ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6214/16 от 06.03.2017 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-673/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**. года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Мызниковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному образованию «Город Псков» в лице Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, Главному финансовому управлению Псковской области о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Псков» в лице Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и Главному финансовому управлению Псковской области о взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что 21 июля 2016 года между Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и ФИО1, в интересах которой по доверенности действовало ООО «АВЕНТИН-Псков. Центр недвижимости», был заключен муниципальный контракт на приобретение принадлежащей истцу однокомнатной квартиры по адресу: г. Псков, ул. К..д. № ***, кв. № ***.

По условиям контракта муниципальный заказчик перечисляет продавцу денежные средства в размере 1350000 рублей за указанное выше жилое помещение в течение 10 рабочих дней с даты государственной регистрации права муниципальной собственности на квартиру.

10 августа 2016 года право муниципальной собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, срок для перечисления денежных средств истек 24 августа 2016 года.

28 сентября 2016 года на расчетный счет ФИО1 поступила частичная оплата стоимости проданной квартиры в размере 1087251 рубль. Недоплата составила 262749 рублей.

Поскольку Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова не произвело полный расчет за приобретенное жилое помещение, ФИО1 просит суд взыскать с Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова за счет средств областного бюджета денежные средства в размере 262749 рублей в счет оплаты по муниципальному контракту от 21 июля 2016 года, пени за просрочку исполнения обязательства в размере 19540 рублей 49 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6023 рубля.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельные исковые требования, привлечены Администрация Псковской области и Администрация г. Пскова.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО2, действующая также в интересах третьего лица ООО «АВЕНТИН-Псков. Центр недвижимости» уточнила исковые требования, пояснив, что 12 декабря 2016 года на расчетный счет истца поступила оставшаяся сумма в счет оплаты стоимости квартиры в размере 262749 рублей. В связи с данным обстоятельством просила взыскать пени за несвоевременное перечисление денежных средств за период с 25 августа по 27 сентября 2016 года в размере 15862 рубля, пени за просрочку исполнения обязательства с 28 сентября 2016 года по 11 декабря 2016 года в размере 6481 рубль 14 копеек, а всего 22343 рубля 14 копеек и расходы по уплате государственной пошлины.

Представитель ответчика – Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и третьего лица – Администрации г. Пскова ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что не оспаривает тот факт, что расчет с истцом был произведен с нарушением сроков, установленных муниципальным контрактом, однако данная просрочка возникла в связи с недостаточным финансированием со стороны субъекта РФ.

Представитель ответчика – Главного финансового управления Псковской области ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии с Законом области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа возложены на органы местного самоуправления, от имени которых в данном случае выступает Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова. При этом Главное финансовое управление Псковской области исполнило свои обязанности надлежащим образом, перечислив денежные средства для приобретения жилья для указанной выше категории граждан в полном объеме.

Представитель третьего лица – Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, представил отзыв, в котором указал, что при наличии доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова обязанностей по муниципальному контракту, с него могут быть взысканы пени.

Представитель третьего лица – Финансового управления Администрации г. Пскова в судебное заседание не явился, извещался о дате и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу ч. 5 ст. 34 названного закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 21 июля 2016 года между Управлением по учету и распределением жилой площади Администрации г. Пскова, действующим в интересах муниципального образования «Город Псков» и ФИО1, в интересах которой действовало ООО «АВЕНТИН-Псков. Центр недвижимости», был заключен муниципальный контракт № *** на приобретение однокомнатной квартиры (л.д. 7-24, 25).

Пунктами 1.2, 2.1 контракта закреплено, что ФИО1 обязуется передать в муниципальную собственность, а муниципальный заказчик принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта квартиру, расположенную по адресу: г. Псков, ул. К..д. № ***, кв. № ***, стоимостью 1350000 рублей.

Как следует из технического задания, данное жилое помещение приобреталось муниципальным образованием «Город Псков» для реализации Подпрограммы «Социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» Государственной программы Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализации демографической политики на 2014-2020 годы», утверждённой Постановлением Администрации Псковской области от 28 октября 2013 года № 500 (л.д. 18).

В соответствии с п. 2.2 контракта муниципальный заказчик перечисляет денежные средства, указанные в п. 2.1, за счет средств областного бюджета на 2016 год, предусмотренных на реализацию отдельного мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Пскова», на расчетный счет ФИО1 в течение десяти рабочих дней с даты государственной регистрации права муниципальной собственности на квартиру, указанную в п. 1.2 контракта.

В силу п. 7.4 контракта в случае просрочки исполнения муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

На основании п. 7.5 контракта сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

26 июля 2016 года между сторонами был заключен акт приема-сдачи квартиры, расположенной по адресу: г. Псков, ул. К..д. № ***, кв. № ***, согласно которому ФИО1 фактически передала, а Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова от имени и в интересах Муниципального образования «Город Псков» приняло указанное жилое помещение (л.д. 22-23).

10 августа 2016 года Управлением Росреестра по Псковской области произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на указанное выше жилое помещение (л.д. 24).

Таким образом, в силу вышеназванных положений муниципального контракта срок для перечисления денежных средств за жилое помещение истек 24 августа 2016 года.

Между тем, денежные средства в размере 1087251 рубль были перечислены Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова на расчетный счет ФИО1 только 28 сентября 2016 года.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителем Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова.

Таким образом, поскольку Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова нарушило условия муниципального контракта о сроках перечисления денежных средств за квартиру, с ответчика подлежат взысканию пени за просрочку исполнения обязательств за период с 25 августа по 27 сентября 2016 года согласно расчету, представленному истцом, в размере 15862 рубля.

Судом установлено, что оставшаяся часть денежных средств в размере 262749 рублей была перечислена ФИО1 12 декабря 2016 года.

Поскольку полагавшаяся истцу денежная сумма была перечислена 28 сентября 2016 года не в полном объеме, то требование о взыскании пени с 28 сентября по 11 декабря 2016 года в размере 6481 рубль 14 копеек суд также находит обоснованным (262749 х (1/300х10%) х 74).

Доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения от уплаты пени стороной ответчика, суду не представлено.

Между тем, исковые требования к Главному финансовому управлению Псковской области суд находит необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа возложены на органы местного самоуправления, в том числе муниципального образования «Город Псков». Указанные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований.

Постановлением Администрации Псковской области от 27.05.2013 года № 223 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 5 Положения местная администрация соответствующего муниципального района (городского округа), в котором должны быть предоставлены жилые помещения лицам, указанным в выписке из Списка, в срок, обеспечивающий предоставление указанным лицам жилого помещения в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, действия с целью заключения муниципальных контрактов на строительство, приобретение, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 8 Положения предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в том числе средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету в форме субсидий.

Средства областного бюджета бюджету соответствующего муниципального района (городского округа) на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области Управлением в форме субвенций в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявки, указанной в пункте 5 настоящего Положения.

Таким образом, полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа посредством заключения муниципальных контрактов на приобретение жилья возложены непосредственно на органы местного самоуправления, следовательно, последние несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Кроме этого суд учитывает разъяснения, изложенные в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В силу п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

С учетом изложенных выше положений закона и разъяснений по их применению, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является муниципальное образование «Город Псков».

Решением Псковской городской Думы от 24.06.2015 года № 1533 утверждено Положение об Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова.

Согласно ст. 1 раздела I Положения Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова (далее - Управление) является органом Администрации города Пскова.

Пунктом 2 раздела II Положения к одной из задач Управления отнесено осуществление комплекса мероприятий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе на этапе планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения и исполнения контрактов в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Перечнем главных распорядителей средств бюджета города Пскова на 2016 год, утвержденным Решением Псковской городской Думы от 29 декабря 2015 года № 1784, Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова отнесено к одному из главных распорядителей средств бюджета (приложение 5).

Согласно Ведомственной структуре расходов бюджета г. Пскова на 2016 год, утвержденной Решением Псковской городской Думы от 29 декабря 2015 года № 1784, органом, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по исполнению отдельного мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» в размере 70384,6 млн. рублей, выделенных на эти цели, является Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова.

Таким образом, главным распорядителем средств соответствующего бюджета по исполнению программы (отдельного мероприятия), в рамках которого заключался муниципальный контракт по приобретению квартиры для детей-сирот, является Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова, которое и должно отвечать от имени Муниципального образования «Город Псков» по обязательству несвоевременной выплаты денежных средств за приобретенную квартиру.

В соответствии с ч. 1. ст. 101 ГПК РФ в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.

С учетом данной нормы закона с Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина уплаченная истцом при подаче иска исходя из первоначально заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образования «Город Псков» в лице Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова в пользу ФИО1 пени в размере 22343 рубля 14 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 023 рубля, а всего 28366 рублей 14 копеек.

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственному финансовому управлению Псковской области отказать.

Решением может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Семёнова

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2017 года.