ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-621/2013 от 19.09.2013 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

Дело 2-621/2013г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2013г.     г.Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Любимовой Н.А.

при секретаре Градусовой И.А.

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе Владимирской области» о включении периодов в льготный стаж, о перерасчете размера пенсии и доплаты к ней,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе Владимирской области» (далее Управление) о включении в стаж на соответствующих работах для назначения ежемесячной доплаты к пенсии периода службы в рядах Советской Армии с 09.11.1969г. по 26.11.1971г. и о взыскании недополученной суммы ежемесячной доплаты к пенсии. В процессе производства по гражданскому делу ФИО1 уточнил и дополнил исковые требования и просит обязать ответчика при исчислении размера пенсии и доплаты к ней на основании Федерального закона РФ от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" включить в льготный стаж период службы в армии с 09.11.1969г. по 26.11.1971г. и пересчитать размер пенсии с 11.07.2010г., а доплаты к пенсии, начиная с момента ее назначения с учетом включения в льготный стаж периода службы в армии.

В обоснование иска ФИО1 указал, что является получателем досрочной трудовой пенсии по старости и доплаты к ней в связи с работой на должностях угольной промышленности, предоставляющих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Службе в армии предшествовала работа на такой должности, и после армии он работал на такой должности. В соответствии с п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № (далее Положение № 590) период службы в армии в этом случае должен включаться в льготный стаж как для назначения пенсии, так и доплаты к ней, что ответчиком не выполнено. Включение периода службы в армии в льготный стаж повлияет на размеры получаемой им пенсии и доплаты к ней.

Представитель Управления ФИО2 иск не признала и указала, что ФИО1 с 01.01.1991г. получал в пенсию по выслуге лет по месту предыдущего жительства в г.Инте. С 01.04.2006г. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе Владимирской области». У истца имеется право на исчисление досрочной трудовой пенсии как по пп.1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее закон № 173-ФЗ), так и по пп.11 п.1 этой же статьи. ФИО1 неоднократно менял основания назначения пенсии, с 2003г. он является получателем пенсии по пп.1 п.1 ст. 27 закона № 173-ФЗ (по Списку № 1) при стаже на соответствующих видах работ – 24 года 11 месяцев 8 дней. При назначении пенсии и в последующий период ему в специальный стаж не включался период службы в армии. В связи с принятием Федерального закона РФ 21.03.2005г. № 18-ФЗ (далее закон № 18-ФЗ) ФИО1, не включая в специальный стаж, период службы в армии был учтен при расчете размера пенсии, в связи с чем в настоящее время размер страховой части пенсии увеличен на 48,53 рублей. При включении периода службы в армии в специальный стаж размер пенсии превысит размер получаемой ФИО1 в настоящее время пенсии с учетом увеличенной страховой части пенсии по закону № 18-ФЗ.

ФИО1 с 01.05.2011г. назначена ежемесячная доплата к пенсии по Федеральному закону РФ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее закон № 84-ФЗ). При исчислении доплаты в специальный стаж истцу были приняты периоды работы в качестве работника ведущих профессий угольной промышленности, стаж работы на которых составил 22 года 9 месяцев 25 дней. Истцу в специальный стаж работы для исчисления размера доплаты к пенсии также не был учтен период службы в армии.

Представители Управления ФИО2, а также ФИО3 в предварительном судебном заседании 25.07.2013г. и в письменном отзыве указали, что ни действующее в настоящее время, ни на момент назначения истцу пенсии законодательство не предусматривало включение в специальный стаж периодов службы в армии. Истец необоснованно ссылается на п.109 Положения № 590, т.к. оно предусматривает включение периода службы в армии в общий, а не специальный стаж. Закон № 84-ФЗ принят в 2010г., предусматривает специальный порядок исчисления стажа работы по ведущим профессиям угольной промышленности. На момент службы ФИО1 в армии данный закон не действовал, поэтому не применимы положения ранее действовавшего, а затем отмененного законодательства о порядке исчисления стажа. Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Постановление № 516) предусмотрен кратный порядок исчисления стажа подземной работы на ведущих профессиях. Указанным постановлением не предусмотрены нормы включения в специальный стаж периода службы в армии.

Установив отношение к иску лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет…

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 16, 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 590 от 03.08.1972г. на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:

а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет…

Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: …

к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке...

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), … периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В соответствии с позицией 1010100а Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г. (Далее Список № 1), все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков имеют право на включение периодов такой работы в льготный (специальный) стаж.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что он 01.10.1969г. был переведен в шахте № 1 комбината «Интауголь» на должность подземного проходчика горизонтальных и наклонных выработок. 30.10.1969г. был уволен с данной должности в связи с призывом в ряды Советской Армии. 04.03.1972г. принят в шахту «Пионер» комбината «Интауголь» подземным проходчиком горизонтальных и наклонных выработок. 01.03.1973г. по новому ТКС установлено: проходчик (подземный).

Согласно данных военного билета № ФИО1 был призван на действительную военную службу 09.11.1969г. Интинским городским военным комиссариатом и 26.11.1971г. демобилизован в запас.

Как следует из материалов пенсионного дела ФИО1, истцу 12.06.1991г. в г.Инте была назначена пенсия по выслуге лет, начиная с 01.01.1991г. При назначении пенсии исчислен по Списку № 1 специальный стаж 25 лет 10 месяцев 10 дней. Период службы в армии ФИО1 в специальный стаж не учтен ни при назначении пенсии ни в последующее время. На основании распоряжения от 13.06.2006г. в связи прибытием из г.Инта ФИО1 выплата пенсии с 01.04.2006г. производится ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольчугинском районе Владимирской области». На основании заявления истца от 04.02.2011г. принято ответчиком решение о назначении с 01.05.2011г. ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с законом № 84-ФЗ. Стаж работы в угольной промышленности по Списку № 1 исчислен 21 год 2 месяца 29 дней. Период службы в армии при исчислении данного стажа Управлением не учтен ни при назначении доплаты, ни при последующих перерасчетах стажа. С 26.04.2013г. стаж в угольной промышленности для исчисления доплаты к пенсии по закону № 84-ФЗ исчислен в 22 года 9 месяцев 25 дней.

При разрешении спора суд учитывает положения ст.ст. 6, 15, 17 – 19, 55 Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. со ссылкой на Постановление № 8-П от 24.05.2001г. и Определение № 320-О от 05.11.2002г. указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Поскольку п. 109 Положения № 590 предусмотрено, что при назначении пенсии по выслуге лет (с 01.01.2002г. досрочной трудовой пенсии по старости) рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а ФИО1 как перед армией, так и после нее работал на должности подземного проходчика горизонтальных и наклонных выработок, поименованной с 01.03.1973г. по новому ТКС проходчик (подземный), поэтому период службы в армии с 09.11.1969г. по 26.11.1971г. (2 года 17 дней) подлежал включению ФИО1 в льготный стаж при назначении в 1991г. пенсии по выслуге лет. Учитывая, что этот период не включен истцу в льготный стаж ни при назначении пенсии, ни в последующее время, поэтому данная ошибка подлежит устранению с 11.07.2010г. как того требует истец. Включение периода службы в армии в специальный стаж повлияет на увеличение размера пенсии, т.к. подлежит учету при определении размера стажевого коэффициента и будет превышать размер доначисления к страховой части пенсии по закону № 18-ФЗ, как на это указала представитель Управления ФИО2

При разрешении исковых требований ФИО1 о включении периода службы в армии в специальный стаж работы для исчисления доплаты к пенсии по закону № 84-ФЗ и о перерасчете размера доплаты к пенсии, суд учитывает, что согласно ст. 1 указанного закона порядок исчисления специального стажа по этому закону идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах. Данным решением признано право ФИО1 на включение ему в специальный стаж при расчете пенсии периода службы в армии, поэтому и при назначении доплаты к этой пенсии должен быть применен тот же порядок исчисления специального стажа. То обстоятельство, что Постановлением № 516 предусмотрен кратный порядок исчисления стажа подземной работы на ведущих профессиях, не влияет на порядок подсчета периода службы в армии и не делает невозможным исчисление специального стажа, как на это указала представитель ответчика.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме. Обязанность по производству перерасчета размера пенсии и доплаты к ней по своей сути влечет доначисление выплачиваемых сумм и их выплату.

Поскольку истец на основании ст. 333.36. п. 2. пп. 5 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчик не является государственным органом, органом местного самоуправления, освобожденным от уплаты государственной пошлины, поэтому в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе Владимирской области» подлежит взысканию государственная пошлина в доход Муниципального образования «Кольчугинский район» в сумме <данные изъяты> рублей

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе Владимирской области» при исчислении ФИО1 размера досрочной трудовой пенсии по старости и доплаты к ней на основании Федерального закона РФ от 10.05.2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" включить в льготный (специальный) стаж период службы в армии с 09.11.1969г. по 26.11.1971г.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе Владимирской области» произвести ФИО1 перерасчет размера досрочной трудовой пенсии по старости, начиная с 11.07.2010г. с учетом включения в льготный (специальный) стаж периода службы в армии с 09.11.1969г. по 26.11.1971г. и выплатить доначисленные суммы.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе Владимирской области» произвести ФИО1 перерасчет размера доплаты к досрочной трудовой пенсии по старости, исчисленной на основании Федерального закона РФ от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", начиная с момента ее назначения с учетом включения в льготный (специальный) стаж периода службы в армии с 09.11.1969г. по 26.11.1971г. и выплатить доначисленные суммы.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольчугинском районе Владимирской области» в пользу Муниципального образования «Кольчугинский район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.А. Любимова