ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6232/2021 от 08.09.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-6232/2021

35RS0010-01-2021-008347-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 08 сентября 2021 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Вайгачевой А.Н.,

при секретаре Армеевой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Северная сбытовая компания» о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия и взыскании морального вреда,,

установил:

ФИО1 (далее - истец) обратился в суд с иском к ООО «Северная сбытовая компания» (далее – ответчик, общество, ООО «ССК») о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия и взыскании морального вреда. Ссылаясь на то, что 25.05.2021 без надлежащего уведомления в квартире по адресу: <адрес> прекращена поставка электроэнергии, просит признать действия ООО «Северная сбытовая компания» по прекращению оказания коммунальной услуги по электроснабжению незаконными, взыскать с общества компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования, просил дополнительно возложить на ответчика обязанность восстановить предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении по адресу: <адрес>, обратив решение в данной части к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнении к нему и письменных пояснениях, в которых указал на несогласие с расчетом задолженности, ее отсутствие в необходимом для отключения размере.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, письменных пояснениях.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО «Вологдакоммунэнерго» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомлен.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.

ООО «ССК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Вологодской области с 01.01.2019 на основании приказа Минэнерго России «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» от 29.11.2018 № 1110.

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, о полном и (или) частичном ограничении режима потребления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), а также жилищным законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В отношении принадлежащей истцу квартиры ООО «ССК» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в силу пункта 17 Правил № 354; договор энергоснабжения между ФИО1 и ООО «ССК» в письменной форме не заключался, он заключен путем совершения Потребителем конклюдентных действий - фактическим потреблением электроэнергии. Обществом был открыт лицевой счет и формируются платежные документы на имя ФИО1

25.05.2021 ООО «ССК» приостановило предоставление коммунальной услуги по электроснабжению, о чем составлен соответствующий акт.

Основанием послужило наличие у истца задолженности по оплате услуг, образовавшейся за период с августа 2020 года по февраль 2021 года, по состоянию на 25.03.2021 в размере 4 719 рублей 04 копейки, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в соответствии с положениями пунктов 117, 118 Правил № 354.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 117 Правил № 354 при неполной оплате потребителем коммунальной услуги исполнитель такой услуги вправе ограничить или приостановить её предоставление, предварительно уведомив об этом потребителя.

При этом согласно пункту 118 Правил № 354 основанием для приостановления коммунальной услуги по электроснабжению является наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Сумма 2 месячных размеров платы за предоставляемую потребителю коммунальную услугу по электроснабжению, исчисленную исходя из норматива потребления, составляет 1217 рублей 50 копеек. При этом норматив установлен приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.08.2012 № 288 и составляет 125 кВт*ч, тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в г. Вологде, установлен приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 23.12.2020 N 726-р и составляет 4,87 руб. за 1 кВт*ч. Расчет произведен следующим образом: 125 кВт*ч *4,87 руб.*2

Об имеющейся задолженности и ограничении/приостановлении предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности в течение 20 дней в соответствии с пунктом 119 Правил № 354 ФИО1 был уведомлен путем включения соответствующей информации в платежный документ за март 2021 года, который был доставлен ему согласно реестру доставки счетов, предоставленному АО «Почта России», 14.04.2021. Факт получения платежного документа, содержащего в своем тексте указанное выше предупреждение, истец не отрицал.

Согласно пункту 119 Правил № 354 одним из способов предупреждения (уведомления) потребителя-должника о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки потребителю данного предупреждения предоставление ему такой коммунальной услуги может быть ограничено/приостановлено, является включение текста уведомления в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги.

Таким образом, ФИО1 в установленном порядке был надлежащим образом уведомлен о предстоящем приостановлении предоставления коммунальной услуги.

В установленный в уведомлении срок от истца денежные средства в счет погашения образовавшейся задолженности не поступили, в связи с чем 25.05.2021 ООО «ССК» приостановило электроснабжение квартиры.

Обращаясь с исковыми требованиями, истец оспаривает наличие задолженности в размере, необходимом для приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, выражает несогласие с расчетом задолженности.

В обоснование указывает, что среднемесячный объем потребления, примененный для расчета платы за коммунальную услугу за период с марта по май 2020 года, определен неверно, его следовало определить исходя из фактического потребления за период с октября 2020 года по март 2021 (6 месяцев), что составит 41,5 кВт в месяц; в связи с введением в действие пункта 80(2) Правил № 354 для расчета платы ответчик должен был применить фактические показания неисправного прибора учета, а не производить начисление по нормативу; для расчета ОДН применена неверная площадь дома и не учтены отрицательные значения ОДН; ответчиком в нарушение пункта 72 Правил № 354 истцу не была предоставлена рассрочка платежа, что привело к неверному определению размера задолженности.

Также истец указал на невозможность замены им неисправного прибора учета после выявления указанного обстоятельства 13.03.2020 в связи с наличием ограничительных мер, установленных с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, а также на ненадлежащее исполнение ООО «ССК» обязанности по своевременной замене прибора учета, поскольку с 01.07.2021 такая обязанность возложена на гарантирующего поставщика, а не на потребителя.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами истца.

Подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что 13.03.2020 сотрудниками ООО «ССК» в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проводилась проверка достоверности передаваемых потребителями показаний индивидуальных приборов учета, в ходе которой установлено, что в отношении квартиры истца у индивидуального прибора учета электрической энергии марки СОЛО , 2003 года выпуска, (далее – ИПУ) в 2019 году истек межповерочный интервал, который составляет 16 лет, в связи с чем на основании подпункта «д» пункта 81 (12) Правил № 354 он считается вышедшим из строя.

С 01.07.2020 введены в действие пункты 80(1) и 80(2) Правил № 354, в соответствии с которыми установка и эксплуатация приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме осуществляются гарантирующим поставщиком.

Пунктом 80 (2) Правил № 354 предусмотрено, что в случае если по состоянию на 01.042020 или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31.12.2021. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80(1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления.

Из положений абзаца 2 пункта 80 (1) Правил № 354, в соответствии с которым гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии вправе до 01.01.2025 осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены, неся обязанность по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил.

Таким образом, право выбора способа организации учета электрической энергии в случае истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии предоставлено гарантирующему поставщику, который вправе проводить как замену приборов учета электрической энергии, так и их поверку, и осуществление поверки прибора учета электрической энергии является правом, а не обязанностью гарантирующего поставщика.

Правила № 354 допускают при истечении интервала между поверками прибора учета электрической энергии провести установку нового прибора учета электрической энергии.

18.06.2021, то есть в нормативно установленные сроки, сотрудниками ООО «ССК» неисправный в связи с истечением межповерчного интервала прибор учета истца был заменен, осуществлена установка и допуск в эксплуатацию нового прибора учета электрической энергии.

Однако, согласно действующей до 01.07.2020 редакции пункта 81 Правил № 354 оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны были быть обеспечены исключительно собственником жилого помещения.

В соответствии с п. 34 (д) Правил № 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Таким образом, потребители самостоятельно следят за сроком поверки индивидуальных приборов учета. По истечении межповерочного интервала собственник помещения в многоквартирном доме был обязан заменить индивидуальный прибор учета или провести поверку ранее установленного прибора учета.

При неисполнении названной обязанности для потребителя возникали негативные последствия в виде применения расчетных способов определения объема потребления при расчете платы за коммунальные услуги: в соответствии с пунктом 59 (а) Правил № 354 в течение трех расчетных периодов, начиная с даты выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, а если такую дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем; далее начисление производится в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 исходя из нормативов потребления.

Установлено, что с марта по май 2020 года расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению производился исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, начиная с июня 2020 года - исходя из норматива потребления коммунальной услуги в размере 125 кВт.

Доводы истца о неверном расчете среднемесячного объема потребления электроэнергии суд отклоняет, поскольку, как следует из представленного ответчиком расчета (приложение к пояснениям от 29.07.2021),

среднемесячный объем потребления за период с 13.03.2020 по 31.03.2020 определен за период с февраля 2019 года по февраль 2020 года, исходя из разницы показаний приборов учета 743, 12 месяцев, рассчитан как произведение среднесуточного расчета и количества дней в периоде и составил 38 кВт*ч;

среднемесячный объем потребления за апрель - май 2020 года определен за период с февраля 2019 года по март 2020 года, разницы показаний 743 и 13 месяцев в периоде, рассчитан как произведение среднесуточного расчета и количества дней в периоде и составил 56 кВт*ч (апрель 2020 года), 57 кВт*ч (май 2020 года), что не противоречит положениями пункта 59 Правил №354, предусматривающим, что плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Начало периода начисления по среднемесячному показателю определено ответчиком верно – с 13.03.2020, то есть с даты выявления неисправного прибора учета.

Таким образом, расчет стоимости электрической энергии произведен в соответствии с требованиями Правил №354.

Также суд не может согласиться с позицией истца о необходимости учета фактических показаний неисправного прибора учета до его замены или поверки. Из буквального толкования приведенных выше положений абзаца 2 пункта 80(1) и пункта 80 (2) Правил № 354 следует, что гарантирующий поставщик обязан использовать показания прибора учета электрической энергии для определения объемов потребления коммунальной услуги с даты истечения интервала между поверками до даты проведения поверки такого прибора учета, то есть в случае, если гарантирующим поставщиком осуществляется поверка прибора учета, а не его замена.

Поскольку ООО «ССК» было принято решение провести замену неисправного прибора учета, оснований для принятия к расчету его показаний не имеется.

Кроме того, факт неисправности прибора учета установлен 13.03.2020, то есть до введения в действие пункта 80(1) и 80(2) Правил № 354, следовательно, при определении объема поставленного коммунального ресурса и расчете платы за электроэнергию ООО «ССК» правомерно руководствовалось нормами, действующими по состоянию на 13.03.2020.

Доводы истца о необходимости использования для расчета показаний неисправного прибора учета в связи с отсутствием у него возможности провести поверку или замену индивидуального прибора учета из-за сложной эпидемиологической ситуации и введения карантина суд не принимает во внимание.

Действительно, в целях снижения риска распространения коронавирусной инфекции Правительством РФ принято постановление от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вступило в силу 06.04.2020) и которым до 01.01.2021 приостановлено действие подпункта «д» пункта 81.12 Правил № 354, в соответствии с которым прибор учета считается вышедшим из строя в случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Однако, как установлено выше, межповерочный интервал прибора учета истца истек в 2019 году, то есть до вступления в силу постановления № 424 и введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, следовательно, истец имел возможность провести поверку или замену прибора учета.

Таким образом, в связи истечением межповерочного интервала прибора учета до вступления в силу постановления N 424, общество правомерно производило расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил № 354, что соответствует позиции Минстроя РФ, который уполномочен давать разъяснения по применению Правил № 354, изложенной в письме от 01.09.2020 N 34716-ОЛ/04 «О расчете платы за коммунальные услуги в случае истечения срока эксплуатации приборов учета».

Признаков недобросовестности в действиях гарантирующего поставщика суд не усматривает.

Оснований для признания расчета неверным в части общедомовых нужд (далее - ОДН) у суда не имеется.

В соответствии с пунктом 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктом 40 Правил № 354, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме плата за коммунальные услуги включает в себя также плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

При определении объема электроэнергии на ОДН, приходящегося на квартиру , Общество руководствовалось имеющейся у нее информацией о площади названного жилого помещения (59,7 кв.м.) и площади всех жилых и нежилых помещений МКД (1 769 кв.м.).

Истец оспаривает применяемый Обществом при расчетах размер общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД, считая его неверным и в подтверждение своей позиции ссылается на площадь, зафиксированную в техническом паспорте, а также на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 10.08.2018 по делу № 2-6812/2018 по иску ФИО1 к ООО «Наш Дом» о защите прав потребителей.

Однако, указанным решением, обжалованным и оставленным без изменения апелляционным определением Вологодского областного суда от 14.11.2018, установлено, что общая площадь дома составляет 1 769 кв.м. В решении суд указал, что согласно техническому паспорту на жилой дом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь всех помещений составляла 1 746,9 кв.м., 03.04.2018 ответчиком был получен новый технический паспорт, согласно которого площадь всех помещений стала равняться 1769 кв.м.

Таким образом, при расчете платы за ОДН общество использовала верную общую площадь всех жилых и нежилых помещений МКД.

Также истец указывает на то, что в периодах, когда объем потребления на ОДН принимал отрицательное значение (март 2019, март 2020, июнь-август 2020, октябрь 2020, декабрь 2020), Ответчик не учитывал его в последующих расчетных периодах.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 46 Правил № 354 плата за электроэнергию, предоставленную за расчетный период на ОДН, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется в том случае, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

С учетом того, что в некоторых расчетных периодах суммарный объем индивидуального потребления превышал объем ресурса, определенный по показаниям ОДПУ, Потребителю не предъявлялась к оплате стоимость электроэнергии на ОДН.

Возможность учета отрицательного значения ОДН в следующих расчетных периодах при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение, предусмотрена абзаца 2 пункта 44 Правил № 354, введенным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» и вступившим в силу с 31.12.2020.

Ранее законодательством, регулирующим правоотношения потребителя и гарантирующего поставщика, не был предусмотрен ни учет отрицательных значений объема ресурса на ОДН при определении объема обязательств потребителей в последующих расчетных периодах, ни возможность перерасчета платы в месяце возникновения отрицательного значения объема ресурса на ОДН.

Таким образом, соответствующая обязанность по учету отрицательных ОДН возникла у Общества только с 31.12.2020, в связи с чем ООО «ССК» обоснованно не учитывало отрицательные значения ОДН в последующих периодах при расчете платы за ОДН.

Далее, пунктом 72 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя в случае, если начисленный размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку путем включения в платежный документ, предоставляемый исполнителем потребителю, наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу. Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка, и взимания за предоставленную рассрочку процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки.

Однако, непредоставление истцу такой возможности само по себе не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку даже при предоставлении рассрочки на условиях, предусмотренных указанных выше пунктом, сумма задолженности составила 1 320 рублей 35 копеек, что превышает сумма 2 месячных размеров платы за предоставляемую потребителю коммунальную услугу по электроснабжению, исчисленную исходя из норматива потребления, (1217 рублей 50 копеек).

Кроме того, истец не отрицал, что не производил оплату услуг в связи с несогласием с порядком начисления платы за коммунальную услугу, в связи с чем оснований полагать, что он имел намерение воспользоваться рассрочкой, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности действий ответчика по приостановлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, поскольку наличие задолженности в размере, превышающем необходимый, подтверждается материалами дела. Оснований для удовлетворения исковых требований как в части признания действий ООО «ССК» незаконными, так и в части взыскания компенсации морального вреда и возложении обязанности восстановить предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении истца не имеется.

Таким образом, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «Северная сбытовая компания» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Вайгачева

Мотивированное решение изготовлено 10.09.2021