ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-623/18 от 27.12.2018 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2018 года <адрес>

Сковородинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,

при секретаре ФИО2,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации Джалиндинского сельсовета <адрес> о возложении обязанности, произвести аннулирование адресов присвоенным домам: <адрес> и провести мероприятия, связанные с разбором (сносом) домов, находящихся по адресам: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением к Администрации Джалиндинского сельсовета <адрес> о возложении обязанности обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет недвижимое имущества в качестве бесхозяйственного и принять меры по его государственной регистрации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией Джалиндинского сельсовета федерального законодательства о муниципальной собственности, прокуратурой <адрес> установлено следующее.

В соответствии с п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся в частности вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Так, согласно п. 1 и п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно ст. ст. 219, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу ст.ст. 130 - 131, 164 ГК РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и соответственно единственным основанием для распоряжения им.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Согласно п.1 ч.1 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

То есть данная норма предписывает органам местного самоуправления принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

В свою очередь, Порядок принятия на учет регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", где в п. 5 предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

При этом, законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Таким образом, администрация Джалиндинского сельсовета является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, орган местного самоуправления обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

В ходе проведения настоящей проверки прокуратурой района установлено, что 22.06.2018 администрацией Джалиндинского сельсовета предоставлен ответ на требования прокуратуры района, исходя из которого следует, что администрацией Джалиндинского сельсовета с 01.06.2018 по 01.09.2018 в соответствии с постановлением от 04.05.2018 № 33, на территории указанного сельсовета проводится инвентаризация дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, предоставленных для их размещения.

По окончанию проведения инвентаризации в прокуратуру района будет предоставлен полный перечень заброшенных домов (земельных участков), по которым отсутствуют сведения о собственниках или владельцах.

Между тем, прокуратурой района установлено, что, исходя из п. 2.1.2 вышеуказанного постановления от 04.05.2018 № 33 следует, что инвентаризационная комиссия представляет главе муниципального района в течение 10 рабочих дней со дня окончания инвентаризации результаты проведения инвентаризации объектов и перечень бесхозяйного имущества (датой окончания проведения инвентаризации является 01.09.2018, то есть предоставление вышеуказанной информации должно было произойти до 14.09.2018, что в свою очередь не сделано).

По состоянию на 14.11.2018 год инвентаризационной комиссией Джалиндинского сельсовета действенных мер по установлению собственников, владельцев заброшенных домов и земельных участков, не принято по адресам: <адрес> (жилые дома и земельные участки бесхозяйными не признавались, не заносились в реестр муниципального имущества муниципального образования Джалиндинский сельсовет), а также работа по <адрес> и Таежный, Джалиндинского сельсовета, не проведена.

Данные обстоятельства говорят о том, что со стороны администрации Джалиндинского сельсовета работа в данном направлении осуществляется не на должном уровне, что может привести к негативным последствиям в виде возникновения пожаров в данных домах, скоплению в них антисоциальных личностей и в целом захламлению указанных домов, что также негативно отразится на земельных участках, на которых расположены вышеуказанные дома.

В связи с чем, просили суд обязать администрацию Джалиндинского сельсовета, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет вышеуказанного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного и принять меры по его государственной регистрации.

Старший помощник прокурора Сковородинского района Гулянов Д.Н. в судебном заседании уточнил исковые требования и просит суд обязать администрацию Джалиндинского сельсовета <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ произвести аннулирование адресов присвоенным домам: <адрес> и провести мероприятия, связанные с разбором (сносом) домов, находящихся по адресам: <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Джалиндинского сельсовета <адрес>ФИО4 исковые требования прокурора <адрес> признает в полном объеме, со сроком, установленным в исковом заявлении прокурора согласна.

Судом исследованы представленные документы:

Из ответа администрации Джалиндинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 01.06.2018г по ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с постановлением от 04.05.2018г , на территории муниципального образования <адрес> проводится инвентаризация дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, предоставленных для их размещения. По состоянию на 22.06.2018г. выявлены следующие заброшенные дома (земельные участки) в поселении, по которым отсутствуют сведения о собственнике/владельце: <адрес>, по результатам окончания инвентаризации будет предоставлен полный перечень заброшенных домов (земельных участков) на территории <адрес>, по которым отсутствую сведения о владельце. Также по окончанию инвентаризации будет проведена работа о признании в качестве бесхозяйного имущества и постановке в муниципальное имущество на учет.

Из требования прокурора Сковородинского района от 09 ноября 2018 года видно, что прокурор Сковородинского района просит главу Джалинсдинского сельсовета не позднее 14.11.2018 года сообщить: результаты инвентаризации с указанием полного перечня заброшенных домов (земельных участков) на территории Джалиндинского сельсовета, по которым отсутствуют сведения о собственниках и (или) владельцев; указать какая проведена работа администрацией Джалиндинского сельсовета в текущем году о признании в качестве бесхозяйного имущества и постановке в реестр муниципального имущества на учет (кадастровые номера, адреса); приобщить ответы Росреестра на запросы администрации Джалиндинского сельсовета по установлению собственников/владельцев заброшенных домов и земельных участков.

Согласно постановлению Администрации Джалиндинского сельсовета №33 от 04 мая 2018 года о проведении инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения следует, что утвержден состав комиссии по проведению инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения. Утвержден прилагаемый Порядок деятельности инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения.

Из актов технического обследования зданий, расположенных по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что дальнейшая эксплуатация зданий невозможна, годных материалов к реконструкции нет.

Из актов технического обследования зданий, расположенных по адресу: <адрес>, 2, <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что дальнейшая эксплуатация здания невозможна, годных материалов к реконструкции нет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что прокурором <адрес> проведена проверка в ходе, которой установлено, что администрацией Джалиндинского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, на территории указанного сельсовета проводится инвентаризация дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, предоставленных для их размещения.

Из актов технического обследования зданий, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>, 2, <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что дальнейшая эксплуатация зданий невозможна, годных материалов к реконструкции нет.

В соответствии с п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся в частности вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Так, согласно п. 1 и п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Объект адресации - это один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Единые правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также требования к структуре адреса установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1221.

П.6 Правил установлено, что присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

Пунктами 14 - 17 Правил предусмотрено, что аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях: прекращения существования объекта адресации; отказа в осуществлении кадастрового учета объекта адресации по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"; присвоения объекту адресации нового адреса.

Аннулирование адреса объекта адресации в случае прекращения существования объекта адресации осуществляется после снятия этого объекта адресации с кадастрового учета, за исключением случаев аннулирования и исключения сведений об объекте адресации, указанных в частях 4 и 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", из государственного кадастра недвижимости.

Аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается.

Аннулирование адресов объектов адресации, являющихся преобразуемыми объектами недвижимости (за исключением объектов адресации, сохраняющихся в измененных границах), осуществляется после снятия с учета таких преобразуемых объектов недвижимости. Аннулирование и повторное присвоение адресов объектам адресации, являющимся преобразуемыми объектами недвижимости, которые после преобразования сохраняются в измененных границах, не производится.

Таким образом, вышеприведенными Правилами предусмотрена определенная административная процедура аннулирования адреса объекта недвижимости, отнесенная к компетенции уполномоченного органа местного самоуправления.

В судебном заседании из фототаблице, актов технического обследования зданий, а также показаниями представителя ответчика Администрации Джалиндинского сельсовета Сковородинского райно установлено, что дома расположенные по адресам: <адрес>, фактически не существуют и не пригодны для проживания.

В связи с вышеизложенным, с учетом позиции ответчика Администрации Джалиндинского сельсовета <адрес>, суд считает, что усматриваются основания для удовлетворения искового заявления прокурора <адрес>.

На основании ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает срок для устранения недостатков, указанных в исковом заявлении прокурором <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, достаточным для устранения Администрации Джалиндинского сельсовета <адрес> выявленных нарушений.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Джалиндинского сельсовета <адрес> о возложении обязанности, произвести аннулирование адресов присвоенным домам: <адрес> и провести мероприятия, связанные с разбором (сносом) домов, находящихся по адресам: <адрес>, удовлетворить.

Обязать Администрацию Джалиндинского сельсовета <адрес> произвести аннулирование адресов присвоенным домам: <адрес> и провести мероприятия, связанные с разбором (сносом) домов, находящихся по адресам: <адрес>, в срок до 01 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

Председательствующий Е.Ю. Сушко