ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6232/15 от 25.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2-6232/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2015 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Доля О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Абашиной А.С., Темарцева П.С. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности и индексации по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) за счет средств казны Пензенской области,

У С Т А Н О В И Л:

Абашина А.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что на основании постановления главы Адрес Номер от Дата «О назначении опеки над несовершеннолетней Темарцевой А.С. и назначением ежемесячного пособия» Елькина А.М. являлась ее опекуном. Выплата опекунского пособия назначена с Дата года. В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от Дата Номер и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области за Дата . следовало выплатить Темарцевой А.С. за Дата - Данные изъяты руб. Во исполнение постановления главы местного самоуправления Адрес с Дата . выплачено ежемесячное пособие на опекаемую Темарцеву А.С. за Дата - Данные изъяты руб. Задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на опекаемого - составила Данные изъяты. А также, в определении Верховного Суда от Дата указано, что судам необходимо учитывать доводы истцов о необходимости индексации опекунских пособий в связи с потерей покупательной способности. Индексация рассчитывается на основании индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики. В связи с этим, просит взыскать с ответчика индексацию существующей перед ней задолженности (невыплаченных денежных средств) в размере Данные изъяты руб.

Просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области в свою пользу задолженность за периоды с Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб.

Темарцев П.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что на основании постановления Главы МУ Адрес Номер от Дата «О назначении опеки над несовершеннолетним Темарцевым П.С. и назначением ежемесячного пособия» Елькина А.М. являлась его опекуном. Выплата опекунского пособия назначена с Дата года. В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от Дата Номер и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Адрес за Дата . следовало выплатить Темарцеву П.С. за Дата . - Данные изъяты руб. Во исполнение постановления главы местного самоуправления Адрес с Дата . выплачено ежемесячное пособие на опекаемого Темарцева П.С. за Дата . – Данные изъяты руб. Задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на опекаемого - составила Данные изъяты руб. А также, в определении Верховного Суда от Дата указано, что судам необходимо учитывать доводы истцов о необходимости индексации опекунских пособий в связи с потерей покупательной способности. Индексация рассчитывается на основании индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики. В связи с этим, прошу взыскать с ответчика индексацию существующей перед ним задолженности (невыплаченных денежных средств) в размере Данные изъяты руб.

Просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области в свою пользу задолженность за периоды с Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб.

Определением Ленинского районного суда Адрес от Дата объединены в одно производство.

Истцы Абашина А.С. и Темарцев П.С. в судебном заседании уточнили и поддержали исковые требования, в обоснование ссылались на доводы, изложенные в исковом заявлении, просили суд взыскать в пользу Абашиной А.С. с Министерства финансов Адрес за счет средств казны Адрес задолженность за периоды с Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб, в пользу Темарцева П.С. задолженность за периоды с Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб.

Представитель ответчика Министерства финансов Пензенской области Бурментьева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица Управления образования Бессоновского района Пензенской области Мусина Г.В., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, пояснив, что опекун истцов с заявлением о назначении ей денежных выплат не обращалась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Абашина (Темарцева) А.С., Дата года рождения и Темарцев П.С., Дата года рождения, являлись детьми, оставшимся без попечения родителей.

Мать Абашиной (Темарцевой) А.С. и Темарцева П.С. – Темарцева В.Г. решением Бессоновского районного суда Пензенской области от Дата была лишена родительских прав, отец Темарцев С.В. умер Дата .

Решением исполнительного комитета Бессоновского районного совета народных депутатов Номер от Дата , опекуном над несовершеннолетними Темарцевой А.С. и Темарцевым П.С. назначена Елькина А.М.

Постановлением главы администрации Адрес Номер от Дата Елькина А.М. отстранена от обязанностей опекуна над несовершеннолетними Темарцевой А.С. и Темарцевым П.С.

После снятия опеки несовершеннолетние Темарцева А.С. и Темарцев П.С. были направлены в детский Адрес .

Согласно сообщению администрации Адрес от Дата , данных о выплате опекуну Елькиной А.М. пособия на содержание несовершеннолетних Темарцевой А.С. и Темарцева П.С. через Управление образования Адрес (ранее отдел образования администрации Адрес ) в архивных документах, хранящихся в Управлении образования и в архиве администрации Адрес , не найдено. Из архивных документов видно, что выплаты пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, через отдел образования начались с Дата (постановление главы администрации Адрес Номер от Дата «О неотложных мерах и порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» и приказ Номер по Адрес ному отделу образования от Дата , в соответствии с которым с Дата опекунам Данные изъяты детей были назначены указанные денежные средства, Темарцевых в данном списке нет). По какой причине не было назначено указанное пособие на Темарцева П.С. и Темарцеву А.С., в настоящее время установить не представляется возможным, так как прошло достаточно много времени и специалисты, отвечающие в Дата году за данное направление работы, уже не работают.

В ходе судебного заседания представитель третьего лица Управления образования Адрес Мусина Г.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что опекун истцов с заявлением о назначении ей денежных выплат не обращался, в связи с чем, денежные выплаты на их содержание им не выплачивались.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела, материалом надзорного производства прокуратуры Адрес Номер , обозревавшихся в ходе судебного заседания, пояснениями представителя третьего лица Управления образования Адрес .

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральный закон от Дата №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от Дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от Дата №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от Дата Номер «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям Номер , 2, 3.

Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от Дата Номер , определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.

В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В период с Дата по Дата размер пособия устанавливался решениями органов местного самоуправления муниципальных образований.

С Дата по Дата решениями органов местного самоуправления муниципальных образований могли быть установлены иные размеры денежных средств, но не менее размеров установленных постановлениями Правительства Пензенской области.

Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ Номер от Дата , сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

Часть 1 статьи 5 Федерального закона от Дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) прямо определяет источники финансирования мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников. Указанная статья определяет финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных данным законом (а именно - получение ими профессионального образования по очной форме обучения), что является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от Дата №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, поэтому исполнение полномочия на субъект Российской Федерации не может быть возложено постановлением Правительства Российской Федерации.

В связи с изданием Федерального закона от Дата № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения - с Дата на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. Данные меры являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Соответственно до Дата меры социальной поддержки детей, находящихся под опекой или попечительством, предоставлялись за счет местных бюджетов исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, и они не являлись расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в спорный период именно на органы опеки и попечительства была возложена обязанность по выплате ежемесячного пособия опекунам.

Как отмечено в определении Верховного суда Российской Федерации от Дата Номер порядок возмещения из федерального бюджета на выплаты опекунских пособий должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Аналогичный порядок возмещения из бюджета Российской Федерации расходов по социальной защите данной категории детей должен быть утвержден исполнительной властью субъекта Российской Федерации. Однако в спорный период времени данный порядок утвержден не был.

Суд учитывает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов, касаемых социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), установив минимальные финансовые нормативы по указанным видам расходов. На территории Адрес данное право было фактически осуществлено в форме издания постановлений Адрес от Дата Номер «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)», от Дата Номер «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Нормативы, определенные в вышеуказанных постановлениях, были утверждены на основании данных, представленных Министерством образования Адрес , с учетом финансовых возможностей области, не отменены, надлежащим образом обеспечивали реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Адрес .

В соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разрешает гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной Власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом приоритетной формой устройства детей-сирот в Российской Федерации признано семейное устройство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Размер выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определялся согласно приложениям Номер , 2, 3 к Постановлению Номер с учетом норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Приказом Министерства образования РФ от Дата Номер «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» установлено местным органам управления образованием производить выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.

Согласно Положению о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от Дата Номер , для получения денежных средств на ребенка опекун(попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком: заявление о назначении денежных средств, копию свидетельства о рождении ребенка, копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.), справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном(попечителем), справку об обучении в образовательном учреждении ребенка старше 15 лет, выписку из решения органа опеки и попечительства об установлением над ребенком опеки(попечительства), справку органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия (пункт 4).

В случае возникновения оснований для назначения денежных средств на подопечного после установления опеки(попечительства) опекун(попечитель) обращается с письменным заявлением о назначении денежных средств и документами, указанными в пункте 4 данного Положения, в орган опеки и попечительства, на учете которого состоит подопечный (пункт 5).

Орган опеки и попечительства в 15-ти дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) устанавливает обоснованность его просьбы, принимает решение о назначении денежных средств, копия которого выдается опекуну(попечителю).

Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении денежных средств на подопечного может быть обжаловано опекуном (попечителем) в соответствии с законодательством РФ в суде (пункт 6).

Назначенные денежные средства, своевременно не полученные опекуном(попечителем), выплачиваются за прошедший период, но не более, чем за год, если обращение за ними последовало до достижения подопечным 18-летнего возраста.

Денежные средства, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются за весь прошедший период (пункт 10).

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что выплата денежных средств на содержание ребенка носит заявительный характер и производится до достижения ребенком совершеннолетия, однако, соответствующее заявление от опекуна истцов в орган опеки и попечительства о назначении денежных средств не поступало, следовательно, денежные средства не выплачивались, поскольку, не было заявления опекуна, в связи с чем, иск Абашиной А.С. и Темарцева П.С. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Абашиной А.С., Темарцева П.С. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности и индексации по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) за счет средств казны Пензенской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г.Пензы начиная с 30 декабря 2015 года.

Судья А.В. Селиверстов