ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-620/2021 от 21.12.2021 Кавалеровского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-620/2021

25RS0017-01-2021-001816-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года поселок Кавалерово

Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Клемешевой Н.С.,

при секретаре Кожемякиной О.В.,

с участием прокурора Кавалеровского района Приморского края Каплиева П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности Российской Федерации и возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

Установил:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности Российской Федерации и возложении обязанности устранить нарушения законодательства.

В обоснование требований истец указал, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что безопасность гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища, имеющих 4 класс капитальности, расположенных на реке «Перевальной» бассейна реки «Амур» в 10,0 км от устья и 11 км в северном направлении от 281 км гострассы «Осиновка-Рудная Пристань», введенные в эксплуатацию в 1970 году, объёмом 1,463 млн. м, имеет неудовлетворительный уровень безопасности.

Согласно учётной карточке инвентаризации гидротехнических сооружений водохозяйственного объекта Перевальненского гидроузла на <адрес>, собственником водохранилища является Российская Федерация.

Истец считает, что поскольку решением Кавалеровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано на принадлежность данных гидротехнических сооружений к федеральной собственности, на их взаимосвязь с земельным участком, на котором они расположены, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища должно быть возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Россимущество) в лице территориального органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее по тексту – Территориальное управление Россимущества в <адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Территориального управления Россимущества в <адрес> вынесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа руководителя Территориального управления Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основания для рассмотрения вопроса об исполнении Территориальным управлением Росимущества в <адрес> обязанностей по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных в районе нахождения Перевальненского водохранилища отсутствуют, поскольку права собственности на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны.

Истец полагает, что вследствие невыполнения ответчиком обязанностей собственника гидротехнических сооружений происходит их разрушение, существует угроза жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, нарушены гарантированные ст. ст. 7, 41, 42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, а также права собственника - Российской Федерации.

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просил признать право собственности Российской Федерации на гидротехнические сооружения Перевальненского водохранилища; возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обязанность по устранению нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища, а именно: определить эксплуатирующую организацию гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища и закрепить имущество гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища за государственным предприятием или учреждением; назначить лицо, ответственное за наблюдение за гидротехническими сооружениями Перевальненского водохранилища; разработать и провести мероприятия по обеспечению безопасного состояния гидротехнических сооружений, провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища; обеспечить внесение сведений о гидротехнических сооружениях Перевальненского водохранилища в Российский регистр гидротехнических сооружений; произвести страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях Перевальненского водохранилища; установить срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор <адрес> действующий по поручению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора, на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям.

Представитель третьего лица - администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> против удовлетворения иска не возражал.

Представитель ответчика - Территориального управления Россимущества в <адрес>, представители третьих лиц Дальневосточного управления Ростехнадзора и территориального отдела водных ресурсов по <адрес> Амурского бассейнового водного управления в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель отдела водных ресурсов по <адрес> Амурского бассейнового водного управления ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представители ответчика и третьего лица Дальневосточного управления Ростехнадзора об уважительных причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.

Представитель ответчика Территориального управления Россимущества в <адрес> представил письменные возражения, в которых с исковыми требованиями Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора не согласился, полагал выводы истца о принадлежности гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища к федеральной собственности в связи с их расположением в границах земельного участка с кадастровым номером , находящегося в федеральной собственности ошибочными. Пояснил, что в соответствии с правоустанавливающими документами гидротехнические сооружения в состав водохранилища не входят, в силу действующего законодательства являются самостоятельными объектами права и могут находится как в собственности Российской Федерации, так и в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физических и юридических лиц.

Представитель отдела водных ресурсов по <адрес> Амурского бассейнового водного управления в письменном отзыве доводы прокурора поддержал в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абзац 4 статьи 3 названного ФЗ).

Как установлено, в собственности Российской Федерации находится Перевальненское водохранилище общей площадью 298 000 кв.м с кадастровым номером 25:04:160000:17, расположенное по адресу: <адрес>, в 10 км от устья <адрес> и 0,25 км от <адрес> на территории Рудненского сельского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> (реестровый номер федерального имущества П12270092845, запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно учётной карточке инвентаризации гидротехнических сооружений водохозяйственного объекта Перевальненского гидроузла на <адрес>, гидротехническими сооружениями водохранилища являются земляная плотина с суглинистым экраном и зубом, водозабор, совмещенный с водоспуском, паводковый водосброс траншейного типа (л.д. 28-29).

По сообщению администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, гидротехнические сооружения Перевальненского водохранилища в реестре собственности администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> и администрации Кавалеровского муниципального района <адрес> отсутствуют (л.д. 27).

Из письменного отзыва территориального отдела водных ресурсов по <адрес> Амурского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища в государственном водном реестре отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 3 ВК РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (п. 11 ст. 1 ВК РФ).

Вопреки доводам ответчика, гидротехнические сооружения Перевальненского водохранилища (земляная плотина, водозабор, водоспуск и паводковый водосброс) не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы в целях функционирования водохранилища, на котором они расположены, их использование с отрывом от водохранилища невозможно, следовательно, они являются неотъемлемой частью водохранилища, для обслуживания которого созданы, и в силу ст. 135 ГК РФ должны следовать его судьбе.

Таким образом, Перевальненское водохранилище и его гидротехнические сооружения, которые являются его неотъемлемой частью, образуют единую водохозяйственную систему.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи (п. 1 ст. 8 ВК РФ).

В связи с тем, что Перевальненское водохранилище находится в федеральной собственности, соответственно его гидротехнические сооружения, созданные для обеспечения функционирования водохранилища, также должны быть отнесены к собственности Российской Федерации.

Таким образом, иск Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в части признания права собственности на гидротехнические сооружения Перевальненского водохранилища за Российской Федерации подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

Согласно ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня (ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ).

В силу п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», п. п. «г» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», функции по управлению государственным имуществом на территории <адрес> осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений является обязанностью Федерального агентства по управлению государственным имуществом в данном случае Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

Как следует из представленного в материалы дела перечня гидротехнических сооружений <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, согласованного Дальневосточным управлением Ростехнадзора и ГУ МЧС по <адрес>, гидротехнические сооружения Перевальненского водохранилища (4 класс капитальности) имеют неудовлетворительное состояние.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не приняты меры по надлежащему содержанию находящегося в собственности Перевальненского водохранилища, в частности его гидротехнических сооружений: земляной плотины, водозабора, водоспуска и паводкового водосброса, что влечет их разрушение, нарушает право населения <адрес> на благоприятную окружающею среду, создает угрозу жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, поскольку содержание Перевальненского водохранилища и его гидротехнических сооружений в неудовлетворительном состоянии может повлечь возникновения аварийных ситуаций.

Таким образом, установив, что гидротехнические сооружения Перевальненского водохранилища являются собственностью Российской Федерации, находятся в неудовлетворительном состоянии, суд полагает исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах, иск Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.

Требуемый срок исполнения обязанности Территориальном управлением Россимущества в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища, суд находит разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Иск Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать за Российской Федерацией право собственности на гидротехнические сооружения Перевальненского водохранилища, расположенного по адресу: <адрес>, в 10 км от устья <адрес> и 0,25 км от <адрес> на территории Рудненского сельского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес>, кадастровый .

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища:

- определить эксплуатирующую организацию гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища и закрепить имущество гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища за государственным предприятием или учреждением;

- назначить лицо, ответственное за наблюдение за гидротехническими сооружениями Перевальненского водохранилища;

- разработать и провести мероприятия по обеспечению безопасного состояния гидротехнических сооружений, провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений Перевальненского водохранилища;

- обеспечить внесение сведений о гидротехнических сооружениях Перевальненского водохранилища в Российский регистр гидротехнических сооружений;

- произвести страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях Перевальненского водохранилища.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.

Судья Н.С. Клемешева

Копия верна:

Судья Н.С. Клемешева

Секретарь О.В. Кожемякина