2-622/2018
Решение
Именем Российской Федерации
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Финниковой Е.А.,
при секретаре Ваниной М.Ю.,
с участием старшего помощника Астраханского природоохранного прокурора Черныш О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к МБУ «Строительно-коммунальная служба» об обязании произвести определенные действия,
установил:
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура в лице заместителя прокурора Шамшутдинова З.З. обратилась в суд с иском к МБУ «Строительно-коммунальная служба», об обязании произвести определенные действия, (который в последующем уточнил) указав в обоснование своих требований, что в период с июня по сентябрь 2018 в деятельности ответчика проведена проверка природоохранного законодательства, которой установлено следующее. Учреждение осуществляет деятельность по организации водоотведения на территории Икрянинского района Астраханской области. Для этой цели, на основании договора от <дата изъята> АМО «Икрянинский район» в безвозмездное пользование ответчика переданы канализационные очистные сооружения, канализационные сети и канализационная насосная станция с. Мумра. Сооружения введены в эксплуатацию в <данные изъяты> году, их реконструкция и капитальный ремонт с момента ввода не производилась в связи с чем, технологический процесс очистки и обезвреживания канализационных стоков не соблюдается. Очистные сооружения осуществляют прием хозяйственно-бытовых стоков хозяйствующих субъектов населения <адрес> и п. Товарный Икрянинского района. При этом стоки без биологической очистки и обеззараживания сбрасываются в протоку Ямная реки Волга. В 2017 году, в федеральный водный объект без очистки сброшено <данные изъяты> куб.м, в истекшем периоде 2018 года - <данные изъяты> куб.м. В соответствии с экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области в Икрянинском и <адрес>х», проба воды, отобранная в месте сброса сточных вод с ОСК <адрес>, по санитарно-биологическим показателям не соответствует требованиям, установленным в п. 5.2 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Сброс вод осуществляется в отсутствие разработанных и установленных в предусмотренных законом порядке нормативов сбросов химических веществ и микроорганизмов в водный объект, а также соответствующего разрешения уполномоченных государственных органов на сброс. Ответчиком достаточных мер к разработке проекта нормативов допустимого сброса сточных вод в водный объект и получению соответствующего разрешения на сброс, а также проведению мероприятий по модернизации очистных сооружений канализации с целью достижения нормативов качества сточных вод не предпринималось. Неприятие указанных мер может привести к загрязнению водного объекта, что создаст неблагоприятные условия для окружающей среды и нарушает законные права и интересы граждан и собственника в лице Российской Федерации. На основании изложенного, истец просит суд обязать МБУ «Строительно-коммунальная служба» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить следующие природоохранные мероприятия:
- разработать и направить на утверждение в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - протоки Ямная с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: <адрес>, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
- подать в территориальный орган Росприроднадзора для рассмотрения вопроса о получении разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - протоки Ямная с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: <адрес>, заявление, содержащее сведения о заявителе, а также перечень прилагаемых к заявлению документов, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от <дата изъята><номер изъят> «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере прородопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;
- обеспечить нормативную очистку сбрасываемых с очистных сооружений <адрес> в водный объект - протоку Ямная сточных вод по паразитологическим показателям в соответствии с СанПиН 2.<дата изъята>-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
В судебном заседании старший помощник Астраханского транспортного прокурора Черныш О.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель МБУ «Строительно-коммунальная служба» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что срок действия договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом истекает <дата изъята>, а исполнить исковые требования в указанный срок невозможно. В направленных возражениях на исковое заявление представитель ответчика указала, что очистные сооружения <адрес> с момента ввода в эксплуатацию не ремонтировались, подтвердив тем самым, что канализационные стоки сбрасываются в протоку Ямная без какой либо предварительной отчистки. Таким образом, поскольку технологический процесс обеззараживания канализационных стоков как таковой отсутствует, получить разрешение на сбросы загрязняющих веществ не представляется возможным.
Представитель третьего лица - АМО «Икрянинский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Непринятие ответчиком мер установлению нормативов допустимого сброса сточных вод в поверхностный водный объект может привести к его загрязнению, что создает неблагоприятные условия для окружающей среды, чем нарушаются законные права и интересы граждан.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 19 вышеназванного Федерального закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Статьей 22 вышеуказанного Федерального закона установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу положений ст. 23 данного Закона нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При этом, сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно требований п.п. 4.1., 4.1.1., 4.2., 5.1, 5.2 СанПин 2.<дата изъята>-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", юридические лица и граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, соблюдать санитарные правила, как составную часть осуществляемой ими деятельности, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве. Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования. Указанными санитарными правилами установлены гигиенические нормативы состава и свойств воды в водных объектах для двух категорий водопользования. Качество воды водных объектов должно соответствовать требованиям, установленным данными санитарными правилами и нормами.
В соответствии с уставом МБУ «Строительно-коммунальная служба» осуществляет в том числе работы по водоснабжению и водоотведению на территории Икрянинского района.
Из договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от <дата изъята>, следует, что ответчик получил от АМО «Икрянинский район» в безвозмездное пользование для использования в общеполезных целях объекты недвижимости среди которых очистные сооружения и канализационные сети МО «Мумринский сельсовет» и канализационная насосная станция МО «Мумринский сельсовет».
Согласно справке МБУ «Строительно-коммунальная служба» от <дата изъята>, сброс сточных вод на ОСК с. Мумра за <дата изъята> года составил <данные изъяты> куб.м.
По справке МБУ «Строительно-коммунальная служба» от <дата изъята> объем сброшенных в <дата изъята> году сточных вод оценивается в <данные изъяты> м3.
Отобранным от специалиста по охране окружающей среды МБУ «Строительно-коммунальная служба» объяснением установлено, что стоки от населения и организаций <адрес> поступают по напорным коллекторам через КНС на первичные отстойники, затем минуя биологические фильтры, вода без биологической отчистки и обезвреживания поступает на вторичные отстойники, с которых сбрасываются непосредственно в протоку Ямная.
На основании экспертного заключения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области в Икрянинском и Лиманском районах» от <дата изъята> установлено, что проба воды поверхностного водоема, отобранная в месте сброса сточных вод с <адрес> по санитарно-паразитологическим показателям не соответствует требованиям, установленным в п. 5.2 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Вынесенным заместителем Астраханского природоохранного прокурора З.З. Шамшутдиновым в адрес директора МБУ «Строительно-коммунальная служба» представлением «Об устранении нарушений природоохранного законодательства», на ответчика наложены следующие требования: принять меры по организации производственного санитарного контроля за качеством сточной воды, сбрасываетмой после очистки в водный объект, обеспечить соблюдение нормативов качества сбросов, принять меры к разработке нормативов допустимого сбросы химических веществ и микроорганизмов в водный объект и оформлению разрешения на сброс.
Ответом на предписание от <дата изъята> и.о. директора МБУ «Строительно-коммунальная служба» С.Н. Ферафонтов указал, что для устранения нарушений и обеспечения очистки сточных вод, сбрасываемых с ОСК с. Мумра в протоку Ямная требуется реконструкция системы канализации очистных сооружений о чем направлялся запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Из ответа главы АМО «Мумринский сельсовет» следует, что проект и техническая документация на очистные сооружения канализации и насосные станции системы водоснабжения с. Мумра отсутствуют.
Обозреваемыми в судебном заседании материалами доказано, что нарушение вышеуказанных экологических требований сбросом сточных вод с системы канализации в водный объект - протоку <адрес> осуществляется организацией в отсутствие разработанных и установленных в предусмотренном законом порядке нормативов сброса химических веществ и микроорганизмов в водных объект, а также соответствующего разрешения уполномоченных государственных органов на сброс.
Интересы Российской Федерации нарушены тем, что в соответствии со ст. ст. 8, 24 Водного кодекса РФ водные объекты в пределах Российской Федерации отнесены к федеральной собственности, права владения и распоряжения которыми осуществляет Российская Федерация. Сброс сточных вод в отсутствие установленных государством нормативов является потенциальным источником загрязнения федеральных водных ресурсов, что нарушает интересы собственника в лице Российской Федерации.
Исковые требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц также и в силу требований ст. 18, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку водные объекты, используемые населением для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Ввиду вышеизложенного, заявленные требования об обязании произвести определенные действия, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковое заявление Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к МБУ «Строительно-коммунальная служба» об обязании произвести определенные действия удовлетворить.
Обязать МБУ «Строительно-коммунальная служба» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выполнить следующие природоохранные мероприятия:
- разработать и направить на утверждение в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - протоки Ямная с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: <адрес>, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
- подать в территориальный орган Росприроднадзора для рассмотрения вопроса о получении разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - <адрес> с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: <адрес>, заявление, содержащее сведения о заявителе, а также перечень прилагаемых к заявлению документов, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 №2 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере прородопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;
- обеспечить нормативную очистку сбрасываемых с очистных сооружений <адрес> в водный объект - <адрес> сточных вод по паразитологическим показателям в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Икрянинский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 14.12.2018.
Судья Е. А. Финникова