ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-620/2014 от 03.03.2014 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-620/2014 (2-6870/2013)Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 3 марта 2014 года г.Пермь

 Свердловский районный суд г.Перми в составе:

 председательствующего судьи Толмачевой И.И.,

 при секретаре Семеновой М.А., с участием истцов ФИО25, ФИО26, представителя ответчика ФИО27 – ФИО28,, ФИО29, председателя ТОС «ФИО56» ФИО30, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО25, ФИО37, ФИО26, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО58 В.ча к ТОС "Ж. Р. Ново ФИО55", Мандатной комиссии ТОС "Ж. Р. "Ново-ФИО55" о признании заключения мандатной комиссии незаконным, отмене заключения мандатной комиссии, возложении обязанности на мандатную комиссию проверить правильность избрания каждого делегата и подтверждения полномочий делегатов путем проверки подписных листов (петиционных) по всем 15 секторам микрорайона Новобродовский,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истцы обратились в суд с требованиями к ТОС "Ж. Р. Ново ФИО55", Мандатной комиссии ТОС "Ж. Р. "Ново-ФИО55" о признании заключения мандатной комиссии незаконным, отмене заключения мандатной комиссии, возложении обязанности на мандатную комиссию проверить правильность избрания каждого делегата и подтверждения полномочий делегатов путем проверки подписных листов (петиционных) по всем 15 секторам микрорайона Новобродовский.

 В обоснование требований истцы указали, что мандатной комиссией ТОС «Ново ФИО55» (далее - ТОС) было принято заключение «О проверке правильности избрания и подтверждения полномочий делегатов на внеочередную отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55» Свердловского района города Перми» (далее - Заключение), которое является незаконным на основании следующего:

 1. Нарушен принцип гласности и учета общественного мнения, учета и реализации воли населения, указанный в ст. 4 п. 2 Положения.

 Согласно Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

 Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

 Согласно ст. 1 п. 3 Положения, граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Перми, имеют право:

 - участвовать в решении вопросов местного значения, отнесенных к ведению территориального общественного самоуправления, посредством участия в собраниях (сходах) конференциях граждан, иных нормах непосредственной демократии;

 - избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления;

 В микрорайоне «Новобродовский» зарегистрирован ТОС «Ж.Р. Ново ФИО55». Органом управления является Председатель ТОС, конференция (собрание Делегатов), общее собрание граждан.

 Правом на участие в органах территориального общественного самоуправления обладают граждане Российской Федерации, достигшие шестнадцатилетнего возраста и постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей территории города Перми, если иное не установлено действующим законодательством.

 В соответствии с п. 4. ст. 14 Положения при выборах делегатов орган, лицо или инициативная группа, созывающие конференцию жителей, самостоятельно устанавливают норму представительства по принципу пропорционального представительства от общего числа жителей, но не менее одного делегата от 100 квартир многоквартирного дома.

 Собрание жителей по выдвижению делегатов для участия в конференции правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

 Избранным делегатом для участия в конференции считается кандидат, который получил наибольшее число голосов жителей, принявших участие в собрании.

 При выдвижении делегатов (по результатам сбора подписей в поддержку кандидатов в делегаты) избранным делегатом считается кандидат, в поддержку которого подано более половины голосов от числа жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в собрании по выдвижению делегатов.

 В соответствии со ст. 16 п. 5 Положения при отсутствии кворума глава территориального органа Администрации города, орган, лицо, созвавшие собрание (конференцию) жителей, вправе принять решение о проведении дополнительного голосования среди отсутствующих жителей путем письменного опроса участвующих.

 В соответствии с Решением Конференции (Собрания Делегатов) ТОС от 22 ноября 2012 года (Протокол №1) было проведено голосование (сбор подписей по петиционным листам) с целью выбора делегатов, представляющих интересы определенной территории микрорайона Новобродовский.

 Были проведены собрания по секторам, недостающие голоса было принято собрать путем обхода граждан согласно Положению. Всего было собрано свыше 300 голосов.

 ТОС ни разу не принял участие в финансировании, организации, консультировании, информировании граждан и сборе подписей по назначенным им выборам.

 ДД.ММ.ГГГГ подписные листы были переданы в Мандатную комиссию с подписанием акта приема-передачи.

 В соответствии со ст. 15 Положения Мандатная комиссия создается для проверки правильности избрания каждого делегата и подтверждения полномочий делегатов. Как следствие, члены мандатной комиссии были обязаны проверить голос каждого из голосовавших путем: личного опроса, телефонного опроса, письменным запросом, иными способами, не запрещенными действующим Законодательством.

 Подписные листы (петиционные листы, листы голосования) содержат исчерпывающую информацию относительно проголосовавшего гражданина, включая: фамилию, имя, отчество гражданина, его номер контактного телефона, адрес проживания, паспортные данные, год рождения гражданина

 Указанная информация позволяет строго идентифицировать конкретного голосовавшего гражданина среди прочих, его волю, позволяет определить его возраст, показывает место его постоянного, либо преимущественного проживания, позволяет связаться с ним любым способом для подтверждения волеизъявления и выяснения прочих обстоятельств.

 Мандатная комиссия в целях исполнения возложенных на нее функций при любом сомнении в легитимности проведенных выборов была обязана взять объяснение с граждан, организовавших собрания и производивших обход граждан с подписными листами.

 Учитывая количество зарегистрированных граждан в микрорайоне Новобродовский в 440 человек, количество человек, принявших участие в голосовании превышает необходимую норму более, чем в 2 раза, что в очередной раз подтверждает легитимность проведенных выборов и учет мнения каждого гражданина.

 Граждане свободно выражали свою волю, голосуя как «за» так и «против» соответствующего кандидата в делегаты, что подтверждается подписными листами.

 В Заключении отсутствует дата и место составления документа. Тем самым теряется его легитимный статус, ведь в том числе отталкиваясь от даты документа можно реализовывать права и нести обязанности, предусмотренные Законом. Мандатная комиссия не исполнила обязанность по правильному оформлению документа по результатам ее деятельности.

 Действия Мандатной комиссии нарушают ст. 15 Положения.

 3.1. п. 1. Заключения не соответствует действительности и является надуманным.

 Подпункт 1 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию, что Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ не утвержден Советом ТОС. Однако, в п.3 Главы 7 Устава ТОС отсутствует какая - либо информация про утверждение каких-либо документов Советом ТОС.

 Подпункт 2 пункта 1 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию, что по вопросу № 2 форма проведения заявлена - «голосование». Однако, противоречие термина «Голосование» термину «Собрание» отсутствует. Более того, форма выборов делегатов ТОС была определена протоколом № Совета ТОС от ДД.ММ.ГГГГ. Волеизъявление граждан может проходить только в форме голосования. Голосование может проходить очно, либо заочно.

 Подпункт 3 пункта 1 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию, что не указана информация о месте и времени проведения собраний, что является несоблюдением требований п. 7 ст.15 Положения. Однако п. 7 ст. 15 не содержит информацию об обязанности по предоставлению гражданами, проводящими голосование по предоставлению информации о месте и времени проведения собраний. Председатель органа территориального общественного самоуправления в срок не позднее 3 дней до начала собраний жителей по домам, где избираются делегаты, направляет в мандатную комиссию информацию о дате, месте и времени проведения собраний.

 ФИО25 и помогающие ему граждане добросовестно и бесплатно исполняли обязанность по максимально четкому и достоверному отражению голосовавшего гражданина и его воли. Граждане каждый вечер после работы на собственном автотранспорте заезжали во все дома подряд: первый раз - информировать о будущих выборах, второй раз - сбор голосов.

 Подпункт 4 пункта 1 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию об отсутствии адресного описания границ секторов и, как следствие нарушении этим требований п.3 ст. 14 Положения.

 Подпункты 1 и 2 пункта 2 Заключения ошибочно дублируют подпункты 1 и 2 пункта 1 Заключения.

 Подпункт 3 пункта 2 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию об отсутствии указания на количество жителей старше 16 лет.

 В Положении отсутствует обязанность по предоставлению одновременно с подписанными петиционными листами информацию о количестве жителей старше 16 лет. Во-вторых, мандатная комиссия при исполнении своей обязанности по проверке правильности избрания каждого делегата обязана была установить право каждого проголосовавшего гражданина голосовать. В-третьих, петиционные (подписные) листы содержат обязательную графу с годом рождения голосовавшего гражданина, что позволяет достоверно установить его право голосовать.

 Подпункт 4 пункта 2 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию, что вопрос № 2 Повестки протоколов собраний «Утверждение кандидатов в делегаты ТОС «Ново ФИО55» от сектора» не соответствует требованиям ст. 14 п. 3 Положения. Мандатная комиссия подменяет понятия, указывая на несуществующее противоречие терминов «выдвижение кандидата» и «избрание кандидата», ведь процедура демократического избрания представителя населения одинакова, осуществлена в соответствии с Положением.

 Подпункт 5 пункта 2 Заключения содержит соответствующую действительности и неоспоримую информацию, что принимать участие в выдвижении делегата от сектора имеют право граждане, постоянно, или преимущественно проживающие в данном секторе. По каждому из 15 секторов делегат выдвинут проживающим в данном сектором гражданином.

 Мандатной комиссией указывается не соответствующая действительности информация о том, в «голосовании каждого сектора приняли участие члены инициативной группы ФИО25, ФИО19, ФИО26», нарушив не только процедуру голосования, но и права граждан. Не ясно, о какой инициативной группе идет речь, мандатная комиссия не поясняет и не «доставляет подтверждающие документы. Отсутствует связь между присутствием указанных граждан в протоколах голосования каждого сектора за кандидата в делегаты и нарушению неких прав граждан присутствием ФИО25, ФИО26, ФИО37 на собраниях. Иные лица ТОС направлены не были.

 Более того, ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ Протоколом № Совета ТОС был назначен ответственным «по сбору подписей по петиционным листам и составлению графика собраний жителей по секторам с дальнейшим предоставлением их главе Свердловского района и в отдел по работе с общественностью».

 Во исполнение возложенной обязанности и для обеспечения осуществления сбора подписей ФИО25 в абсолютном отсутствии помощи и взаимодействия со стороны ТОС были приглашены все желающие из числа постоянно либо преимущественно проживающих граждан.

 Подпункт 6 пункта 2 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию, которая к тому же в очередной раз не находит своего подтверждения в Положении.

 Подпункт 7 пункта 2 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию о том, что в протоколах собраний жителей вместо формулировки «дополнительного голосования» должна была быть указана формулировка «о сборе подписей по петиционным листам с определением формулировок вопросов». Мандатная комиссия заблуждается по причине отсутствия в указанной, якобы нарушенной статье 14 п. 3 Положения формулировки, касающейся петиционных листов.

 Подпункт 8 пункта 2 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию, к тому же дублирующую подпункт 1 пункта 1 Заключения.

 Подпункт 9 пункта 2 Заключения содержит несоответствие даты протоколов собраний жителей дате назначения выборов Советом ТОС. Это является абсурдом, ведь провести собрания по секторам до назначения выборов не представлялось возможным. Более того, дата составления указанных протоколов подтверждается показаниями их участников-свидетелей.

 Пункт 3 Заключения содержит не соответствующую действительности информацию о признаках фальсификации протоколов голосования. Мандатная комиссия не исполнила единственное взятое на себя обязательство по проверке правильности избрания делегатов.

 ТОС, обязанный действовать на основании Положения, не исполнял обязанности по организации им же и назначенных выборов собственных делегатов, не обеспечивал проведение выборов организационно, финансово, документально, наоборот, всячески препятствовал этому, не давая разъяснений, ответов, документов.

 Граждане, организовывающие в соответствии с поручением ТОС выборы, не имели прав по документальному и организационному обеспечению процедуры их проведения, не имели права и возможности издавать документы ТОС.

 Граждане не имели доступа к изданию протоколов о выборах, о назначении мандатной комиссии и прочему. Процедура перевыборов делегатов ТОС, совета ТОС, председателя ТОС в Положении не прописана, что привело к злоупотреблениям властью ТОС и администрации Свердловского района города Перми.

 Незаконным явилось бездействие действующего ТОС по управлению выборами, по консультированию ответственного лица, по обеспечению явки граждан.

 Учитывая нарушенный баланс прав и обязанностей ТОС и лиц, ответственных за проведение выборов действующий ТОС имеет возможность и право не допускать собственные перевыборы.

 Таким образом, при отсутствии воли действующего ТОС на перевыборы делегатов ТОС, новые делегаты ТОС могут быть не избранными никогда, ведь от издания документов председателем ТОС зависит наличие и легитимность проводимых перевыборов.

 Более того, в день проведения выборов в каждом секторе, ФИО13 на своем личном автомобиле съездил за ФИО14 - -ДОЛЖНОСТЬ1-, приехав они стали подходить к активно голосовавшим гражданам и демотивировать их, вводить в заблуждение, называя назначенные ТОС выборы выражениями с негативной окраской. Затем эти граждане уехали домой к ФИО13, затем вернулись и продолжили препятствовать назначенным ТОС выборам.

 Отсутствие точных указаний в Положении о выборе решения при наступлении определенной (спорной) ситуации вызывает злоупотребление со стороны ТОС и мандатной комиссии.

 Истцы с учетом уточненных требований просили признать незаконным и отменить заключение мандатной комиссии без даты и номера, возложить на мандатную комиссию обязанность исполнить свою функцию – проверить правильность избрания каждого делегата и подтверждения полномочий делегатов путем проверки подписных листов (петиционных листов) по всем 15 секторам микрорайона Новобродовский (л.д.12-17).

 Истцы ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО49, ФИО35, ФИО36, - ФИО37, ФИО38, ФИО39 не явились, извещены (л.д.225-234).

 Истцы ФИО25, ФИО26 исковые требования поддержали.

 Представитель ответчика ТОС "Ж.Р. Ново ФИО55" – председатель ТОС ФИО13 исковые требования не признал.

 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО15, -ДОЛЖНОСТЬ2-, была уволена по пункту 2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.29).

 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № на период отпуска ФИО16 исполнение обязанностей -ФИО50- возложена на ФИО17, -ФИО51-. (л.д.28).

 Свидетельством о браке подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ФИО18 и ФИО52, после заключения брака супругам присвоены фамилии ФИО18 и Мартина (л.д.30).

 Ответчик – член мандатной комиссии ФИО54 не явилась, извещена, представила в суд письменные возражения, в которых указала, что с заявленными требованиями о признании незаконным и необоснованным заключения мандатной комиссии ТОС «Ново ФИО55» не согласна по следующим основаниям.

 Деятельность территориального общественного самоуправления осуществляется на территории города Перми в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Перми, Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы № 26 от 29.01.2008 г.

 Территориальное общественное самоуправление «Ново ФИО55» (далее-ТОС «Ново ФИО55») создано на основании решения собрания жителей ДД.ММ.ГГГГ., является самостоятельным юридическим лицом (ОГРН №) и в настоящее время осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством и Уставом ТОС «Ново ФИО55», утверждённым решением конференции жителей микрорайона Ново ФИО55 Свердловского района города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (новая редакция).

 Согласно п.1 ст. 11.1. Устава ТОС «Ново ФИО55», органом ТОС является Совет ТОС «Ново ФИО55» - постоянно действующий исполнительный орган территориального общественного самоуправления, избираемый на конференции жителей, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, в пределах жилого района Ново ФИО55. В соответствии с п.7. ст. 11.1. Устава работой органа территориального общественного самоуправления руководит Председатель, который входит в состав Совета, председатель избирается членами органа территориального общественного самоуправления из их числа простым большинством голосов.

 Председателем Совета ТОС на заседании ТОС, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ., был избран ФИО13 сроком на 5 лет (копия протокола № от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). Конференции жителей микрорайона «Ново ФИО55» проходят ежегодно в ноябре.

 ДД.ММ.ГГГГ состоялась отчетная конференция ТОС «Ново ФИО55», на которой делегаты конференции (избранные на отчетно-выборной конференции ДД.ММ.ГГГГ) признали работу ТОС «Ново ФИО55» удовлетворительной.

 ДД.ММ.ГГГГ в Управлении общественных отношений аппарата Пермской городской Думы состоялась рабочая встреча с участием председателя ТОС «Ново ФИО55» ФИО13, представителей инициативной группы жителей жилого района Ново ФИО55 ФИО26 и ФИО25

 В ходе рабочей встречи установлено, что документы о создании инициативной группы жителей жилого района Ново ФИО55 не представлены в связи с их отсутствием; представители администрации Свердловского района города Перми в составе мандатной комиссии, утвержденной на заседании Совета ТОС «Ново ФИО55» от ДД.ММ.ГГГГ, не были согласованы с администрацией района; заседания мандатной комиссии не проводились; график собраний жителей по выдвижению кандидатов в делегаты конференции в администрацию Свердловского района г. Перми представлен не был.

 Также на рабочей встрече был рассмотрен вопрос о проведении голосования жителей жилого района Ново ФИО55 по переизбранию делегатов на отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55». По итогам рабочей встречи от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение: рекомендовать инициативной группе жителей жилого района Ново ФИО55 Свердловского района города Перми провести подготовку внеочередной отчетно-выборной конференции ТОС «Ново ФИО55» - в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утверждённым решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 №26. Дополнительно проинформировали о том, что состав инициативной группы нужно расширить.

 По обращению группы граждан, проживающих на территории микрорайона «Ново ФИО55», 26.06.2013г в помещении администрации Свердловского района состоялась рабочая встреча по вопросу внеочередной отчетно-выборной конференции территориального общественного самоуправления с представителями инициативной группы жилого района Ново-ФИО55 (копия протокола рабочей встречи от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). По итогам рабочей встречи председателю ТОС «Ново-ФИО55» ФИО13 было рекомендовано провести заседание Совета ТОС до ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу о создании мандатной комиссии и подготовке к внеочередной отчетно-перевыборной конференции в ДД.ММ.ГГГГ; организовать проведение заседания мандатной комиссии ТОС «Ново-ФИО55» по проверке представленных инициативной группой материалов (график собраний, протоколы собраний с петиционными листами).

 В соответствии с п. 2 ст. 15 Положения, мандатная комиссия создается для проверки правильности избрания каждого делегата и подтверждения полномочий делегатов; состав мандатной комиссии утверждается органом территориального общественного самоуправления в срок не позднее 3 месяцев до дня проведения отчетно-выборного собрания (конференции) территориального общественного самоуправления; в состав мандатной комиссии должны входить представители органов городского самоуправления, могут входить члены органа территориального общественного самоуправления.

 Советом ТОС «Ново-ФИО55» в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы № 26 от 29.01.2008 г (далее - Положение) был утверждён состав мандатной комиссии ТОС «Ново-ФИО55», далее - Мандатная Комиссия (выписка из протокола заседания совета ТОС «Новобродовский» № от ДД.ММ.ГГГГ прилагается).

 Мандатная Комиссия провела свою работу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, было проведено 4 заседаний мандатной комиссии (копии протоколов заседаний мандатной комиссии прилагаются).

 В мандатную комиссию по акту передачи от ДД.ММ.ГГГГ членами инициативной группы представлены следующие документы:

 - Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. собрания инициативной группы граждан микрорайона Ново ФИО55;

 -15 (пятнадцать) протоколов собраний жителей: от ДД.ММ.ГГГГ №;№, от ДД.ММ.ГГГГ №,№

 от ДД.ММ.ГГГГ №,№ протоколов голосований.

 По итогам работы Мандатной Комиссии в ходе заседания ДД.ММ.ГГГГ было вынесено заключение о проверке правильности избрания и подтверждения полномочий делегатов на внеочередную отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55» Свердловского района города Перми (далее-Заключение), которое является приложением к протоколу мандатной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Заключение было передано представителю инициативной группы граждан жилого микрорайона Ново ФИО55 ФИО25.

 Также ответчик указал, что нет правовых оснований считать заключение Мандатной Комиссии незаконным.

 Согласно п. 3 Заключения, мандатная комиссия считает, что процедура выборов делегатов на отчетно-выборочную конференцию, регламентированная Положением и Уставом ТОС, инициативной группой не соблюдена, а именно:

 Согласно п. 3 ст. 14 Положения, п.п.3 пункта 7.1. главы 7 Устава ТОС «Ново ФИО55» при отсутствии кворума на собрании жителей допускается избрание делегатов по результатам сбора подписей жителей. При принятии решения путем сбора подписей формулировки вопросов, период сбора подписей утверждаются Советом ТОС. При этом жители должны быть проинформированы о данном собрании, его результатах, и им должна быть представлена возможность участия в этом собрании.

 Представленные инициативной группой Протоколы собрания жителей в количестве 15 штук не содержат информацию о периоде сбора подписей, протоколы не были утверждены Советом ТОС.

 При рассмотрении 15 протоколов собраний жителей Мандатная Комиссия не смогла определить соблюдение процедуры избрания делегатов, так как отсутствовала информация, которая дает возможность определить адресное описание границ секторов, от которых проходили собрания жителей, для определения численности населения и определения кворума на собрании.

 В связи с отсутствием в представленных документах указания на количество жителей старше 16-ти лет, проживающих на данной территории, в границах которой проходит собрание (в соответствии с п.3 ст. 20 Положения - Собрание по избранию выборного лица территориального общественного самоуправления проводится в удобное для большинства жителей подъезда, дома, двора, группы домов время по инициативе группы граждан в количестве не менее трех человек, проживающих в подъезде, доме, дворе, группе домов, или территориального общественного самоуправления, или руководителя территориального органа администрации города. Собрание жителей правомочно (имеет кворум), если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующего подъезда, дома, двора, группы домов, достигших шестнадцатилетнего возраста; при отсутствии кворума собрание вправе принять решение о проведении дополнительного голосования среди отсутствующих жителей путем письменного опроса отсутствующих), не представилось возможным определить наличие кворума собраний и, следовательно, правильность и законность выбора делегатов.

 По представленным протоколам собрания жителей выявлены следующие замечания:

 В представленных инициативной группой протоколах собраний жителей отсутствует информация об избранных кандидатах в делегаты – не обозначены контактные данные (адрес проживания), в связи с чем не представляется возможным проверить правильность избрания каждого кандидата в делегаты.

 Отсутствие в представленных протоколах адресного описания границ секторов противоречит п. 3 ст. 14 Положения (т.к. данная норма позволяет определить легитимность избрания делегата, его преимущественное проживание на данной территории).

 В протоколах собрания жителей отсутствует указание на кворум
собрания, в связи с этим не представляется возможным определить правомочность
собраний жителей (требование об указании кворума определено п.5 ст. 14 Положения,
согласно которому «Собрание жителей по выдвижению делегатов для участия в
конференции правомочно (имеет кворум), если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.»)

 В каждом представленном протоколе собрания жителей (по секторам) участвовали ФИО26, ФИО25 А.С, ФИО19, также они принимали участие в голосовании, хотя правом голосования на собрании обладают только жители соответствующей территории, что предусмотрено п.5 ст. 14 Положения.

 В протоколах собраний жителей указана форма проведения «дополнительного голосования» среди отсутствующих на собраниях жителей, что противоречит п. 3 ст.14 Положения, согласно которому «Делегаты для участия в работе конференции выдвигаются от жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц и избираются на соответствующих собраниях жителей. При отсутствии кворума допускается избрание делегатов по результатам сбора подписей жителей. При принятии решения путем сбора подписей формулировки вопросов, период сбора подписей утверждаются собранием инициативной группы, органом территориального общественного самоуправления, оформляются протоколом. При этом жители должны быть проинформированы о данном собрании, его результатах и им должна быть предоставлена возможность участия в этом собрании».

 В представленных инициативной группой протоколах собраний жителей отсутствует решение о сборе подписей по петиционным листам с определением формулировок вопросов; не определен период сбора подписей, протоколы собраний жителей оформлены ненадлежащим образом: отсутствует подпись секретаря собрания (что не соответствует требованиям п.7 ст. 16 Положения).

 Представленные протоколы дополнительного голосования не содержат указание на дату проведения голосования; по представленным протоколам голосования невозможно определить количество подписей, которое необходимо для выдвижения того или иного кандидата (т.к. отсутствует описание границ секторов, информация о кол-ве преимущественно проживающих жителей на данной территории, процентное соотношение поданных голосов к количеству жителей, проживающих в границах определенного сектора). Указанные требования определены п.5 ст.14 Положения, по которому при выдвижении делегатов (по результатам сбора подписей в поддержку кандидатов в делегаты) избранным делегатом считается кандидат, в поддержку которого подано более половины голосов от числа жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в собрании по выдвижению делегатов.

 3.2.4.       Представленные протоколы собраний жителей датируются ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, т.е ранее срока принятия решения собранием инициативной группы о их проведении (голосовании) и делении на сектора (протокол инициативной группы № от ДД.ММ.ГГГГ), что свидетельствует о нарушении процедуры выдвижения кандидатов.

 Протоколом инициативной группы № были определены сроки проведения голосования - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом инициативной группой в мандатную комиссию были представлены протоколы собрания жителей, датированные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 В администрацию Свердловского района поступало уведомление о проведении голосования ДД.ММ.ГГГГ (копия уведомления члена инициативной группы ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ № прилагается), на котором присутствовал -ФИО51- ФИО20.

 Документы об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района представлены не были.

 Таким образом, принимая во внимание, что процедура выборов делегатов на отчетно-выборочную конференцию, регламентированная Положением и Уставом ТОС, инициативной группой не соблюдена, Мандатной комиссией было принято решение о нецелесообразности рассмотрения представленных инициативной группой протоколов голосования (петиционных листов).

 Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", обстоятельство того, затрагивают или нет оспариваемым решением, действием (бездействием) права и свободы заявителя, является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Ответчик просила отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и необоснованным заключения мандатной комиссии ТОС «Ново ФИО55» (л.д.93-95).

 Истцами на данный отзыв представлены возражения и письменные пояснения по делу (л.д.208-210, 235-236).

 Представители ответчика ФИО27 ФИО28, ФИО29 с требованиями истцов не согласились, поддержали доводы возражений ФИО27

 Иные ответчики – члены мандатной комиссии не явились, извещены.

 Прокурор Свердловского района г.Перми извещен, не явился.

 Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

 В соответствии с ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Согласно п.2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 В части 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. дано определение территориального общественного самоуправления, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

 Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (абзац 2 части 5).

 Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11 указанной выше статьи).

 Пунктом 1 ст. ст. 14 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 26 (ред. от 18.12.2012) (далее по тексту Положение о ТОС в городе Перми), предусмотрено, что собрание (конференция) жителей соответствующего территориального общественного самоуправления созываются органом территориального общественного самоуправления.

 Инициатива созыва собрания (конференции) жителей может исходить от органа территориального общественного самоуправления, главы территориального органа администрации города, депутата Пермской городской Думы, избранного по избирательному округу, в границах которого осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также от жителей соответствующей территории в количестве не менее пяти процентов от общего количества жителей, проживающих на территории осуществления территориального общественного самоуправления и достигших шестнадцатилетнего возраста.

 Орган территориального общественного самоуправления обязан рассмотреть поступившую инициативу в течение 10 дней с даты получения и принять решение о проведении собрания или конференции жителей или об отказе в их проведении. Решение об отказе в проведении общего собрания или конференции может быть принято только в случае, если ни один из вопросов, предлагаемых к обсуждению, не относится к компетенции собрания (конференции).

 Собрание, конференция жителей должны быть проведены не позднее 30 дней с момента принятия решения о созыве собрания (конференции).

 Орган или лицо, созывающие собрание, конференцию жителей, письменно в срок не позднее 10 дней до конференции уведомляет главу территориального органа администрации города, депутата Пермской городской Думы, избранного по избирательному округу, в границах которого осуществляется территориальное общественное самоуправление. Указанная информация о дате, месте и времени проведения собрания, конференции жителей доводится до жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

 В суд представлен Устав территориального общественного самоуправления «Ново ФИО55» (далее ТОС), утвержденный конференцией жителей жилого района «Ново ФИО55» Свердловского района г.Перми (далее-Устав) (л.д.176-187).

 В систему ТОС согласно уставу включаются: общие собрания, конференции жителей; советы, комитеты и иные органы ТОС; выборные лица ТОС (старосты, старшие по дому, подъезду многоквартирного дома и иные) (пункт 5 Устава).

 В соответствии с п.1 ст. 11.1. Устава ТОС «Ново ФИО55» органом ТОС является Совет ТОС «Ново ФИО55» - постоянно действующий исполнительный орган территориального общественного самоуправления, избираемый на конференции жителей, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, в пределах жилого района Ново ФИО55.

 Согласно подпункту 2 пункта 11.1 Устава орган ТОС подотчетен конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и отчитывается на конференции граждан не реже одного раза в год. Срок полномочий органа территориального общественного самоуправления 5 лет

 В соответствии с п.7. ст. 11.1. Устава работой органа территориального общественного самоуправления руководит Председатель, который входит в состав Совета, председатель избирается членами органа территориального общественного самоуправления из их числа простым большинством голосов.

 Председателем Совета ТОС на заседании ТОС, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ., был избран ФИО13 сроком на 5 лет, что подтверждается копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.96, 175).

 ДД.ММ.ГГГГ состоялась отчетная конференция ТОС «Ново ФИО55», на которой делегаты конференции (избранные на отчетно-выборной конференции ДД.ММ.ГГГГ) признали работу ТОС «Ново ФИО55» удовлетворительной (л.д.205-207).

 В суд представлен протокол отчетной конференции территориального общественного самоуправления «Ново ФИО55» жилого района Ново ФИО55 Свердловского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ.. В ходе данной конференции в прениях ФИО25 выступил с просьбой удовлетворить просьбу делегатов ТОС и провести перевыборы (л.д.101-102, 237-238).

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на имя -ФИО51- ФИО21, депутата городской думы ФИО22 членом инициативной группы ФИО25 было направлено уведомление о проведении голосования ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление было направлено в адрес ФИО20 по электронной почте (л.д.172, 216).

 Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. собрания инициативной группы граждан микрорайона Ново ФИО55 в количестве 7 человек были приняты решения об избрании председателем ФИО25, секретарем собрания ФИО37, принято решение о делении микрорайона Ново ФИО55 на 15 секторов в соответствии с коммуникациями и назначены даты голосования, на оборотной стороне протокола указана схема деления района по коммуникациям (л.д.69).

 ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Свердловского района г.Перми в адрес ФИО25 было направлено письмо №, в котором указано, что в повестку отчетной конференции ТОС, которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ, включены все вопросы, изложенные в его обращении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. количество граждан, зарегистрированных в жилом районе Ново ФИО55, составляет 444 человека, из них жителей старше 16 лет 350 человек (л.д.68).

 ДД.ММ.ГГГГ. протоколом рабочей встречи по вопросу проведения ДД.ММ.ГГГГ. голосования жителей жилого района Ново ФИО55 по переизбранию делегатов на отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55» было принято решение о проведении инициативной группой жителей жилого района Ново ФИО55 Свердловского района г.Перми подготовки внеочередной отчетно-выборной конференции ТОС и ее проведении в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении в г.Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.97-98).

 Протоколом собрания инициативной группы граждан микрорайона «Новобродовский» № от ДД.ММ.ГГГГ. расширен состав инициативной группы граждан микрорайона «Новобродовский» до превышения 5% численности граждан, проживающих на территории района (л.д.170-171).

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в помещении администрации Свердловского района состоялась рабочая встреча по вопросу внеочередной отчетно-выборной конференции территориального общественного самоуправления с представителями инициативной группы жилого района Ново-ФИО55. По результатам данной встречи были приняты решения рекомендовать председателю ТОС «Ново-ФИО55» ФИО13 провести заседание Совета ТОС до ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу о создании мандатной комиссии и подготовке к внеочередной отчетно-перевыборной конференции в ДД.ММ.ГГГГ.; организовать проведение заседания мандатной комиссии ТОС «Ново-ФИО55» по проверке представленных инициативной группой материалов (л.д.99).

 В соответствии со ст. 15 Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Перми мандатная комиссия создается для проверки правильности избрания каждого делегата и подтверждения полномочий делегатов. Состав мандатной комиссии утверждается органом территориального общественного самоуправления в срок не позднее 3 месяцев до дня проведения отчетно-выборного собрания (конференции) территориального общественного самоуправления.

 В состав мандатной комиссии должны входить представители органов городского самоуправления, могут входить члены органа территориального общественного самоуправления.

 Заседание мандатной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии.

 Решение мандатной комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих.

 Председатель органа территориального общественного самоуправления:

 1) в срок не позднее 3 дней до начала собраний жителей по домам, где избираются делегаты, направляет в мандатную комиссию информацию о дате, месте и времени проведения собраний;

 2) в срок не позднее 10 дней до проведения собрания (конференции) представляет в мандатную комиссию протоколы с подписными листами собраний жителей по домам, где избираются делегаты.

 Мандатная комиссия вправе направлять своего наблюдателя за соблюдением процедуры выборов делегатов на собраниях.

 Мандатная комиссия проверяет правильность избрания каждого делегата и представляет на рассмотрение собрания (конференции) предложения о признании полномочий делегатов.

 Собрание (конференция) территориального общественного самоуправления считается нелегитимным, если органом территориального общественного самоуправления не представлены в мандатную комиссию протоколы собраний (с подписными листами) жителей по избранию делегатов на конференцию.

 Вмешательство в деятельность мандатной комиссии со стороны органов территориального общественного самоуправления и должностных лиц не допускается. Полномочия мандатной комиссии сохраняются до избрания нового состава мандатной комиссии.

 Судом установлено, что на заседании Совета ТОС ФИО56 решался вопрос о проведении довыборов в мандатную комиссию ФИО56, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.105).

 В ходе проведения заседания ТОС ФИО56 от ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение об утверждении мандатной комиссии в составе 5 человек (л.д.103-104).

 Протоколом заседания мандатной комиссии ТОС ФИО56 от ДД.ММ.ГГГГ. в мандатную комиссию на заседании Совета ТОС ФИО56 было избранно 5 человек: ФИО15, ФИО52, ФИО23, ФИО24, ФИО13 решался вопрос о выборах в мандатную комиссию.(л.д.106).

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на имя председателя ТОС «Ново-ФИО55» руководителем инициативной группы микрорайона Новобродовский ФИО25 было подано заявление о включении в состав мандатной комиссии ФИО25, ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ. на данное заявление был дан ответ председателем ТОС об отказе в связи с заинтересованностью заявленных лиц (л.д.173-174).

 ДД.ММ.ГГГГ. руководитель инициативной группы микрорайона Новобродовский ФИО25 обращался к председателю ТОС «Ново-ФИО55» ФИО13 о предоставлении протокола от ДД.ММ.ГГГГ. с подписями участников, приведении его в соответствие с Положением о ТОС (л.д.31).

 ФИО25 по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. передал председателю ТОС «Ново ФИО55» ФИО13 протоколы голосования (подписные, петиционные листы) за кандидатов в делегаты по 15 секторам микрорайона Новобродовский Свердловского района г.Перми, протоколы проведения собраний по секторам на 15 листах, протокол № собрания инициативной группы граждан микрорайона Новобродовский об утверждении графика проведения собраний жителей микрорайона Новобродовский и голосования за кандидатов в делегаты ТОС «Ново-ФИО55» и о делении микрорайона Новобродовский на сектора с прилагаемой схемой микрорайона (л.д.115)

 В протоколах голосования граждан по выбору делегатов на отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55» жилого района Ново ФИО55 Свердловского района города Перми от сектора № 1 указана как избранная ФИО1, от сектора № 2 - ФИО2, от сектора № 3 - ФИО3, от сектора № 4 - ФИО4, от сектора № 5 - ФИО5, от сектора № 6 - ФИО6, от сектора № 7 - ФИО37, от сектора № 8 - ФИО25, от сектора № 9 - ФИО7, от сектора № 10 - ФИО8, от сектора № 11 - ФИО9, от сектора № 12 - ФИО26, от сектора № 13 - ФИО10, от сектора № 14 - ФИО11, от сектора № 15 - ФИО12 (л.д.32-64, 69-88, 116-169).

 Протоколом заседания мандатной комиссии ТОС ФИО56 от ДД.ММ.ГГГГ. было предложено провести проверку протоколов собраний жителей ФИО56 Свердловского района города Перми, петиционных листов по сбору подписей по выбору делегатов на соответствие требованиям, установленных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008г. № 26 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении городе Перми». Для проверки легитимности петиционных листов по сбору подписей по выбору делегатов на отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55», осуществить проверку 5% подписей из петиционных листов путем случайного выбора (л.д.107).

 Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания мандатной комиссии ТОС ФИО56 от ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о том, что в связи с многочисленными нарушениями Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми подготовить заключение мандатной комиссии (л.д.108-109).

 Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания мандатной комиссии принято решение о признании проведенной процедуры выборов делегатов на отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55» с нарушениями требований, утвержденными решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 26 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми», Устава ТОС «Ново ФИО55», утвержденным решением конференции жителей микрорайона «Ново ФИО55» Свердловского района города Перми от 17.11.2008. Полномочия делегатов не могут быть подтверждены. Было рекомендовано инициативной группе граждан жилого микрорайона Ново ФИО55 провести повторно процедуру выборов делегатов на отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55» с соблюдением норм и требований, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 26 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми», Устава ТОС «Ново ФИО55», утвержденным решением конференции жителей микрорайона «Ново ФИО55» Свердловского района г.Перми (л.д.110-111).

 Указанное решение Мандатной комиссии ТОС «Ново ФИО55» оформлено Заключением «О проверке правильности избрания и подтверждения полномочий делегатов на внеочередную отчетно-выборную конференцию ТОС «Ново ФИО55» Свердловского района города Перми», которое содержит описание нарушений процедуры избрания делегатов на конференцию (л.д.19-21, 66-67). Представленный протокол собрания инициативной группы от ДД.ММ.ГГГГ. не утвержден Советом ТОС, не подписан секретарем собрания (ст.16 п.7 Положения); по вопросу №2 форма проведения заявлена как «голосование», что не соответствует ст.14 Положения, в которой говорится о Собрании жителей; не указана информация о месте и времени проведения собраний граждан; отсутствует адресное описание границ секторов. Протоколы собрания жителей от ДД.ММ.ГГГГ. № от ДД.ММ.ГГГГ. №-№, от ДД.ММ.ГГГГ. №-№ имеют однотипный характер, противоречия в датах, не указана информация о месте и времени проведения собраний; отсутствует адресное описание границ секторов, в которых проходили собрания жителей; невозможно определить наличие кворума, так как не указано количество граждан, проживающих в конкретном секторе по возрасту старше 16 лет; вопрос №2 повестки протоколов «Утверждение кандидатов в делегаты ТОС от сектора» не соответствует п.3 ст. 14 Положения, в котором указано, что делегаты для участия в работе конференции «выдвигаются» на собраниях жителей, а при отсутствии кворума избираются по результатам сбора подписей жителей; в соответствии с пунктом 5 ст. 7 Устава, п.5 ст. 14 Положения право голоса при выдвижении делегата имеют только преимущественно проживающие в данных секторах граждане. Члены инициативной группы ФИО26, ФИО25, ФИО19 (указанные в протоколах) приняли участие в голосовании каждого сектора, при этом их голоса составили большинство или 50% от числа присутствующих; отсутствует информация об избранных делегатах; в протоколах собрания жителей указана форма проведения «дополнительного голосования» среди отсутствующих на собраниях жителей, что противоречит п.3 ст. 14 Положения: должно быть указано: сбор подписей по петиционным листам с определением формулировок вопросов. Нет решения жителей, присутствующих на собрании о сроке сбора подписей, отсутствующих на собрании жителей, по петиционным листам; протоколы собрания жителей не подписаны секретарем собрания; протоколы собрания жителей датируются ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее срока принятия решения собранием инициативной группы о их проведении и делении на сектора.

 На основе исследованных доказательств в удовлетворении заявленных исковых требований необходимо отказать по указанным ниже положениям.

 Согласно пунктам 1, 2 Положения о ТОС в городе Перми орган территориального общественного самоуправления обязан рассмотреть поступившую инициативу о проведении конференции граждан в течение 10 дней с даты получения и принять решение о проведении собрания или конференции жителей или об отказе в их проведении.

 Собрание, конференция жителей должны быть проведены не позднее 30 дней с момента принятия решения о созыве собрания (конференции).

 В собрании жителей территориального общественного самоуправления вправе принимать участие все жители территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Собрание жителей правомочно (имеет кворум), если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

 В соответствии с пунктами 3-5, 7 Положения о ТОС в городе Перми делегаты для участия в работе конференции выдвигаются от жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц и избираются на соответствующих собраниях жителей. При отсутствии кворума допускается избрание делегатов по результатам сбора подписей жителей. При принятии решения путем сбора подписей формулировки вопросов, период сбора подписей утверждаются собранием инициативной группы, органом территориального общественного самоуправления, оформляются протоколом. При этом жители должны быть проинформированы о данном собрании, его результатах и им должна быть предоставлена возможность участия в этом собрании.

 Орган, лицо, инициативная группа, инициировавшие проведение собрания по выдвижению делегатов, могут назначать ответственных за проведение данного собрания. При наличии и в случае его согласия ответственным за проведение данного собрания может быть назначено выборное лицо территориального общественного самоуправления соответствующего подъезда, дома, двора, квартала, улицы.

 Делегаты для участия в работе конференции выдвигаются от жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц и избираются на соответствующих собраниях. При невозможности проведения собрания - по результатам сбора подписей граждан.

 При выборах делегатов орган, лицо или инициативная группа, созывающие конференцию жителей, самостоятельно устанавливают норму представительства по принципу пропорционального представительства от общего числа жителей, но не менее одного делегата от 100 квартир многоквартирного дома.

 Собрание жителей по выдвижению делегатов для участия в конференции правомочно (имеет кворум), если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Избранным делегатом для участия в конференции считается кандидат, который получил наибольшее число голосов жителей, принявших участие в собрании.

 (в ред. решения Пермской городской Думы от 18.12.2012 N 305)

 При выдвижении делегатов (по результатам сбора подписей в поддержку кандидатов в делегаты) избранным делегатом считается кандидат, в поддержку которого подано более половины голосов от числа жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в собрании по выдвижению делегатов.

 Орган или лицо, инициативная группа, созывающие собрание, конференцию жителей, обязаны оповестить жителей о дате, месте и времени проведения собрания, конференции жителей и предлагаемой повестке дня собрания, конференции.

 Пунктом 7 ст. 15 Положения о ТОС в городе Перми предусмотрено, что председатель органа территориального общественного самоуправления:

 1) в срок не позднее 3 дней до начала собраний жителей по домам, где избираются делегаты, направляет в мандатную комиссию информацию о дате, месте и времени проведения собраний;

 2) в срок не позднее 10 дней до проведения собрания (конференции) представляет в мандатную комиссию протоколы с подписными листами собраний жителей по домам, где избираются делегаты.

 Согласно ст. 16 Положения о ТОС в городе Перми перед открытием собрания (конференции) жителей проводится регистрация участников собрания (делегатов конференции). Регистрация участников собрания (делегатов конференции) осуществляется органом, лицом или инициативной группой, созывающими собрание, конференцию жителей.

 Собрание (конференцию) жителей открывает председатель органа территориального общественного самоуправления, выборное лицо территориального общественного самоуправления, а при его отсутствии - руководитель или представитель инициативной группы. При отсутствии в территориальном общественном самоуправлении такого органа или лица собрание (конференцию) жителей открывает глава территориального органа администрации города или его представитель.

 Для ведения собрания (конференции) жителей избирается президиум, состоящий из председателя, секретаря и других лиц по усмотрению участников собрания (конференции). Состав президиума, повестка дня, регламент собрания (конференции) утверждаются простым большинством голосов присутствующих делегатов.

 Для подсчета голосов на собрании (конференции) избирается счетная комиссия, которая также оформляет и подписывает протокол регистрации участников собрания (делегатов конференции). Полномочия президиума и счетной комиссии собрания (конференции) жителей могут быть возложены на орган территориального общественного самоуправления.

 Решение собрания (конференции) принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих делегатов.

 На основании устава территориального общественного самоуправления или по решению конференции могут проводиться тайные голосования.

 При отсутствии кворума глава территориального органа администрации города, орган, лицо, созвавшие собрание (конференцию) жителей, вправе:

 1) перенести сроки проведения собрания (конференции);

 2) принять решение о проведении дополнительного голосования среди отсутствующих жителей (делегатов) по вопросам повестки дня путем письменного опроса отсутствующих в течение срока, определяемого органом, лицом, созвавшими собрание (конференцию), кроме отчетно-выборного собрания (конференции) и собрания (конференции) о создании (учреждении) территориального общественного самоуправления или органа территориального общественного самоуправления, если в собрании приняло участие не менее 1/3 жителей, а в конференции - не менее 50% делегатов. Данный срок не должен превышать одного месяца.

 Житель, не избранный делегатом, представители органов городского самоуправления, территориального органа администрации города и депутаты Пермской городской Думы, избранные по избирательным округам, в границах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, могут участвовать в конференции (собрании делегатов) с совещательным голосом.

 Порядок участия жителей, не избранных делегатами, в собрании (конференции) определяет орган территориального общественного самоуправления и доводит его до сведения жителей. Право присутствия иных лиц определяется голосованием простым большинством делегатов от числа присутствующих.

 Секретарь собрания (конференции) ведет протокол, содержащий следующие данные: количество жителей (делегатов), имеющих право участвовать в собрании (конференции), количество жителей (делегатов), зарегистрированных в качестве участников собрания (конференции), их адреса, наименование инициатора собрания (конференции), дату, время и место проведения, состав президиума, сведения о членах счетной комиссии, полную формулировку рассматриваемого вопроса (вопросов), фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемому вопросу (вопросам), принятое решение, список участвующих в собрании (конференции) представителей органов государственной власти, городского самоуправления и иных лиц.

 Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (конференции) и хранится в органе территориального общественного самоуправления.

 Орган территориального общественного самоуправления в течение месяца доводит до сведения жителей соответствующей территории информацию о принятых на собрании (конференции) решениях.

 В соответствии с п.3 ст.14 Положения, делегаты для участия в работе конференции выдвигаются от жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц и избираются на соответствующих собраниях жителей. При отсутствии кворума допускается избрание делегатов по результатам сбора подписей жителей. При принятии решения путем сбора подписей формулировки вопросов, период сбора подписей утверждаются собранием инициативной группы, органом территориального общественного самоуправления, оформляются протоколом. При этом жители должны быть проинформированы о данном собрании, его результатах и им должна быть предоставлена возможность участия в этом собрании.

 Орган, лицо, инициативная группа, инициировавшие проведение собрания по выдвижению делегатов, могут назначать ответственных за проведение данного собрания. При наличии и в случае его согласия ответственным за проведение данного собрания может быть назначено выборное лицо территориального общественного самоуправления соответствующего подъезда, дома, двора, квартала, улицы. В случае назначения конференции главой территориального органа администрации города глава территориального органа администрации города поручает проведение собраний жителей по выдвижению делегатов на конференцию и проведение конференции в установленном порядке лицу, проживающему в границах территории осуществления территориального общественного самоуправления, или иному гражданину.

 Протокол данного собрания хранится в органе территориального общественного самоуправления.

 Делегаты для участия в работе конференции выдвигаются от жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц и избираются на соответствующих собраниях. При невозможности проведения собрания - по результатам сбора подписей граждан.

 Глава территориального органа администрации города вправе направить своего наблюдателя за процедурой выборов делегатов.

 В протоколах собраний жителей указана форма проведения «дополнительного голосования» среди отсутствующих на собраниях жителей, что противоречит вышеуказанному Положению.

 В соответствии с п. 7 ст.16 Положения секретарь собрания (конференции) ведет протокол, содержащий следующие данные: количество жителей (делегатов), имеющих право участвовать в собрании (конференции), количество жителей (делегатов), зарегистрированных в качестве участников собрания (конференции), их адреса, наименование инициатора собрания (конференции), дату, время и место проведения, состав президиума, сведения о членах счетной комиссии, полную формулировку рассматриваемого вопроса (вопросов), фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемому вопросу (вопросам), принятое решение, список участвующих в собрании (конференции) представителей органов государственной власти, городского самоуправления и иных лиц.

 Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (конференции) и хранится в органе территориального общественного самоуправления.

 Судом не усматривается нарушений в работе мандатной комиссии либо принятии мандатной комиссией незаконных решений.

 Судом не установлено, что председатель ТОС направил в мандатную комиссию информацию о дате, месте и времени проведения собраний жителей.

 Из пояснений председателя ТОС следует, что ему неизвестны были дата, место и время проведения собрания жителей. Истцами не представлено доказательств в подтверждение извещения председателя ТОС о дате, месте и времени проведения каждого из собраний по конкретным секторам.

 Представленные инициативной группой протоколы собраний жителей не содержат данных о количестве жителей, имеющих право участвовать в собрании, количество жителей, зарегистрированных в качестве участников собрания, их адреса, наименование инициатора собрания, дату, время и место проведения, состав президиума, сведения о членах счетной комиссии, полную формулировку рассматриваемого вопроса (вопросов), фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемому вопросу (вопросам), принятое решение, список участвующих в собрании представителей органов государственной власти, городского самоуправления и иных лиц. Протоколы не подписаны председателем и секретарем собрания.

 В протоколах отсутствует решение о сборе подписей по петиционным листам с определением формулировок вопросов; не определен период сбора подписей, протоколы собраний жителей оформлены ненадлежащим образом. Представленные протоколы дополнительного голосования не содержат указание на дату проведения голосования; по представленным протоколам голосования невозможно определить количество подписей, которое необходимо для выдвижения того или иного кандидата (т.к. отсутствует описание границ секторов, информация о кол-ве преимущественно проживающих жителей на данной территории, процентное соотношение поданных голосов к количеству жителей, проживающих в границах определенного сектора). Протоколы собраний жителей датируются ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, т.е ранее срока принятия решения собранием инициативной группы о их проведении (голосовании) и делении на сектора (протокол инициативной группы № от ДД.ММ.ГГГГ), что свидетельствует о нарушении процедуры выдвижения кандидатов.

 Таким образом, суд считает, что поскольку процедура выборов делегатов на отчетно-выборочную конференцию инициативной группой не соблюдена, Мандатной комиссией было принято законное и обоснованное решение о нецелесообразности рассмотрения представленных инициативной группой протоколов голосования (петиционных листов). Следовательно, заключение мандатной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. принято в соответствии с требованиями законодательства.

 С учетом изложенных обстоятельств в удовлетворении исковых требований ФИО25, ФИО26, ФИО38, ФИО40, ФИО35, ФИО37, ФИО41, ФИО57, ФИО33, ФИО31, ФИО34, ФИО36, ФИО43, ФИО44, ФИО45, Оглизнева А..Т., ФИО32, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО58 следует отказать.

 Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных исковых требований.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 1.      В удовлетворении исковых требований ФИО25, ФИО26, ФИО38, ФИО40, ФИО35, ФИО37, ФИО41, ФИО42, ФИО33, ФИО31, ФИО34, ФИО36, ФИО43, ФИО44, ФИО45, Оглизнева А..Т., ФИО32, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО58 о признании незаконным и отмене заключения мандатной комиссии без даты и номера, возложить на мандатную комиссию обязанность исполнить свою функцию – проверить правильность избрания каждого делегата и подтверждения полномочий делегатов путем проверки подписных листов (петиционных листов) по всем 15 секторам микрорайона Новобродовский отказать.

 2.      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья: Толмачева И.И.