Гр. дело № 2-621/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2013 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Тычинской Т. Ю.
при секретаре Петровой О. В.
с участием прокурора г. Кировска Мурманской области Ермоловой А.Ю.
представителя ответчика Семеновой Т. М., представившей доверенность № 78 от 09.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировска Мурманской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г. Кировска Мурманской области и Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска Мурманской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кировска Мурманской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Кировска Мурманской области и Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска Мурманской области (далее – КУМС администрации г. Кировска) о признании права муниципальной собственности на трансформаторную подстанцию №..., расположенную в г. Кировске, в районе гаражей на ... указав в обоснование иска, что прокуратурой г. Кировска проведена проверка исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, а также законодательства о муниципальном образовании, в ходе которой выявлен факт непринятия мер, направленных на признание и регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, расположенный на территории муниципального образования г. Кировска с подведомственной территорией – трансформаторная подстанция №..., расположенная в г. Кировске, в районе гаражей на ... Указанный объект, за счёт которого осуществляется предоставление услуг по электроснабжению населения города, является действующим, а организация электроснабжения населения является прямой обязанностью органа местного самоуправления. До принятия в муниципальную собственность трансформаторной подстанции, администрация муниципального образования не имеет возможности надлежащим образом осуществлять мероприятия по её содержанию и ремонту. Непринятие своевременных мер, направленных на признание права муниципальной собственности на указанный бесхозяйный объект, а также на обеспечение его надлежащего технического обслуживания создаёт предпосылки для нарушения прав граждан на охрану здоровья и жизни, так как отсутствие освещения может способствовать совершению правонарушений в отношении граждан, совершению террористических актов, а также нарушит жилищные и иные охраняемые государством права граждан. Просит суд признать право муниципальной собственности г. Кировска на трансформаторную подстанцию №..., расположенную в г. Кировске, в районе гаражей на ... обязать администрацию г. Кировска и Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска Мурманской области принять в муниципальную собственность указанный объект и произвести действия, направленные на государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Прокурор г. Кировска Мурманской области в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Администрации г. Кировска Семенова Т. М. против удовлетворения иска возражений не имеет.
Представитель КУМС администрации г. Кировска о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, против удовлетворения исковых требований не возражает, просит дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель третьего лица – Управления федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (Кировский межрайонный отдел) о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора г. Кировска, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктов 3, 4 статьи 16 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (далее по тексту – Закон) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 1 части 2 статьи 50 Закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населённых пунктов поселения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В силу статей 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями.
Из содержания части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.
На основании Положения, утвержденного решением Совета депутатов города Кировска № 83 от 20.12.2011 (далее – Положение), КУМС администрации г. Кировска является структурным подразделением администрации г. Кировска, осуществляющим полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования города Кировска.
В соответствии с разделом 3 Положения в функции КУМС администрации г. Кировска входит, в том числе, осуществление учёта и ведение реестра муниципального имущества; осуществление мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности города Кировска на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке; от имени города осуществляет приём имущества в собственность города Кировска, в том числе заключает договора дарения с физическими (юридическими) лицами; выявляет бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории города Кировска, организует в установленном порядке проведение мероприятий по постановке его на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности города Кировска на бесхозяйное имущество.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией, принятого решением Совета депутатов города Кировска № 67 от 10.10.2006 (далее – Устав), к компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления города Кировска относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кировска.
Как установлено в судебном заседании, трансформаторная подстанция №..., расположенная в г. Кировске, в районе гаражей на ... не имеет собственника, что подтверждается материалами дела.
Так, согласно сообщениям №... от 03.04.2013 и №... от 07.06.2012 Апатитский филиал ГУПТИ МО сведениями о проведении технического учёта (технической инвентаризации) в отношении указанного объекта не располагает.
Из сообщения Министра имущественных отношений Мурманской области от 18.04.2013 за №...-ОМ следует, что объекта недвижимого имущества – трансформаторная подстанция №..., расположенная в г. Кировске, в районе гаражей на ... в реестре государственного имущества Мурманской области не учитывается.
По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области №... от 11.04.2013 спорный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества не учитывается.
Трансформаторная подстанция №..., расположенная в г. Кировске, в районе гаражей на ... поставлена на учет в качестве бесхозяйного имущества 13.08.2013, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества №... от 13.08.2013.
По сообщению ООО «Хибинская энергосбытовая компания» спорный объект недвижимости на балансе общества не числится.
Из сообщения КУМС администрации г. Кировска №... от 30.09.2013 следует, что земельный участок в г. Кировске, в районе гаражей на ... под трансформаторной подстанцией №... не сформирован, на кадастровом учете не состоит, решения в отношении предоставления данного земельного участка не принимались.
Согласно уведомлению Кировского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области №... от 07.10.2013 в Едином государственном реестре прав запись о зарегистрированных правах собственности и правопритязаниях на земельный участок под спорным объектом недвижимости, отсутствует.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований законодательства, не принимаются меры по надлежащему оформлению выявленного объекта в собственность муниципального образования г. Кировска.
Вместе с тем, финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью, в соответствии со статьёй 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания трансформаторной подстанции муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по её содержанию.
Поскольку организация электроснабжения населения является прямой обязанностью органа местного самоуправления, суд считает, что доводы прокурора города Кировска о том, что такое бездействие и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности, на выявленную трансформаторную подстанцию, а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания подстанции может повлечь нарушение прав граждан в области охраны жизни и здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как отсутствие освещения может способствовать совершению правонарушений в отношении граждан, совершению террористических актов, являются убедительными.
Учитывая обстоятельства дела, суд считает, что срок, предложенный прокурором г. Кировска об обязании в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, произвести действия, направленные на государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним на выявленную бесхозяйную трансформаторную подстанцию, является разумным и достаточным для оформления права муниципальной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора г. Кировска Мурманской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г. Кировска Мурманской области и Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска Мурманской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области на трансформаторную подстанцию №..., расположенную в г. Кировске Мурманской области, в районе гаражей на ...
Обязать администрацию города Кировска Мурманской области и Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска Мурманской области принять в муниципальную собственность трансформаторную подстанцию №..., расположенную в г. Кировске Мурманской области, в районе гаражей на ... и произвести действия, направленные на государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решение суда.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на трансформаторную подстанцию №..., расположенную в г. Кировске Мурманской области, в районе гаражей на ... общей площадью 9,7 кв.м., за муниципальным образованием города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение месяца.
Судья: Т. Ю. Тычинская