ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6217/2016 от 20.12.2016 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2016 г. г. Туймазы

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гиниятовой А.А., при секретаре Магомедовой А.Р., с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора Ведерниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора РБ в интересах ЕАВ к Администрации муниципального района <адрес> РБ о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения,

УСТАНОВИЛ:

Туймазинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ЕАВ к Администрации МР <адрес> РБ о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

В обоснование исковых требований указал, что ЕАВ, ДД.ММ.ГГГГ.р., имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ЕОЛ умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец ЕВО лишен родительских прав в отношении нее.

Распоряжением главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от 12.02.2003г. опекуном ЕАВ назначена бабушка по линии матери ККА

В связи с достижением ЕАВ 18-летнего возраста указанное распоряжение утратило силу.

18.06.2008г. ЕАВ окончила МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> РБ и получила основное общее образование.

В настоящее время ЕАВ временно проживает в комнате, расположенной по адресу: РБ, <адрес>Б, сек.2, ком.6, предоставленной ей Администрацией городского поселения <адрес> по договору найма жилого помещения от 07.09.2016г. сроком на 6 месяцев.

ЕАВ на праве долевой собственности принадлежит (1/4) квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес>, площадью 29,5 кв.м., приходящаяся на одно лицо площадь составляет 7,37 кв.м., что менее учетной нормы, установленной решением <адрес> Совета от 09.06.2005г. «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в <адрес> и <адрес>».

Иного помещения ЕАВ в собственности не имеет, с 20.03.2014г. состоит на учете в администрации МР ТР в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец просил обязать администрацию МР <адрес> РБ предоставить ЕАВ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

В судебном заседании помощник прокурора ВОА заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик –представитель Администрации МР <адрес> РБ по доверенности ХЕВ возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что ЕАВ не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в связи с отсутствием финансирования.

ЕАВ исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 2 ЖК РФ).

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлениям и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Частью 8 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ-з) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии с положениями статьи 2 вышеуказанного закона, государственными полномочиями, предусмотренными статьей первой, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, в том числе Администрация МР <адрес> РБ.

Из материалов дела следует, что ЕАВ, ДД.ММ.ГГГГ.р., имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ЕОЛ умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец ЕВО лишен родительских прав в отношении нее.

Распоряжением главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от 12.02.2003г. опекуном ЕАВ назначена бабушка по линии матери ККА

В связи с достижением ЕАВ 18-летнего возраста указанное распоряжение утратило силу.

18.06.2008г. ЕАВ окончила МБОУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> РБ и получила основное общее образование.

В настоящее время ЕАВ временно проживает в комнате, расположенной по адресу: РБ, <адрес>, предоставленной ей Администрацией городского поселения <адрес> по договору найма жилого помещения от 07.09.2016г. сроком на 6 месяцев.

ЕАВ на праве долевой собственности принадлежит ? доля в праве собственности в квартире, расположенной по адресу: РБ, <адрес>, площадью 29,5 кв.м., приходящаяся на одно лицо площадь составляет 7,37 кв.м., что менее учетной нормы, установленной решением <адрес> Совета от 09.06.2005г. «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в <адрес> и <адрес>».

Иного помещения ЕАВ в собственности не имеет, с 20.03.2014г. состоит на учете в администрации МР ТР в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ЕАВ не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, с момента окончания образовательного учреждения по достижению 18-летнего возраста и до настоящего времени администрацией МР <адрес> РБ не предоставлено благоустроенное жилое помещение ЕАВ, что не отрицается ответчиком, в связи с чем, нарушены ее жилищные права на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

Более того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) основаниями возникновения права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в этой норме юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Указанной позиции придерживается ВС РФ, которую отразил в «Обзоре Практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ.

ЕАВДД.ММ.ГГГГ достигла совершеннолетия (18 лет). В нарушение вышеизложенных требований законодательства, Администрацией муниципального района <адрес>ЕАВ, с 20.03.2014г. состоящей на учете для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ не обучающейся в образовательном учреждении, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.

Поскольку правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению жилого помещения возникли в период действия положений ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которой указанной категории лиц жилые помещения подлежат предоставлению из специализированного жилищного фонда, постольку ЕАВ имеет право на предоставление ей жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 ст. 8, составляет пять лет.

Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку возникшее у ЕАВ право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не обеспечено, специализированное жилое помещение ей не предоставлено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию МР <адрес> РБ предоставить ЕАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Решение суда в течение месяца со дня составления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Туймазинский межрайонный суд РБ.

Судья: Гиниятова А.А.