ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-621/2022 от 04.07.2022 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Уникальный идентификатор дела

37RS0023-01-2022-000562-51

Дело №2-621/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04июля 2022 года г. Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Ю.В.,

при секретаре Чекаловой В.А.,

с участием представителя истцаАбрамовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению НосковаА. С.кОбществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» об обязании произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением кОбществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» об обязании произведения перерасчета по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с … г. по … г. в отношении объекта, расположенного по адресу: ….

Заявленные исковые требования обоснованы тем, истец является собственником дома, расположенного по адресу: …. Данный дом не оборудован сетями и системами инженерно-технического обеспечения, необходимыми для проживания, отсутствует электро- и газоснабжение. С момента покупки дома ни истец, ни его родственники не проживали в доме, в доме никто не зарегистрирован. Дом используется исключительно под сарай. О том, что в доме никто не проживает, ответчику известно. По месту жительства: …, истец регулярно, своевременно и в полном объеме оплачивает коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете коммунальных платежей за услугу по обращению с ТКО для дома, расположенного по адресу: …, в связи с тем, что услугу по обращению с ТКО истец фактически не получает, поскольку строение никем не эксплуатируется и не является мусорообразующим объектом.Ответчиком заявления истца оставлены без рассмотрения по существу, последнее было подано … г., письмом ответчика № … от … г. истцу отказано в перерасчете. За период с … г. по … г. ответчик выставляет истцу задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в размере 3121,09 руб. и пени в размере 665 руб. 10 коп. Отсутствие проживающих по адресу: …, подтверждается актом, составленным в присутствии соседей от 21.11.2020 г.Ссылаясь на ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 148 (44) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», судебную практику, истец просит иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования изменила, просила обязать ответчика произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с … г. по … г. в отношении объекта, расположенного по адресу: ….

Представитель ответчика, о месте и времени судебного заседания суда извещенного надлежащим образом в порядке гл.10 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не явился. В суд поступил ответ на запрос суда, в котором ответчик обращает внимание суда на то, что факт предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО за указанный период был установлен в рамках судебного разбирательства мировым судьей судебного участка № … по делу № … и подтвержден имеющимися в деле доказательствами. Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен действующим законодательством, вместе с тем информации о составлении потребителями указанного района города актов выявления ненадлежащего качества оказания услуг в адрес регионального оператора не поступало. Обращений потребителей по вопросу непредоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, либо предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в адрес регионального оператора не поступало. Истории начислений и оплат соседних жилых домов №№ 40,42 подтверждают оплату потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО и подтверждают тем самым факт оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО за указанный период.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: …. Истец постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: …. Согласно акту осмотра объекта от … года, подписанного техником ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» частный дом по адресу: …, находится в удовлетворительном состоянии, имеется дорога, постоянный забор, дом имеет внешнюю отделку, электричество.

Согласно письму ООО Газпром межрегионгаз Иваново» от … г. № …, по адресу: …, установлено газовое оборудование, - плита, котел, прибор учета газа (счетчик) - отключено от газораспределительной сети … г. по заявлению абонента; по состоянию на … года газоснабжение жилого помещения не осуществляется, задолженность за потребленный газ отсутствует.

Оснований полагать, что помещение по адресу: …, жилым домом не является, у суда не имеется. Акт комиссии в составе граждан, проживающих по адресам: … и …, не свидетельствуют о том, что здание по адресу: …, не является жилым домом, как это отражено в сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости Выписки из Единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах на объект недвижимости филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области по состоянию на … года, а относится к иным видам объектов недвижимости.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО1 как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Как следует из частей 3,4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, в состав которых входит обращение с ТКО.

Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 1 установлено, что обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

В пункте 1 статьи 24.6 указанного закона определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Закон Ивановской области от 16.11.2016 года № 99-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Ивановской области» в статье 4 предусматривает заключение соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Ивановской области в области обращения с твердыми коммунальными отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно протоколу о результатах проведения конкурсного отбора от 30 декабря 2016 года ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области.

17 января 2017 года между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и Обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ивановской области, по которому Общество приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Наличие у истца статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подтверждено Уставом ООО «Регионального оператора по обращению с твердыми ком­мунальными отходами», свидетельством о постановке Общества на учет в нало­говом органе, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Региональный операторначал осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на 2016-2031 годы», утвержденной приказом Департамента ЖКХ Ивановской области № 140 от 22.09.2016 года с 01.07.2017 года, где в Таблице № 6 «Сведения о численности жителей в городских округа, городских и сельских поселениях Ивановской области, на территории которых образуются твердые коммунальные отходы (сводная таблица)» указан г. Шуя Ивановской области с численностью населения 58593 человек. В приложении № 1 к указанной схеме приведена расшифровка сведений о численности жителей, в городских округа, городских и сельских поселениях Ивановской области, на территории которых образуются твердые коммунальные отходы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 года, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Согласно п.8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Таким образом, потребитель, не являющийся юридическим лицом, не вправе отказаться от заключения договора с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», поскольку приведенные положения законодательства являются императивными и возлагают на собственника жилого помещения, вне зависимости от вида жилого помещения (ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ) обязанность заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом по смыслу приведенной нормы, исключается возможность заключения такого соглашения с другими гражданами или какими-либо иными организациями, помимо регионального оператора по обращению с ТКО.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 года № 177-к/4 был установлен единый тариф в размере 480,78 руб/куб.м. на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01.11.2018 года № 230-к/1 был установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 480,80 руб/куб.м. с учетом НДС на период с 1 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года. Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 года № 177-к/4 признано утратившим силу с 1 ноября 2018 года.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 20.12.2018 N 239-к/8(ред. от 18.01.2019) "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год" (вместе с "Предельным единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" на 2019 год" установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 20.12.2019 N 59-к/18 "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год" (вместе с "Предельным единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" на 2020 год") установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 18.12.2020 N 73-к/1установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год"

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 20.12.2021 N 58-к/2 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 год"

Таким образом, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в силу закона, возникла у потребителей на территории Ивановской области с 01 июля 2017 года. ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора и действует на всей территории Ивановской области.

Согласно пункту 30 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, договор, содержащий условия о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем, как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (п.п «з» п. 5) «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 были дополнены разделом «XV(1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии с п.п. «в» п. 148(11) Правил 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В пункте 148(39) Правил отмечено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решением мирового судьи судебного участка № … исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени удовлетворены. Взыскана с ФИО1 в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с … г. по … г. в сумме 3121 рубль 09 копеек, пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с … года по … года в сумме 665 рублей 10 копеек, судебные расходы. Апелляционным определением Шуйского городского суда Ивановской области от … года по делу № … решение мирового судьи судебного участка № …, и.о. мирового судьи судебного участка … от … года по делу № 2-… по иску … оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.

Согласно истории начислений и оплат ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» при сальдо на … <...> руб., по состоянию на … года сальдо составляет 7830,71 руб., за период с … г. … года услугапо обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: …, истцом не оплачивается.

Истец обращался к ответчику … г. с заявлением о произведении корректировки задолженности, которая за сроком исковой давности не может быть взыскана в порядке искового производства, и корректировке начислений, связанных с инвалидностью истца. Письмом от … г. ответчик отказал в произведении перерасчета. … года истец обращался к ответчику о произведении перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с … г. по … года в связи с отсутствием и не проживанием истца адресу: …. Письмом от … года ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» отказал ФИО1 в перерасчете платы, по тому основанию, что в соответствии п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитается с учетом количества собственников такого помещения.

Действия ответчика суд полагает правомерными.

Как следует из пункта 148 (36) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Данная норма является недвусмысленной и не допускает сомнений при ее толковании, поскольку говорит об общем объеме услуги, рассчитываемом по количеству собственников, а не об объеме, приходящимся на одного собственника. При этом в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. Данный принцип также заложен в порядок расчетов размера оплаты данной коммунальной услуги.

Неиспользование ФИО1 домовладения в качестве места для проживание не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истца как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными актами, не предусмотрен. Отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого дома по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, и, следовательно, не является основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил 354.

При данных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования о обязании ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1(страховой номер индивидуального лицевого счета …) к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (ИНН …)об обязаниипроизвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Громова Ю.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 11июля 2022 года.