ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-620/2012 от 17.02.2012 Норильского городского суда (Красноярский край)

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2012 года Дело №2-620/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 16 февраля 2012 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крючкова С.В.,

при секретаре Кулажаковой Е.А.,

с участием заявителя ФИО1,

представителя избирательной комиссии ФИО2,

прокурора Ишмухаметовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению ФИО1 об оспаривании действий и решения избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края об отказе в регистрации кандидата в депутаты Норильского городского Совета депутатов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании об оспаривании действий и решения избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края (далее по тексту - Избирательная комиссия) об отказе в регистрации кандидата в депутаты Норильского городского Совета депутатов действий, мотивируя тем, что решением Избирательной комиссии от 27 января 2012 года заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 2.

Заявитель полагает, что данное решение нарушает его законное право участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты: 19 января 2012 года и 23 января 2012 года представитель комиссии ФИО3 не приняла у него две фотографии.

Принимая решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов, Избирательная комиссия учитывала, что заявителем не представлен первичный финансовый отчет, ФИО1 не создал избирательный фонд для финансирования избирательной компании, а также не представил количество подписей, необходимое для регистрации в качестве депутата.

Заявитель полагает, что поскольку он не расходовал денежные средства, то представлять финансовый отчет не должен был, создать избирательный фонд должен был только в случае его регистрации кандидатом в депутаты, а количество необходимых подписей для регистрации в качестве депутата было искусственно увеличено за счет образования 2-х мандатного округа вместо 5-ти мандатного.

Таким образом, Избирательная комиссия еще до рассмотрения вопроса регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты создала условия, при которых заявитель не мог быть зарегистрирован в этом качестве, что нарушает его право быть избранным в представительный орган.

По мнению заявителя, Избирательная комиссия была обязана при отсутствии или неполноте каких-либо поданных сведений о кандидате, а также при несоответствующем оформлении поданных документов провести предварительные действия, установленные разъяснением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 года: перед принятием решения об отказе в регистрации кандидата на основании отсутствия каких-либо документов (неполноты сведений), неправильного оформления документов, в соответствии с данным разъяснением избирательная комиссия была обязана не позднее, чем за три дня до дня вынесения решения об отказе в регистрации по этому основанию, провести действия, указанные в данном разъяснении, которое принято для пресечения произвольных решений комиссии при отказе в регистрации кандидатом по основанию отсутствия, неполноты сведений, неправильного оформления документов.

У Избирательной комиссии на основании Разъяснения ЦИК РФ № 203/1272-4 от 23.03.2007 года, была возможность пригласить заявителя на заседание комиссии не позднее, чем за три дня до дня принятия решения об отказе в регистрации (27 января 2012 года), где на заседании, указать на имеющиеся, по мнению комиссии, недостатки в документах с целью их устранения до дня принятия решения о регистрации (отказе в регистрации).

На основании изложенного ФИО1 просил признать незаконным действие Избирательной комиссии, выраженное в отказе 21.01.2012 года в принятии принесенных заявителем 2-х фотографий, а также признать незаконным действие, выраженное в отказе 27.01.2012 года в виду не представления первого финансового отчета и не создания собственного избирательного фонда.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал требования, уточнив, что просит признать незаконным действие Избирательной комиссии, выраженное в отказе 19.01.2012 года и 23.01.2012 года в принятии принесенных заявителем 2-х фотографий, а также признать незаконным и подлежащим отмене решение Избирательной комиссии от 27.01.2012 года об отказе в регистрации заявителя кандидатом, обязав Избирательную комиссию зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 2 (л.д. 98-101), дополнительно пояснив, что 19 января 2012 года он обратился в Избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу №2. 19 января 2012 года членом избирательной комиссией муниципального образования город Норильск Красноярского края ФИО3 были приняты представленные заявителем документы с выдачей ему справки о приёме представленных документов с перечнем принятых документов. В заявлении попросили вычеркнуть уведомление, что он и сделал, также сделал за­пись «исправленному верить». У заявителя не приняли «биографические данные» и две фото­графии. Затем заявителю было выдано разрешение на открытие избирательного счета кандидата в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 2. Открытие специализированного избирательного счета кандидата в депутаты нужно для оплаты бланков для сбора подписей в поддержку выдвижения в депутаты Норильско­го городского Совета депутатов. В связи с отказом частных рекламных агентств изготовлять бланки, заявитель изготовил их на своем оборудовании, что законодательством не запрещено. 23.01.2012 года член избирательной комиссии муниципального образования город Но­рильск Красноярского края ФИО3 приняла у заявителя на проверку подписные листы, не приняв 2 фотографии. Первичный финансовый отчет заявитель не должен был предоставлять, так как бланки изготовил сам. ФИО3 приняла подписные листы, указала на неправильные подписи, с согласия заявителя вычеркнула 2 записи без подписей, в результате чего в подписных листах осталось 98 подписей. Если бы ФИО3 попросила заявителя представить первичный финансовый отчет и номер счета собственного избирательного фонда для финансирования избиратель­ной компании, то заявитель бы сделал это. Заявителю была выдана справка, что были сданы только подписные листы. 24.01.2012 года Избирательная комиссия провела проверку подписей избирателей в подписных листах. В итоговом протоколе подписей проверке подписных листов подписей недостоверных нет, но недействительными считаются все подписи в подписных листах, как не соответствуют требованиям приложений 4-9 к федеральному закону. Заявителю показали форму подписных листов, однако она устаревшая, в связи с чем признание подписных листов недействительными является противоправным. 27.01.2012 года заявитель получил решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Нориль­ского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 2. В отказе было указано, что заявитель не представил первичный финансовый отчет, не создал собственный избирательный фонд для финансирования избирательной компании и не представил необходимое для выдвижения количество подписей. С этим заявитель согласен, данные обстоятельства не оспаривает, однако считает, что бланки для сбора подписей в поддержку выдвижения в депутаты Норильского город­ского Совета депутатов он вынужден был изготовить на своем оборудовании, в связи с чем первичный финансовый отчет не должен был представлять. Если бы заявитель был зарегистрирован кандидатом в депутаты Норильского городского Сове­та депутатов по двухмандатному избирательному округу № 2, то тогда он был бы вынужден создать собственный избирательный фонд для изготовления агитационной печатной продукции. Следовательно, указанные обстоятельства не являются основаниями для отказа в регистрации канди­датом в депутаты Норильского городского Совета депутатов. Кроме того, 23 января 2012 года ФИО3 не предложила заявителю при сдаче им подписных листов представить первичный финансовый отчет и открыть специальный счет (избирательный фонд). В части недостаточного количества необходимых подписей заявитель пояснил, что это является незаконным в связи с искусственным увеличением подписей за счет образования 2-х мандатного округа вместо 5-ти мандатного.

Избирательная комиссия не совершила обязательные предварительные действия перед принятием решения об отказе в регистрации, установленные Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ № 203/1272-4 от 23.03.2007 года, т.е. не провела за 3 дня до дня вынесения решения об отказе в регистрации заседание по установленной процедуре и не обсудила в присутствии уведомителя имеющуюся недостаточность, по мнению комиссии, сведений поданных в комиссию.

Представитель Избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края ФИО2 требования заявителя не признал, и в судебном заседании пояснил, что порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, перечень документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата, а также сроки их представления в соответствующие избирательные комиссии установлены главой V Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и главой IV Закона Красноярского края от 02.10.2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края).

19 января 2012 года ФИО1 представил в Избирательную комиссию для выдвижения кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов заявление о согласии баллотироваться по двухмандатному избирательному округу № 2 и документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 23 и пунктом 5 статьи 24 Закона Красноярского края. Фотографии заявитель вместе с указанными документами не представлял.

В подтверждение вышеуказанных обстоятельств была составлена Справка о приеме представленных кандидатом документов от 19.01.2012 года № 01-11/105, в которой ФИО1 собственноручно расписался за то, какие именно документы им были представлены в Избирательную комиссию для выдвижения. Тот факт, что фотографий ФИО1 в Избирательную комиссию не представлял, подтверждается и его указанием в заявлении о согласии баллотироваться на документы, представляемые вместе с ним: «копии: паспорта и документ об образовании».

Таким образом, утверждение заявителя о том, что Избирательная комиссия отказала ему в приеме фотографий не основано на фактических обстоятельствах и опровергается письменными доказательствами.

Что касается утверждения ФИО1 об отказе принять у него фотографии 21 января 2012 года, то в этот день заявитель вообще не обращался в Избирательную комиссию.

Ответственность за представление документов для выдвижения и регистрации кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, Закона Красноярского края, законодателем возложена исключительно на кандидата.

Факт непредставления ФИО1 в Избирательную комиссию фотографий не отражен в оспариваемом решении об отказе в его регистрации, как основание для его принятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона Красноярского края кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

20 января 2012 года ФИО1 было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета от 19.01.2012 года № 01-10/114.

Однако, ФИО1 не выполнил требование пункта 1 статьи 44 Закона Красноярского края по созданию собственного избирательного фонда для финансирования избирательной кампании. Указанное обстоятельство явилось одним из оснований для отказа в его регистрации кандидатом в соответствии с подпунктом «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.

Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Требований к организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по изготовлению подписных листов, законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах не содержит. Исходя из этого, ФИО1 имел возможность изготовить подписные листы в любой организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих соответствующие услуги, а не только в типографии газеты «Заполярная правда», где, с его слов, ему было отказано в их изготовлении.

Что касается признания проверенных подписей избирателей в поддержку ФИО1 недействительными, то указанное обстоятельство не явилось основанием для принятия Избирательной комиссией решения об отказе в регистрации заявителя кандидатом, поскольку на регистрацию он изначально представил недостаточное их количество.

23 января 2012 года ФИО1 представил в Избирательную комиссию на регистрацию подписные листы с 98 подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидатом. Фотографии заявитель, как и 19 января 2012 года, не представлял. Данный факт подтверждается Справкой о приеме представленных документов для регистрации кандидата от 23.01.2012 года № 01-11/494, в которой ФИО1 собственноручно расписался за то, что он представил на регистрацию только 20 подписных листов, содержащих 98 подписей избирателей.

В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Закона Красноярского края количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата при выдвижении в многомандатном округе составляет один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории многомандатного округа, поделенного на число мандатов, но не менее 10 подписей.

Согласно решению Норильского городского Совета депутатов от 08.11.2011 года № 36-872 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Норильского городского Совета депутатов» число избирателей, зарегистрированных на территории двухмандатного избирательного округа № 2, составляет 20257.

Таким образом, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата при выдвижении в двухмандатном избирательном округе № 2, составляет: 20257 : 100 : 2 = 101.

Поскольку ФИО1 представил на регистрацию только 98 подписей избирателей, то их количества недостаточно для его регистрации кандидатом по двухмандатному избирательному округу № 2.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Как уже указывалось выше, ФИО1 для финансирования своей избирательной кампании не создал избирательный фонд, что согласно подпункту «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Кроме того, в нарушение требований пункта 1 статьи 29, подпункта «а» пункта 20 статьи 44 Закона Красноярского края ФИО1 не представил для регистрации в Избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата. Указанное обстоятельство в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона также является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Именно указанные выше три обстоятельства и послужили основаниями для принятия Избирательной комиссией решения от 27.01.2012 года № 15/82 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 2 ФИО1».

Действующая комиссия, решение которой оспаривается, сформирована как территориальная избирательная комиссия г. Норильска Красноярского края решением Избирательной комиссии Красноярского края от 23.11.2010 года № 120/636.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 14.12.2006 года № 158/1322 на территориальную избирательную комиссию г. Норильска Красноярского края были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края от 12.01.2012 года № 7/23 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Норильского городского Совета депутатов по двухмандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7 возложены на Избирательную комиссию муниципального образования город Норильск Красноярского края.

Действует Избирательная комиссия на основании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Доводы ФИО1 о нарушении Избирательной комиссией положений Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 № 203/1272-4 (далее - Разъяснение ЦИК РФ), являются ошибочными, поскольку из смысла пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона следует, что федеральный законодатель возлагает на избирательную комиссию обязанность извещать кандидата лишь в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов.

Согласно пункту 1 Разъяснения ЦИК РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Федерального закона; ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту «в» пункта 24, подпункту «б» пункта 25, подпункту «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов; кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Другие положения Разъяснения ЦИК РФ, на которые ссылается заявитель, применяются лишь в случаях выявления избирательной комиссией обстоятельств, указывающих на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктами «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктами «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктами «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона, тогда как в случае ФИО1 Избирательной комиссией было принято решение об отказе в его регистрации кандидатом по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «д» и «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.

С учетом приведенных доводов представитель Избирательной комиссии просит заявление ФИО1 об оспаривании действий и решения Избирательной комиссии от 27 января 2012 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Норильского Городского Совета оставить без удовлетворения.

Заслушав пояснения заявителя, представителя Избирательной комиссии, свидетелей, исследовав материалы дела, а также выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления ФИО1 за необоснованностью, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1 по следующим основаниям:

Решением Норильского городского Совета депутатов №37-902 от 13 декабря 2011 года выборы в Норильский городской Совет назначены на 04 марта 2012 года (л.д. 60). Указанное решение опубликовано в газете «Заполярная правда» от 16 декабря 2011 года (л.д. 53).

Решением избирательной комиссии от 27 января 2012 года за №15/82 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты городского Совета по двухмандатному округу № 2 по тем основаниям, что ФИО1 не было представлено достаточное количество подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты (98 вместо требуемых 101), не представлен первый финансовый отчет кандидата, не создан собственный избирательный фонд для финансирования избирательной компании (л.д. 63, 64).

Согласно пункту 19 статьи 29 Закона Красноярского края избирательная комиссия в течение сроков, установленных пунктом 20 настоящей статьи, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации; решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об исключении кандидата из заверенного списка кандидатов принимается по основаниям, установленным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона Красноярского края избирательная комиссия проверяет достоверность и законность представленных кандидатами документов: правомерность процедуры выражения поддержки кандидатур, правильность оформления подписных листов, достоверность данных, содержащихся в подписных листах.

Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона и пункту 4 статьи 29 Закона Красноярского края избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать 10 дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Судом установлено, что 19 января 2012 года заявитель ФИО1 представил в Избирательную комиссию для выдвижения кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов заявление о согласии баллотироваться по двухмандатному избирательному округу № 2 и документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 23 и пунктом 5 статьи 24 Закона Красноярского края (л.д.70), при этом в качестве приложения фотографии не значатся.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что он предоставил 2 фотографии, однако принимавшая у него заявление ФИО3 отказалась их принять.

Каких-либо доказательств данного обстоятельства заявитель суду не представил.

Оценивая содержание справки о сдаче заявления с копией паспорта, документа об образовании и сведениями о размере и об источниках дохода, без фотографий, текст заявления ФИО1 о желании баллотироваться кандидатом в депутаты, в котором в качестве приложения фотографии не значатся, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны Избирательной комиссии, и в частности со стороны руководителя Рабочей группы ФИО3, каких-либо нарушений прав заявителя.

Эти выводы суда основаны также и на других доказательствах:

Так, свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что 19.01.2012 года заявитель передал ей заявление, свидетельствующее о его намерении баллотироваться кандидатом в депутаты городского Совета, с копией паспорта, документа об образовании и сведениями о размере и об источниках дохода, о чем она составила справку, подтверждающую сдачу заявителем именно этих документов, которую заявитель подписал и каких-либо возражений в этой связи не выразил, принять фотографии ФИО1 не предлагал.

Доводы свидетеля подтверждены справкой о принятии заявления от 19 января 2012 года без фотографий (л.д. 71). Содержание указанной справки и ее достоверность заявителем не оспаривается.

Достоверность показаний свидетеля ФИО3 сомнений у суда не вызывает, поскольку они подтверждаются приведенными выше доказательствами.

Также, по пояснениям заявителя, 23 января 2012 года он представил документы для регистрации кандидата: подписные листы с 98 подписями. Также заявителем, якобы, были предоставлены 2 фотографии, не принятые у него 19.01.2012 года, которые ФИО3 опять оказалась принимать, о чем была составлена справка. Первый финансовый отчет заявитель не составлял, счет для финансирования избирательной компании заявитель не открывал, то есть, не создавал избирательный фонд.

Свидетель ФИО3, в судебном заседании пояснила, что 23 января 2012 года заявитель передал ей подписные листы с 98 подписями, две записи в подписных листах, не содержащих подписей, заявителем ФИО1 были вычеркнуты, о чем она составила справку, подтверждающую сдачу заявителем именно этих документов, которую заявитель подписал и каких-либо возражений в этой связи не выразил, принять иные документы, прилагаемые к принятому заявлению, ФИО1 не предлагал, и она не отказывала ему в приеме, поскольку такого предложения от заявителя не поступило. При этом ФИО3 спрашивала, будут ли у него иные документы для сдачи, на что ФИО1 ответил отказом.

Доводы свидетеля подтверждены справкой о принятии 23 января 2012 года от заявителя подписных листов (л.д. 68). Содержание указанной справки и ее достоверность заявителем не оспаривается.

Достоверность показаний свидетеля ФИО3 сомнений у суда не вызывает, поскольку они подтверждаются приведенными выше доказательствами.

Суд принимает во внимание, что обязанность по проведению консультаций, даче рекомендаций и предложению представить документы в соответствии с требованиями закона на представителей избирательной комиссии не возложена. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата.

Таким образом, утверждение заявителя о том, что Избирательная комиссия отказала ему в приеме фотографий не основано на фактических обстоятельствах и опровергается письменными доказательствами.

Что касается указания в заявлении ФИО1 об отказе принять у него фотографии 21 января 2012 года, то в этот день заявитель вообще не обращался в Избирательную комиссию, что подтверждено в судебном заседании самим заявителем.

Ответственность за представление документов для выдвижения и регистрации кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, Закона Красноярского края, законодателем возложена исключительно на кандидата.

Факт непредставления ФИО1 в Избирательную комиссию фотографий не отражен в оспариваемом решении об отказе в его регистрации, как основание для его принятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона Красноярского края кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления в Красноярском крае, утвержденного решением Избирательной комиссии Красноярского края от 03.07.2008 года № 61/324 (далее - Порядок открытия и ведения счетов), разрешение на открытие специального избирательного счета выдается кандидату в течение двух дней со дня получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата.

20 января 2012 года ФИО1, в срок, установленный пунктом 1.3 Порядка открытия и ведения счетов, было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета от 19.01.2012 года № 01-10/114.

Однако, ФИО1 не выполнил требование пункта 1 статьи 44 Закона Красноярского края по созданию собственного избирательного фонда для финансирования избирательной кампании. Указанное обстоятельство явилось одним из оснований для отказа в его регистрации кандидатом в соответствии с подпунктом «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.

Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Требований к организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по изготовлению подписных листов, законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах не содержит. Исходя из этого, ФИО1 имел возможность изготовить подписные листы в любой организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих соответствующие услуги.

Что касается признания проверенных подписей избирателей в поддержку ФИО1 недействительными, то указанное обстоятельство не явилось основанием для принятия Избирательной комиссией решения об отказе в регистрации заявителя кандидатом, поскольку на регистрацию он изначально представил недостаточное их количество.

23 января 2012 года ФИО1 представил в Избирательную комиссию на регистрацию подписные листы с 98 подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидатом. Данный факт подтверждается Справкой о приеме представленных документов для регистрации кандидата от 23.01.2012 года № 01-11/494, в которой ФИО1 собственноручно расписался за то, что он представил на регистрацию только 20 подписных листов, содержащих 98 подписей избирателей

В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Закона Красноярского края количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата при выдвижении в многомандатном округе составляет один процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории многомандатного округа, поделенного на число мандатов, но не менее 10 подписей.

Согласно решению Норильского городского Совета депутатов от 08.11.2011 года № 36-872 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Норильского городского Совета депутатов» число избирателей, зарегистрированных на территории двухмандатного избирательного округа № 2, составляет 20257

Таким образом, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата при выдвижении в двухмандатном избирательном округе № 2, составляет: 20257 : 100 : 2 = 101.

Поскольку ФИО1 представил на регистрацию только 98 подписей избирателей, то их количества недостаточно для его регистрации кандидатом по двухмандатному избирательному округу № 2.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Как уже указывалось выше, ФИО1 для финансирования своей избирательной кампании не создал избирательный фонд, что согласно подпункту «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Кроме того, в нарушение требований пункта 1 статьи 29, подпункта «а» пункта 20 статьи 44 Закона Красноярского края ФИО1 не представил для регистрации в Избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата. Указанное обстоятельство в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона также является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Таким образом, ФИО1 не представил необходимое количество подписей для выдвижения кандидатом в депутаты, не сдал первый финансовый отчет, не создал избирательный фонд, что подтверждено в судебном заседании самим заявителем, при этом ФИО1 не мог не осознавать, что требование закона о необходимости сдачи требуемых документов, он так и не выполнил.

Именно указанные выше три обстоятельства и обоснованно послужили основаниями для принятия Избирательной комиссией решения от 27.01.2012 года № 15/82 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу № 2 ФИО1» (л.д. 63, 64).

Суд находит необоснованными доводы ФИО1 о нарушении его прав системой выборов депутатов и созданием Избирательной комиссией затруднительных условий по следующим основаниям:

Согласно пункту 3 статьи 27 Устава муниципального образования город Норильск (ред. от 17.05.2011 года) (далее - Устав города Норильска) Городской Совет состоит из 35 депутатов, избираемых на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет; на основе мажоритарной системы избираются 14 депутатов по 7 многомандатным избирательным округам, число мандатов, подлежащих распределению в каждом округе, равно 2; на основе пропорциональной системы представительства избирается 21 депутат по единому избирательному округу по спискам избирательных объединений

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Устава города Норильска Городской Совет вправе сформировать Избирательную комиссию муниципального образования город Норильск, в порядке, определенном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являющуюся муниципальным органом и не входящим в структуру органов местного самоуправления города Норильска. Однако, на сегодняшний день Избирательная комиссия муниципального образования город Норильск, как муниципальный орган Норильским городским Советом не сформирована.

Действующая комиссия, решение которой оспаривается, сформирована как территориальная избирательная комиссия г. Норильска Красноярского края решением Избирательной комиссии Красноярского края от 23.11.2010 года № 120/636 (л.д. 57-59).

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 14.12.2006 года № 158/1322 на территориальную избирательную комиссию г. Норильска Красноярского края были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края (л.д. 56).

Решением Избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края от 12.01.2012 года № 7/23 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Норильского городского Совета депутатов по двухмандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7 возложены на Избирательную комиссию муниципального образования город Норильск Красноярского края (л.д. 55).

Действует Избирательная комиссия на основании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Доводы ФИО1 о нарушении Избирательной комиссией положений Разъяснения ЦИК РФ являются ошибочными.

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение; не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Исходя из смысла указанной нормы, следует, что федеральный законодатель возлагает на избирательную комиссию обязанность извещать кандидата лишь в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов.

Согласно пункту 1 Разъяснения ЦИК РФ, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Федерального закона, либо при наличии решения политической партии, регистрация кандидата, списка кандидатов которой согласно пункту 16 статьи 38 Федерального закона осуществляется без сбора подписей и внесения избирательного залога; ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту «в» пункта 24, подпункту «б» пункта 25, подпункту «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов; кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Другие же положения Разъяснения ЦИК РФ, на которые ссылается заявитель, применяются лишь в случаях выявления избирательной комиссией обстоятельств, указывающих на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктами «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктами «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктами «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона, тогда как в случае ФИО1 Избирательной комиссией было принято решение об отказе в его регистрации кандидатом по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «д» и «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.

Из п. 2.4. Определения Конституционного Суда от 01 июня 2010 года №784-О-О следует, что положения подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» непосредственно не препятствуют определению того, какие именно документы для регистрации необходимо представить кандидату. Само же по себе законодательное закрепление необходимости отказа в регистрации в том случае, когда кандидат не сдал необходимые документы для регистрации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, поскольку в противном случае требование предоставления для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения.

Доводы заявителя об отсутствии какой-либо справочной информации со стороны Избирательной комиссии, что помешало ему надлежащим образом реализовать свое пассивное избирательное право, правильно оформить и сдать документы, также не принимаются судом как необоснованные: проведение Избирательной комиссией консультаций кандидатов не предусмотрено законом, наличие законодательной базы на стендах в Избирательной комиссии заявителем не оспаривается.

Оценивая все изложенные обстоятельства в их совокупности, суд не находит со стороны Избирательной комиссии нарушений в отношении ФИО1 и расценивает решение Избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края от 27 января 2012 года об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу №2 законным и обоснованным, в силу чего заявление ФИО1 об оспаривании действий и указанного решения, его отмене и возложении на Избирательную комиссию обязанности зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Норильского городского Совета депутатов по двухмандатному избирательному округу №2, удовлетворению не подлежит в силу необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий и решения избирательной комиссии муниципального образования город Норильск Красноярского края об отказе в регистрации кандидата в депутаты Норильского городского Совета депутатов - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий С.В. Крючков