объявлений с подписями работников организации и собственником квартир №, после чего дом был исключен из реестра лицензий Сахалинской области при решении об исключении дома из реестра лицензий ООО «Старый дом ЖЭУ-5», тогда как факт заключения каждым собственником договора управления не проверяется, поскольку не является лицензионным требованием. Ссылка истца на приказ Минстроя и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. несостоятельна, поскольку он вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Представитель указал на совершение действий инспекции с соблюдением требований законодательства, пояснив, что выдача документов с лицензионного дела законодательством не предусмотрена, однако граждане вправе знакомиться с материалами дела, чем истцу было разъяснено в ответе ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время управление домом осуществляется МУП «ЖЭУ-10», решение суда о признании расторжения ООО «Старый дом ЖЭУ-5» договора управления домом незаконным не предъявлялось, решение лицензионной комиссии Сахалинской <адрес> об аннулировании лицензии ООО «Старый дом ЖЭУ-5 не принималось. Также представитель заявил о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку информация об исключении из реестра размещена ДГХ г. Южно-Сахалинска в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика ООО «Старый дом ЖЭУ-5» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах не явки суду не сообщил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав и оценив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец С.Е.Я является собственником ? доли в квартире по <адрес>
Истец С.Е.Я считает, что Государственная Жилищная инспекция Сахалинской области выдала лицензию ООО «Старый дом ЖЭУ-5» на право осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом при отсутствии договора управления, заключенного с каждым собственником жилого помещения дома по <адрес>
В соответствии с ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Губернатором Сахалинской области принят Указ от 16 февраля 2015 г. N 4 «О создании лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.», на основании которого создана лицензионная комиссия Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждён ее состав, а так же утверждено Положение о лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании п.п. а ст. 2 Положения, полномочиями Лицензионной комиссии являются:
а) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
2.2. Решение Лицензионной комиссии о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается на основании поступившего от Инспекции мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии с учетом лицензионных требований, установленных статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений Жилищного законодательства и Положения о лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, Государственная Жилищная инспекцию Сахалинской области на основании решения Лицензионной комиссии о выдаче лицензии принимает решение о предоставлении лицензиату соответствующей лицензии.
ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Старый дом» Г.Е обратилась в Государственную Жилищную инспекцию Сахалинской области о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (л.д. 64-68).
ДД.ММ.ГГГГ Государственная Жилищная инспекция Сахалинской области направила мотивированное предложение о рассмотрении вопроса и принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Сахалинской области ООО «Старый дом – ЖЭУ-5» (л.д. 112-118).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в деле имеется соответствующий протокол, из текста протокола усматривается, что комиссия решила выдать лицензию ООО «Старый дом ЖЭУ-5» (л.д. 120,140).
ДД.ММ.ГГГГ Государственной Жилищной инспекцией Сахалинской области была предоставлена лицензия ООО «Старый дом ЖЭУ-5» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 145).
В связи с чем, требования истца в части признании незаконными действий ответчика по выдаче лицензии ООО «Старый дом ЖЭУ-5», суд считает необоснованными, поскольку Государственная Жилищная инспекция Сахалинской области лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не выдает, а предоставляет, решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимает лицензионная комиссия Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Как усматривается из материалов дела, решением собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, принятым в форме заочного голосования, выбран способ управления управляющей организацией, в качестве которой выбрано ООО «Старый дом ЖЭУ-5» (л.д. 26-30).
Доводы истца в той части, что она, как председатель Совета дома, не заключала договор на управление домом с ООО «Старый дом ЖЭУ-5», и такой договор с каждым из жильцов дома также не заключен, суд находит не состоятельным в силу следующего.
В суде истцом не оспаривалось, что она получает и оплачивает услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, то есть отсутствие в письменном виде договоров на предоставление коммунальных услуг с каждым из собственников дома не свидетельствует о том, что такие договоры не заключены.
Кроме того, суд считает, что отсутствие оформленных в письменном виде договоров, не свидетельствует об отсутствии фактических договорных отношений по управлению домом.
Статья 198 Жилищного кодекса РФ предусматривает порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, а также основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
В соответствии с частью 2 данной статьи, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ в Государственную Жилищную инспекцию Сахалинской области поступило уведомление от ООО «Старый дом ЖЭУ-5» о расторжении договора управления в одностороннем порядке дома по <адрес>
На момент обращения ООО «Старый дом ЖЭУ-5» положения Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 938/пр, на которые ссылается истец, не действовали, редакция данного приказа подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№ официальным сайтом в сети интернет предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельности в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети интернет определен сайт портала «<данные изъяты> Cогласно распечатке с данного сайта дом по <адрес> ООО «Старый дом ЖЭУ-5» в списке домов, обслуживание которых завершено.
Таким образом, Государственной Жилищной инспекцией Сахалинской области выполнены требования ст. 198 Жилищного Кодекса РФ, а, следовательно, дом по <адрес> обоснованно исключен из реестра лицензий. В связи с чем, требования С.Е.Я в данной части также необоснованны.
Нет оснований у суда и для удовлетворения исковых требований в части признании незаконным отказа Государственной Жилищной инспекции Сахалинской области в предоставлении документов.
ДД.ММ.ГГГГС.Е.Я обратилась в Государственную Жилищную инспекцию Сахалинской области о предоставлении копий документов – сведений о расторжении договора, копии решения суда об исключении из реестра лицензий, копии заявления в суд об аннулировании лицензий, копии решения лицензионной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ Государственная Жилищная инспекция Сахалинской области дала ответ С.Е.Я, что копии документов выдать не может, разъяснено право С.Е.Я на ознакомление с документами при личной явке в инспекцию.
Выдача каких-либо копий документов Положениями Жилищного Кодекса РФ, Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Указом Губернатора Сахалинской области от 16 февраля 2015 г. N 4, Положениями административного регламента по предоставлению государственной услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Приказом Государственной жилищной инспекции Сахалинской области от 10.03.2015 N 14-п, не предусмотрена.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований С.Е.Я к Государственной Жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконными исключения жилого дома из реестра лицензий, отказа в предоставлении документов и выдаче лицензии ООО «Старый дом ЖЭУ-5» – отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Сахалинской областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения.
Судья Умнова М.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2017 года.
Судья Умнова М.Ю.