ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-621/2010 от 11.06.2010 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 хх.хх.хххх года г. Лесосибирск

 Лесосибирский городской суд Красноярского края под председательством судьи Бурдуковской Л.А., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело nnn по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» о признании незаконным бездействия по эксплуатации котельной без наличия проекта санитарно-защитной зоны,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор г. Лесосибирска свое обращение в суд мотивирует тем, что по обращению депутата городского Совета депутатов ФИО2, обратившегося в интересах жителей микрорайона «Строитель» по вопросу работы котельной nnn микрорайона «Строитель» проведена проверка деятельности муниципального унитарного предприятия «ЖКХ г.Лесосибирска». В ходе проверки выявлено, что данное предприятие на основании договора о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества от хх.хх.хххх nnn эксплуатирует задние котельной микрорайона «Строитель», расположенное по адресу: г.Лесосибирск, микрорайон Строитель, nnn. Котельная в микрорайоне «Строитель» построена в 1981-1982 годы, оснащена первоначально водогрейными котлами установленной мощностью 3,8 Гкал/час. Жилые дома в микрорайоне «Строитель», расположенные вблизи котельной введены в эксплуатацию в период времени с 1984 года по 2008 годы. В 2003 году по рабочему проекту «Реконструкция котельной «Строитель» в г.Лесосибирске», произведена реконструкция котельной в микрорайоне «Строитель» в существующих ранее границах, с полной заменой оборудования. В результате реконструкции установленная тепловая мощность котельной увеличилась на 21,2 Гкал/час и составила 25 Гкал/час.. Котельная nnn МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» расположена в зоне жилой застройки. В нарушение требований п. 2.1., п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» для котельной nnn МУП «ЖКХ г. Лесосибирска», являющейся источником воздействия на среду обитания, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений, не установлен размер санитарно-защитной зоны. Отсутствие проекта санитарной защитной зоны, являющейся защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, на объекте - котельная nnn микрорайона «Строитель» свидетельствует о нарушении МУП «ЖКХ г.Лесосибирска», эксплуатирующим указанную котельную, санитарно-эпидемиологического законодательства и о бездействии по устранению данных нарушений, что может негативно отразиться на здоровье населения г.Лесосибирска. Прокурор Признать незаконным бездействие МУП
«Жилищно-коммунальное хозяйство г.Лесосибирска», выразившееся в эксплуатации
котельной nnn, расположенной в микрорайоне Строитель, по адресу: г.Лесосибирск,
микрорайон Строитель, nnn без наличия проекта санитарной защитной зоны. Обязать МУП «ЖКХ г.Лесосибирска» разработать проект санитарной защитной зоны на объект - котельная nnn в микрорайоне «Строитель» в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в срок до 01.02.2011 года.

 В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Логунова И.А. на исковых требованиях настаивает, доводы искового заявления подтвердила. Суду показала, что в микрорайоне Строитель жилые дома расположена на расстоянии 16-30 метров от границ предприятия. От жителей микрорайона неоднократно поступали жалобы на многочисленные выбросы котельной, повышенный шум и вибрацию. В нарушение действующего проект санитарно-защитной зоны предприятия не разработан, что может отрицательно сказаться на здоровье и благополучии населения.

 Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по красноярскому краю, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

 Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности nnn от хх.хх.хххх года, исковые требования не признала. Суду показала, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Котельная nnn не является объектом I - III класса опасности, разработка проекта санитарно-защитной зоны для них не является обязательным. Выброс загрязняющих веществ осуществляется на основе имеющейся разрешительной документации: разрешение на выброс nnn от хх.хх.хххх г. на основании проекта утвержденного проекта нормативов ПДВ nnn nnn от хх.хх.хххх года. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух. В соответствии с экспертным заключением на проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу "Величина СЗЗ для ответчика определена в соответствии СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и составляет для каждой площадки не менее 100 метров. Ведущим вредным фактором воздействия на среду обитания населения от эксплуатации котельной nnn является химическое загрязнение атмосферного воздуха. В технологии производств предприятия не используются процессы, связанные с интенсивным шумовым, вибрационным загрязнением внешней среды. Следовательно, физического воздействия на атмосферный воздух котельная nnn не оказывает. В таблице № 3 Заключения имеются расчетные уровни загрязнения атмосферы. При этом расчет производился на территории предприятия, санитарно-защитной зоны, жилой зоне на основании расчетов рассеивания и физического воздействия. Вывод, изложенный в п.3.3 Заключения указывает, что расчетные значения загрязняющих в воздухе на границе СЗЗ, на территории жилой застройке не превысили гигиенических нормативов ПДК. Расположение 10 производственных площадок на территории г. Лесосибирска, в том числе и котельная nnn соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил, в части соблюдения 100 метровой величины СЗЗ., Из справки Росприроднадзора следует, что допустимый валовый выброс твердых загрязняющих веществ, для котельной nnn составляет 254.2 тонн в год. При этом фактическая масса выброса составила за 2009 г. 95.413 тонн. Предприятием осуществляется производственный контроль в части осуществления аналитического контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух по договору с аккредитованной лабораторией - Лесосибирским отделом филиала ЦЛАТИ по Красноярскому краю. Инструментальный контроль проводится в соответствии с утвержденным филиалом ЦЛАТИ графиком аналитического контроля за промвыбросами. По представленным результатам аналитического контроля в хх.хх.хххх. также имеется соблюдение нормативов ПДВ. В случае соблюдения уровня ПДВ на источнике загрязнения, в жилой зоне, расположенной не менее чем в 100 метрах от территории предприятия, также будут соблюдены ПДВ загрязняющих веществ. Исходя из расчетной величины 100 метровой санитарно-защитной зоны, с учетом аналитического контроля, ответчик полагает, что эксплуатация котельной nnn, в части величины СЗЗ соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.В случае увеличения СЗЗ, и ее утверждения в величине более чем 100 метров, для предприятия возникнет обязанность по расселению большого количества граждан, что неизбежно приведет к невозможности исполнения судебного акта. Более того, при возложение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны, затраты на его разработку будут нести потребители.

 На 2010 г тарифы и надбавки установлены сроком до 31.12.2010. В связи с этим, затратить в текущем году денежные средства на разработку проекта санитарно-защитной зоны, в срок указанный в исковом заявлении, приведет к неисполнению производственной программы, на исполнение которой денежные средства были заложены в тарифах на 2010 год. Выделить необходимые денежные средства полагаюю возможным лишь при формировании тарифа (надбавок) на следующий календарный год. Требование прокуратуры обязать ответчика разработать проект СЗЗ в срок до 01.02.2011 г. не соответствует принципу реальности (возможности) исполнения.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Лесосибирска» на основании договора о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества от хх.хх.хххх nnn эксплуатирует задние котельной микрорайона «Строитель», расположенное по адресу: г.Лесосибирск, микрорайон Строитель, nnn. Котельная расположена в жилом микрорайоне Строитель, в непосредственной близости от жилых домов.

 В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

 Согласно пункту 2.1 САнПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объектов в штатном режиме.

 Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.» не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

 Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

 Примечанием к пункту 7.1.10 указанного СанПина установлено, что для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

 В нарушение требований п. 2.1., п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» для котельной nnn МУП «ЖКХ г. Лесосибирска», являющейся источником воздействия на среду обитания, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений, не установлен размер санитарно-защитной зоны.

 В нарушение требований п. 4.1.1, п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические
требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест», п. 2.4 СП
1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением
санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических

 (профилактических) мероприятий», п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предприятием не организовано проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны, а также в зоне жилой застройки с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье.

 Отсутствие проекта санитарной защитной зоны, являющейся защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, на объекте - котельная nnn микрорайона «Строитель» свидетельствует о нарушении МУП «ЖКХ г.Лесосибирска», эксплуатирующим указанную котельную вышеприведенного санитарно-эпидемиологического законодательства и о бездействии по устранению данных нарушений, что может негативно отразиться на здоровье населения г.Лесосибирска. В связи с отсутствием проекта санитарной защитной зоны невозможно определить уровень физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а соответственно и безопасность для граждан проживать в данных условиях.

 Специалист ФИО6, заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора в г. Лесосибирске, показал, что с октября 2009 года в САнПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» внесены изменения, касающиеся ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны и порядка разработки проекта санитарно-защитной зоны. Пунктом 1.2 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК или ПДУ. Котельная nnn в микрорайоне Строитель находится в зоне жилой застройки и, согласно утвержденного проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данной котельной, уровни расчетного загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК. Поэтому данная котельная относится к источнику воздействия на среду обитания, для которого должны быть утверждены ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны. Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон установлены главой 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Котельная nnn имеет мощность 25 Гкал/час. и не подпадает под перечень объектов, указанных в данной главе, то есть для котельной подобного класса ориентировочный размер не определен. Поэтому в соответствии с Примечанием к пункту 7.1.10 размер санитарно-защитной зоны устанавливается для данной котельной на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений. При указанных обстоятельствах для котельной nnn разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательным требованием, так как без этого невозможно определить размер санитарно-защитной зоны.

 Доводы ответчика об отсутствии финансирования не могут являться основанием для освобождения МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» от обязанности соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации

 На основании оценки представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на МУП «ЖКХ г. Лесосибирска обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны являются обоснованными.

 Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора г. ЛЕсосибирска удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия
«Жилищно-коммунальное хозяйство г.Лесосибирска», выразившееся в эксплуатации
котельной nnn, расположенной в микрорайоне Строитель, по адресу: г.Лесосибирск,
микрорайон Строитель, 3 без проекта санитарной защитной зоны.

 Обязать МУП ««Жилищно-коммунальное хозяйство г.Лесосибирска» разработать проект санитарной защитной зоны на объект - котельная nnn в микрорайоне «Строитель» в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в срок до 01.02.2011 года.

 Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения хх.хх.хххх года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

 Судья Л.А. Бурдуковская