ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6234/17 от 06.12.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-6234/2017 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Хабаровск 06 декабря 2017 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.

при секретаре Белой Ю.А.,

с участием:

представителя истца ФИО1,

представителя ответчика МОСП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38,

УСТАНОВИЛ:

Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указал, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления по исполнительным производствам № (взыскатель ФИО37), (взыскатель ФИО43), (взыскатель ФИО36), (взыскатель ФИО35), (взыскатель ФИО34), (взыскатель ФИО33), (взыскатель ФИО9), (взыскатель ФИО44), (взыскатель ФИО8), (взыскатель ФИО7), (взыскатель ФИО6), (взыскатель ФИО12), (взыскатель ФИО11), (взыскатель ФИО10), (взыскатель ФИО16), (взыскатель ФИО5), (взыскатель ФИО15), (взыскатель ФИО14), (взыскатель ФИО13), (взыскатель ФИО20), (взыскатель ФИО19), (взыскатель ФИО18), (взыскатель ФИО17), (взыскатель ФИО25), (взыскатель ФИО24), (взыскатель ФИО23), (взыскатель ФИО22), (взыскатель ФИО21), (взыскатель ФИО32), (взыскатель ФИО4), (взыскатель ФИО3), (взыскатель ФИО31), (взыскатель ФИО30), (взыскатель ФИО29), (взыскатель ФИО28), (взыскатель ФИО45), (взыскатель ФИО26) о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительских сборов в размере 50 000 руб. в связи с отказом добровольно исполнить решение суда, длительным неисполнением исполнительного документа без наличия уважительных причин неисполнения. Министерство считает данные постановления необоснованными и подлежащими отмене по следующим основаниям. Считают, что в данном случае виновное противоправное бездействие министерства в неисполнении решения суда отсутствует. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям - сиротам по итогам аукционов. Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и краевого бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда. В силу Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2006 года № 69-пр, министерство является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных настоящим Положением и постановлением Губернатора края от 25 апреля 2006 г. № 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края". Согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" министерство наделено полномочиями лишь по формированию списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края. В соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01 сентября 2006 года № 136-пр министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в министерство строительства края направляются дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений суда, в том числе на приобщение жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Копии заявок на строительство (приобретение) жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются министерством в министерство образования и науки края. Министерство строительства края в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу закона края о краевом бюджете на очередной год и плановый период доводит до министерства жилищно-коммунального хозяйства края объем бюджетных ассигнований, планируемый на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для граждан отдельных категорий и информирует министерство образования и науки края об объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных краевым бюджетом. Таким образом, министерством в рамках возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, в частности, в министерство строительства края своевременно направлена заявка и дополнительная заявка на строительство (приобретение) жилых помещений для ФИО37, ФИО43, ФИО36, ФИО35, ФИО34, ФИО33, ФИО9, ФИО44, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО16, ФИО5, ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО20, ФИО19, ФИО18, ФИО17, ФИО25, ФИО24, ФИО23, ФИО22, ФИО21, ФИО32, ФИО4, ФИО46, ФИО31, ФИО30, ФИО29, ФИО28, ФИО27, ФИО26 В связи с чем в действиях министерства отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора. Аналогичная правовая позиция содержится в апелляционных определения Хабаровского краевого суда от 18.05.2016 № 33а-3229/2016 и 27.07.2016 № ЗЗа-5804/2016.33-5134/2017. Следовательно, основания для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора отсутствовали, в связи с чем данное постановление подлежит отмене. Просят суд освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительских сборов вынесенных ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам № (взыскатель ФИО37), (взыскатель ФИО43), (взыскатель ФИО36), (взыскатель ФИО35), (взыскатель ФИО34), (взыскатель ФИО33), (взыскатель ФИО9), (взыскатель ФИО44), (взыскатель ФИО8), (взыскатель ФИО7), (взыскатель ФИО6), (взыскатель ФИО12), (взыскатель ФИО11), (взыскатель ФИО10), (взыскатель ФИО16), (взыскатель ФИО5), (взыскатель ФИО15), (взыскатель ФИО14), (взыскатель ФИО13), (взыскатель ФИО20), (взыскатель ФИО19), (взыскатель ФИО18), (взыскатель ФИО17), (взыскатель ФИО25), (взыскатель ФИО24), (взыскатель ФИО23), (взыскатель ФИО22), (взыскатель ФИО21), (взыскатель ФИО32), (взыскатель ФИО4), (взыскатель ФИО3), (взыскатель ФИО31), (взыскатель ФИО30), (взыскатель ФИО29), (взыскатель ФИО28), (взыскатель ФИО45), (взыскатель ФИО26), на основании отсутствия в действиях министерства виновных противоправных действий (бездействий) в неисполнении решения суда.

Третьи лица надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

Учитывая, что оснований для отложения разбирательства по делу не имеется, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предприняты все действия для исполнения решений судов. Кроме направления заявок у Министерства не имеется больше мер воздействия на Министерство строительства Хабаровского края.

В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по Хабаровскому краю, МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО48 исковые требования не признала и пояснила, что должником Министерство ЖКХ по Хабаровскому краю требования исполнительных документов не были исполнены. Доводы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о сложности исполнения решений суда, об особой процедуре приобретения жилья, длительности данного процесса, что, по мнению представителя Министерства ЖКХ Хабаровского края свидетельствуют об уважительности причин неисполнения судебного акта, считают несостоятельными так как право гражданина на получение жилого помещения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жилыми помещениями иных очередников, от процедуры приобретения жилого помещения. Отсутствие свободных жилых помещений - само по себе не может являться основанием для неисполнения судебного решения. Со дня вступления решений судов в законную силу каких-либо вариантов жилых помещений взыскателям не предлагалось. Считает, что оснований для освобождения должника от взыскания исполнительских сборов не имеется.

Выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.

В соответствии с положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 105 ФЗ « Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его в размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, как следует из ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).

Судом установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО46 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО7 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО8 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО44 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО9 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО10 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г. возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО11 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО12 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО13 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО14 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО15 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО16 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО17 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО18 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО19 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО20 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО21 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО22 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО23 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО49 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО25 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО26 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО27 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО28 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО29 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО30 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО32 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО33 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО34 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО35 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО36 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО37 благоустроенное жилое помещение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить ФИО38 благоустроенное жилое помещение.

Копии постановлений о возбуждении исполнительного производства направлены должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с установлением срока для добровольного исполнения - 5 дней, предупреждением о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения.

Из материалов исполнительных производств следует, что требования судебного пристава-исполнителя должником министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в установленный постановлениями о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения выполнены не были.

В соответствии с информационными письмами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края приставу-исполнителю сообщалось, что свободные жилые помещения в государственном жилищном фонде края отсутствуют, направлены заявки на приобретение квартир ФИО37, ФИО43, ФИО36, ФИО35, ФИО34, ФИО33, ФИО9, ФИО44, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО16, ФИО5, ФИО15, ФИО14, ФИО13, ФИО20, ФИО19, ФИО18, ФИО17, ФИО25, ФИО24, ФИО23, ФИО22, ФИО21, ФИО32, ФИО4, ФИО46, ФИО31, ФИО30, ФИО29, ФИО28, ФИО27, ФИО26 в министерство строительства Хабаровского края.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 22.11.2016 г. по исковому заявлению ФИО38 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения отказано.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих исполнение судебных решений судебному приставу – исполнителю должником представлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем вынесены постановления по вышеуказанных исполнительным производствам о взыскании исполнительского сбора с должника – министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в размере 50000 руб.

Основанием для вынесения обжалуемых постановлений явилось неисполнение должником указанных решений судов.

Должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительных документов ДД.ММ.ГГГГ

Должником не представлено доказательств того, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вступления решений суда в силу. Обращение должника с заявкой в Министерство строительства Хабаровского края на приобретение квартир для взыскателя и последующее ожидание приобретения соответствующих квартир не свидетельствует о принятии должником всех необходимых мер для исполнения судебных решений, находящихся в рамках его полномочий.

Вместе с тем, решения судов о предоставлении взыскателям жилых помещений вступили в законную силу, отсрочка исполнения решений судом не предоставлялась, жилые помещения не предоставлены.

На день вынесения обжалуемого постановления требования исполнительного документа не исполнены.

В ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен перечень обстоятельств, наличие которых является обязательным, совокупность которых предоставляет право судебному приставу-исполнителю взыскать исполнительский сбор: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Поскольку судебным приставом-исполнителем были установлены указанные обстоятельства, им обоснованно вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора.

С учетом изложенного, исковое заявление министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Дата принятия решения суда в окончательной форме 11 декабря 2017 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: Судья Королева И.А.