ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-622/20 от 28.10.2020 Кущевского районного суда (Краснодарский край)

делу № 2-622/2020

УИД 23RS0026-01-2020-001511-79

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 октября 2020 года ст-ца Кущёвская

Кущевский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Бондарь Д.О.,

при секретаре Ященко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Кисляковского сельского поселения Кущевского района Краснодарского края, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, М.С.Н., о внесении в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, признании права собственности на жилой дом, и прекращении в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества,

установил:

ФИО1 обратился в Кущевский районный суд с исковым заявлением к администрации Кисляковского сельского поселения Кущевского района Краснодарского края, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, М.С.Н., о внесении в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, признании права собственности на жилой дом, и прекращении в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он по договору отчуждения строения колхозного двора, приобрел жилой площадью 23,9 кв.м. по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ им было получено свидетельство на право собственности на землю на земельный участок площадью 0,26 га по адресу: <адрес> Адресным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был уточнен адрес земельного участка, ранее обозначенного в свидетельстве на право собственности на землю на земельный участок площадью 0,26 га по адресу: <адрес> новый адрес - <адрес>. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером адресу: <адрес> было зарегистрировано за истцом в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за номером ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Кисляковского сельсовета ФИО1 было выдано разрешено на строительство жилого дома со сносом старого. Адресным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был уточнен адрес объекта недвижимости, ранее обозначенного в постановлении администрации Кисляковского сельсовета и в договоре отчуждения строения колхозного двора от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ст-ца Кисляковская, <адрес>: новый адрес - <адрес>, ст-ца Кисляковская, <адрес>, кадастровый . Таким образом, в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о жилом доме как о ранее учтенном объекте недвижимого имущества с кадастровым в порядке ч.4 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о Регистрации) - технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Истец указывает на то, что жилой дом с не существует фактически, поскольку давно снесен, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Кущевского отдела ГУП КК «КТИ - Краевое БТИ». С момента получения истцом разрешения на строительство нового дома со сносом старого изменилось законодательство, регулирующее вопросы постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества., а именно - в силу положений подпункта 1.1. пункта 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018), выдача разрешения на строительство в случае реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется. Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Получение разрешения на строительство также не требуется в случаях, указанных в ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ. Истец не может получить уведомление о планируемом строительстве, поскольку строительство нового жилого дома было окончено им еще в 2000 году, когда правила землепользования и застройки еще не были приняты. Первичная техническая инвентаризация на жилой дом была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, и по это причине он не может поставить на кадастровый учет новый дом как ранее учтенный объект недвижимости. В настоящее время, согласно ПЗЗ Кисляковского сельского поселения <адрес>, нормы отступа до красной линии установлены в виде 5 метров. Размещение объекта – жилого дома по <адрес>, в ст-ца Кисляковской, до красной линии, составляет 3,80 и 4,00 м.м. вместо 5 м., что видно из плана расположения объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым номером площадью 2711 кв.м. по адресу: <адрес> Поскольку зарегистрировать право собственности на возведенный истцом жилой дом путем подачи уведомления об окончании строительства невозможно, он имеет право лишь на судебную защиту его прав. Истец полагает, что возведенный им жилой <адрес> года постройки признакам самовольной постройки не соответствует, поскольку земельный участок под ним принадлежит ему на праве собственности и предоставлен для индивидуального жилищного строительства, и на его строительство было получено разрешение. Спора со смежными землепользователями нет, поскольку границы земельного участка установлены в результате межевания. Еще одним препятствием для постановки на кадастровый учет жилого <адрес> года постройки является то обстоятельство, что по этому же адресу: адресу: <адрес> стоит на кадастровом учете не существующий фактически жилой дом площадью 23,9 кв.м. с кадастровым номером , который истец также не может снять с кадастрового учета во внесудебном порядке. Так, согласно п.9 приложения № 2 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» предусмотрено, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» должны вноситься сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, являющихся доказательствами прекращения существования объекта. Такие документы у него отсутствуют. Вместе с тем, доказательством отсутствия в границах земельного участка площадью 2711 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, жилого дома, имеющего такую техническую характеристику, как площадь 23,9 кв.м., 1969 год постройки, является технический паспорт двухэтажного жилого дома площадью 160,0 кв.м. и план расположения объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым площадью 2711 кв.м. по адресу: <адрес> Истец направил обращение в Управление Росреестра, Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Кущевский район и отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Кущевскому району со следующими просьбами: Управление Росреестра сообщить: 1) возможно ли осуществить одновременно кадастровый учет и регистрацию права собственности на вновь созданный жилой дом по <адрес>, при наличии в ЕГРН сведения об ином объекте, давно прекратившем свое существование, а также при отсутствии технического плана и уведомления об окончании строительства нового дома по причине несоответствия размещения объекта требованиям ПЗЗ; 2) возможно ли снять с кадастрового учета жилой дом площадью 23,9 кв.м с кадастровым по адресу: <адрес> при отсутствии акта обследования кадастрового инженера. Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Кущевский район просил сообщить, возможно ли получить уведомление о планируемом строительстве, а в дальнейшем – уведомление об окончании строительства на жилой дом по адресу: <адрес> с учетом несоответствия размещения объекта ПЗЗ, и по этой причине, - отсутствия технического плана жилого дома. Руководство отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Кущевскому району просил сообщить, возможно ли подготовить технический план на жилой дом по адресу: <адрес> учетом несоответствия размещения объекта ПЗЗ, а также подготовить акт обследования жилого дома площадью 23,9 кв.м. с кадастровым <адрес> по адресу: <адрес> для снятия его с кадастрового учета, при условии несоблюдения требований п.9 приложения Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (ред. от 25.09.2019) «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» предусмотрено, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» должны вноситься сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, являющихся доказательствами прекращения существования объекта. Истцом были получены ответы, из которых следует, что иного способа защиты его права, кроме судебного, нет.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика - администрации Кисляковского сельского поселения Кущевского района Краснодарского края в судебное заседание явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дне месте и времени слушания дела, и относительно удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Межмуниципального отдела по Ленинградскому, Кущевскому и Староминскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дне месте и времени слушания дела, и относительно удовлетворения заявленных требований не возражала.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требования на предмет спора, М.С.Н. в судебное заседание не явилась, и полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ, нерассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, во взаимосвязи с положениями ст.ст. 35, 39 ГПК РФ, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при данной явке.

Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела является общедоступной и размещена на официальном сайте Кущевского районного суда.

Суд, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по договору отчуждения строения колхозного двора принадлежит на праве собственности жилой площадью 23,9 кв.м. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил свидетельство на право собственности на землю на земельный участок площадью 0,26 га по адресу: <адрес> Адресным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был уточнен адрес земельного участка, ранее обозначенного в свидетельстве на право собственности на землю на земельный участок площадью 0,26 га по адресу: <адрес>: новый адрес - <адрес> кадастровый . Право собственности на земельный участок с кадастровым по адресу: <адрес> зарегистрировано за истцом в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за номером ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Кисляковского сельсовета мне было разрешено строительство жилого дома со сносом старого. Адресным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был уточнен адрес объекта недвижимости, ранее обозначенного в постановлении администрации Кисляковского сельсовета и в договоре отчуждения строения колхозного двора от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>: новый адрес - <адрес>, кадастровый .

Таким образом, в ЕГРН 19.02.2011 года внесены сведения о жилом доме как о ранее учтенном объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 23:17:0201019:1201 в порядке ч.4 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о Регистрации) - технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Судом установлено, что жилой дом с КН 23:17:0201019:1201 не существует фактически, поскольку давно снесен, что подтверждается справкой от 06.08.2020 года Кущевского отдела ГУП КК «КТИ - Краевое БТИ».

С момента получения истцом разрешения на строительство нового дома со сносом старого изменилось законодательство, регулирующее вопросы постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества., а именно - в силу положений подпункта 1.1. пункта 17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018), выдача разрешения на строительство в случае реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется. Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Получение разрешения на строительство также не требуется в случаях, указанных в ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ.

Так, из содержания пункта 5 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Согласно п. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи.

Истец не может получить уведомление о планируемом строительстве, поскольку строительство нового жилого дома было окончено им еще 2000 году, когда правила землепользования и застройки еще не были приняты. Первичная техническая инвентаризация на жилой дом была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, и по это причине он не может поставить на кадастровый учет новый дом как ранее учтенный объект недвижимости.

В настоящее время, согласно ПЗЗ Кисляковского сельского поселения Кущевского района Краснодарского края, нормы отступа до красной линии установлены в виде 5 метров.

Размещение объекта – жилого дома по <адрес> красной линии, составляет 3,80 м. и 4,00 м. вместо 5 м., что видно из плана расположения объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым площадью 2711 кв.м. по адресу: <адрес>.

Поскольку зарегистрировать право собственности на возведенный истцом жилой дом путем подачи уведомления об окончании строительства невозможно, истец имеет право лишь на судебную защиту моих прав. Из буквального содержания ст. 222 ГК РФ видно, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ).

Возведенный истцом жилой дом 2000 года постройки признакам самовольной постройки не соответствует, поскольку земельный участок под ним принадлежит ему на праве собственности и предоставлен для индивидуального жилищного строительства, и на его строительство было получено разрешение. Спора со смежными землепользователями нет, поскольку границы земельного участка установлены в результате межевания.

Из заключения № ССТЭ-1021 от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Согласно подп.1 п.1 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

При этом в силу подп.7 п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Требования к техническому плану содержатся в п.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Согласно подп.3 п.2 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», в техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

При этом в соответствии с п.8 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако, согласно п.11 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, согласно п.11.1 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.

Поскольку указанные документы у истца отсутствуют, управление архитектуры и градостроительства администрации МО Кущевский район не может выдать уведомление о планируемом строительстве, по причине изменения действующего законодательства

Согласно ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.

Для одновременной регистрации права собственности и внесения в ЕГРН сведений о жилом доме как об объекте недвижимого имущества, истцу необходимо подготовить технический план. Однако еще одним препятствием для постановки на кадастровый учет жилого дома 2000 года постройки является то обстоятельство, что по этому же адресу: адресу: <адрес> стоит на кадастровом учете не существующий фактически жилой дом площадью 23,9 кв.м с кадастровым номером , который истец также не может снять с кадастрового учета во внесудебном порядке.

Положениями ст.23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено. Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда. Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Так, согласно п.9 приложения Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (ред. от 25.09.2019) «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» предусмотрено, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» должны вноситься сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, являющихся доказательствами прекращения существования объекта. Такие документы у меня отсутствуют.

Вместе с тем, доказательством отсутствия в границах земельного участка площадью 2711 кв.м с кадастровым по адресу: <адрес> категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, жилого дома, имеющего такую техническую характеристику, как площадь 23,9 кв.м., 1969 год постройки, является технический паспорт двухэтажного жилого дома площадью 160,0 кв.м. и план расположения объекта ИЖС в границах земельного участка с кадастровым площадью 2711 кв.м. по адресу: <адрес>

Из сообщения Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осуществление одновременного кадастрового учета и регистрации права собственности на вновь созданный жилой дом по <адрес> при наличии в ЕГРН сведения об ином объекте, давно прекратившем свое существование, а также при отсутствии технического плана и уведомления об окончании строительства нового дома по причине несоответствия размещения объекта требованиям ПЗЗ, невозможно. Внесение в ЕГРН сведения о прекращении существования жилого дома площадью 23,9 кв.м. с кадастровым адресу: <адрес> при отсутствии акта обследования кадастрового инженера, также невозможно.

Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Кущевский район также письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что получить уведомление о планируемом строительстве, а в дальнейшем – уведомление об окончании строительства на жилой дом по адресу: <адрес> учетом несоответствия размещения объекта ПЗЗ, и по этой причине, - отсутствия технического плана жилого дома, невозможно.

Из сообщения отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Кущевскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подготовить технический план на жилой дом по адресу: <адрес> учетом несоответствия размещения объекта ПЗЗ, а также подготовить акт обследования жилого дома площадью 23,9 кв.м с кадастровым по адресу: <адрес> для снятия его с кадастрового учета, при условии несоблюдения требований п.9 приложения № 2 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (ред. от 25.09.2019) "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" невозможно.

Положениями п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) определено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации.

Согласно п.1 п.3 ч.1 ст.8 ГК РФ. гражданские нрава и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лип, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские нрава и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, право собственности на здание жилого дома площадью 160,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Внести в Единый государственный реестр недвижимости следующие сведения об объекте недвижимого имущества: здание площадью 160,0 кв.м., наименование – жилой дом, назначение – жилой дом, этажность - 2, год завершения строительства – 2000 год, материал стен – из прочих материалов, по государственному кадастровому учету указать расположение границах земельного участка площадью 2711 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером, указав в резолютивной части решения суда на то, что настоящее решение является основанием для подготовки кадастровым инженером технического плана, для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Внести в ЕГРН сведения о прекращении существования жилого дома площадью 23,9 кв.м. с кадастровым <адрес> по адресу: <адрес>

Настоящее решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости о праве на вышеуказанный объект недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кущевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2020 года.

Судья Кущёвского районного суда Д.О. Бондарь Решение не вступило в законную силу.