ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6235-18 от 10.08.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-6235-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 10 августа 2018 года.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Степановой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ответчикам Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании жилищной субсидии, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд к ответчикам Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с иском о взыскании жилищной субсидии мотивируя свои требования тем что истец с ____ проживал и работал в ____ и имел там двухкомнатную квартиру по ____, постановлением Правительства РС (Я) от ________ был закрыт и исключен из учетных данных административно-территориального деления РС (Я). Решением администрации ____ РС (Я) от ____ истец был поставлен на учет для получения жилищной субсидии за счет средств Российской Федерации в связи с ликвидацией населенного пункта. Решением Верхоянского районного суда РС (Я) от ____ признано право истца ФИО1 на получение жилищной субсидии, администрацию МО «Верхоянский район» суд обязал включить истца в список граждан имеющих право на получение жилищных субсидий в первую очередь. ____ комиссией Правительства РС (Я) принято решение включить истца в список граждан изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2013 году, в сводном списке на 2013 год по закрытому поселку ____ Республики Саха (Якутия) указано что истец поставлен на учет ____ для получения жилья в Подмосковье на состав семьи один человек, до настоящего времени истец не обеспечен жильем, нарушены его конституционные права на жилье, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос взыскать с ответчиков жилищную субсидию в размере 1 797 807 рублей, а также государственную пошлину уплаченную в доход государства.

В судебное заседание истец ФИО1 надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без его участия.

В ходе судебного заседания представитель истца по доверенности ФИО2 привела суду доводы изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить заявленный иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО3 суду пояснил что решений органов государственной власти Республики по согласованию с Правительством РФ о закрытии населенных пунктов не имеется, в связи с чем просил суд в удовлетворении иска отказать.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации по доверенности ФИО4 суду пояснила что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем просила суд в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО5 просил суд в удовлетворении иска отказать, поскольку в настоящее время не разработан механизм реализации программы.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 с ____ проживал и работал в ____ и имел там двухкомнатную квартиру по ____.

В судебном заседании также установлено, что Постановлением Правительства РС(Я) от 08.05.1997 N 181 "О неотложных мерах по комплексному решению проблем золотодобывающей отрасли" Министерству экономики, Министерству промышленности, Министерству финансов совместно с администрациями Оймяконского, Усть-Майского, Верхоянского, Усть-Янского, Томпонского улусов и ФПК "Сахазолото" поручено приступить к закрытию ____

Из материалов дела также следует, что решением администрации ____ РС (Я) от ____ истец был поставлен на учет для получения жилищной субсидии за счет средств Российской Федерации в связи с ликвидацией населенного пункта. Решением Верхоянского районного суда РС (Я) от ____ признано право истца ФИО1 на получение жилищной субсидии, администрацию МО «____» суд обязал включить истца в список граждан имеющих право на получение жилищных субсидий в первую очередь.

Из представленного суду протокола комиссии Правительства РС (Я) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации № 5 от 30 августа 2012 года усматривается что истец включен в список граждан изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2013 году, в сводном списке на 2013 год по закрытому поселку ____ указано что истец поставлен на учет ____ для получения жилья в Подмосковье на состав семьи один человек

Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 о взыскании жилищной субсидии по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты).

Согласно ст. 3 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в перечне подпрограмм которой указаны мероприятия по реализации Закона о жилищных субсидиях (далее Подпрограмма).

Согласно Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" право на получение социальных выплат, в числе прочих категорий, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из городов, поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (ст. 4 Закона).

Таким образом, право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий удостоверяется государственным жилищным сертификатом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Реализация права на получение жилищного сертификата зависит от наличия или отсутствия финансирования расходов.

В судебном заседании также установлено, что государственные жилищные сертификаты в связи с закрытием населенных пунктов в Республику Саха (Якутия) в 2012-2013 гг. не поступали.

Поскольку предоставление жилищных субсидий является расходным обязательством Российской Федерации, вопрос о предоставлении ФИО1 государственного жилищного сертификата в связи с закрытием ____ должен решаться после выделения средств из федерального бюджета.

Предоставление жилищных сертификатов участникам Подпрограммы средств социальной выплаты в ином порядке не соответствовало бы ее целевому назначению, противоречило бы бюджетному законодательству и условиям Подпрограммы.

Требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения и порядок реализации, вправе, как это следует из статей 37 (ч. 3), 40 и 71 (п. "в", "е", "з") Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 38-О).

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 к ответчикам Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании жилищной субсидии.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1 к ответчикам Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании жилищной субсидии, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья ___ В.И.Лиханов

___

___

___

___