ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-623/20 от 15.10.2020 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пестрецова Н.А.,

при помощнике судьи Юняевой Г.С.,

с участием прокурора Мамаевой А.О.,

представителя ответчика - филиала АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА по доверенности ФИО2,

рассмотрев в помещении Алексинского городского суда Тульской области в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-623/2020 по иску Алексинского межрайонного прокурора к филиалу АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о приведении защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,

установил:

Алексинский межрайонный прокурор Тульской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к филиалу АО НПО «Тяжпромарматура» - АЗТПА об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. В обоснование заявленных требований указал, что АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА и ТУ Росимущества в Тульской области заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества защитных сооружений гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Согласно указанному договору ответчик принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, являющееся государственной собственностью Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>. Межрайонной прокуратурой в феврале 2020 года совместно с представителем ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам УНДиПР МЧС России по Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что объекты гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, находящиеся на праве оперативного управления у АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. По результатам рассмотрения представления прокурора, ответчиком не принят весь комплекс мер по содержанию защитных сооружений в надлежащем состоянии, что и послужило поводом для обращения в суд.

С учетом уточнения, истец просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести защитные сооружения гражданской обороны , , в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны: произвести окрашивание поливинилацетатными красками стен и потолков помещений фильтровентиляционных камер, исключить попадание влаги в регенеративные установки (патроны) и воздуховоды установок в защитных сооружениях , , , оборудовать нарами (двухъярусными или трехъярусными) в необходимом количестве для размещения укрываемых защитное сооружение .

В судебном заседании прокурор Мамаева А.О. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточненных исковых требований.

Представитель ответчика АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав свои письменные возражения по иску.

Представитель ответчика Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не явился, о месте и времени слушания дела судом извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации МО город Алексин, действующий на основании доверенности ФИО3, не явился о месте и времени слушания дела судом извещен надлежащим образом.

С учётом положений ст.167 ГПК РФ и мнения присутствующих лиц, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и других объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания укрытий и других объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 14 данного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны к готовности укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны , зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003 № 4317.

В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учете сооружений гражданской обороны.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны соблюдаться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность переводы его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Аналогичные требований содержатся и в пункте 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации от 21.09.2005 № 7032.

В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны, относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены Положением о гражданской обороне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации «О гражданской обороне» от 26.11.2007 № 804 (далее - Положение).

Пунктом 10 указанного Положения основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 раздела 3 приложения №1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020 « О разграничении государственной собственности в Россий Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр федерального имущества.

Судом установлено, что объекты недвижимого имущества по адресу: <адрес> и <адрес>, а именно: защитное сооружение (мобилизационное имущество) (РНФИ , дата ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь 198 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>; здание общежития (лит. А, под A, a, al), с инженерными сетями лит. II, III, IV, V (, дата ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь 5399,2 кв. м.), расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение (защитное сооружение в административно-бытовом корпусе сталелитейного цеха (мобилизационное имущество) (, дата ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь 1175,8 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение (Защитное сооружение в административно-бытовом корпусе сталелитейного цеха (мобилизационное имущество) (, дата ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь 1020,6 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение (защитное сооружение в общежитии) (, дата ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь 174,8 кв. м.), расположенное по адресу: <адрес>, учтены Межрегиональным территориальным управлением Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях как имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации.

Между ОАО «Тяжпромарматура» и территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Тульской области в марте 2005 года заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. Согласно данному договору предприятие ОАО «Тяжпромарматура» - правопредшественник ответчика принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной защиты и имущество гражданской обороны: средства, связанные с оповещением гражданской обороны, средства защиты гражданской обороны по предшествующему реестру 07100877, 07100877, 07100877. При этом предприятие обязуется, кроме прочего, сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию в соответствии с требовании нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

Алексинской межрайонной прокуратурой совместно с представителем ОНД и ПР по Алексинскому и Заокскому районам УНДиПР МЧС России по Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне филиала АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА и установлено, что объекты гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями законодательства, в адрес директора филиала АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА внесено представление, а также постановлением мирового судьи судебного участка Алексинского судебного района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ начальник бюро по надзору и контролю ГО и ЧС ООТ АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА ФИО1. признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

При этом факт ненадлежащего содержания вверенных объектов гражданской обороны должностным лицом ответчика при рассмотрении дела об административном правонарушении не отрицался, обязанность по их содержанию не оспаривалась.

ДД.ММ.ГГГГ Алексинской межрайонной прокуратурой с целью контроля за устранением выявленных нарушений, проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что до настоящего времени филиалом АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА не приято должных мер по надлежащему содержанию объектов гражданской обороны, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: защитные сооружения , , : защитно-герметические двери защитных сооружений (используемых в мирное время) не прикрыты съемными легкими экранами или щитами, стены и потолки в помещении фильтровентиляционной камеры не окрашены поливинилацетатными красками, допущено попадание влаги в регенеративные установки (патроны) и воздуховоды установок; в защитном сооружении температура в помещениях не соответствует требованиям проекта и защитное сооружение не оборудовано нарами в необходимом количестве для размещения укрываемых.

Из материалов дела следует, что до настоящего времени филиалом АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА не приято должных мер по надлежащему содержанию объектов гражданской обороны, данный факт не отрицался представителем филиала АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА.

С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что филиал АО НПО «Тяжпромарматура»-АЗТПА обязан привести защитные сооружения гражданской обороны , , в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, тогда как заявленный истцом срок для устранения недостатков, - до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным.

Довод представителя ответчика по доверенности ФИО2 о АО НПО «Тяжпромарматура» является правообладателем спорных объектов гражданской обороны, поскольку акт об их передаче с Росимуществом не составлялся, право собственности на них не регистрировалось, что исключает обязанность по их содержанию, не принимается судом по следующим основаниям.

Согласно ответу АО НПО «Тяжпромарматура» исх. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда здание, расположенное по адресу: <адрес> котором расположены объекты гражданской обороны , было передано правопредшественнику ответчика в 1992 году на основании приватизации Алексинского завода «Тяжпромарматура», право собственности на указанное здание зарегистрировано в установленном порядке. Здание по адресу: <адрес> состав приватизируемого имущества не вошло, однако числится на балансе у ответчика.

В период с 2008 года по 2016 ответчик неоднократно проверялся должностными лицами на предмет содержания объектов гражданской обороны по указанным адресам.

В связи с ненадлежащим содержанием указанных объектов должностные лица ответчика привлекались по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановления вступили в законную силу ответчиками не обжаловались, что свидетельствует, о фактическом признании обязанности по содержанию спорных объектов гражданской обороны.

В пункте 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом Государственной программы приватизации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу, наряду с другими объектами относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны.

С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (приложение к Положению ).

Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.

Обязанное лицо или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании ст. 699 ГК РФ. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации для прекращения обременения, согласно которой обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае: отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте; невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.

Таких оснований по делу не установлено.

Иные доводы представителя ответчика не принимаются судом, поскольку не имеют существенного значения и на существо принимаемого решения повлиять не могут.

Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Запрашиваемый истцом срок суд считает разумным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Алексинского межрайонного прокурора к филиалу АО НПО «Тяжпромарматура» -АЗТПА удовлетворить.

Обязать филиал АО НПО «Тяжпромарматура» - АЗТПА в срок до 01.01.2023 произвести окрашивание поливинилацетатными красками стен и потолков помещений фильтровентиляционных камер, исключить попадание влаги в регенеративные установки (патроны) и воздуховоды установок в защитных сооружениях , , .

Оборудовать нарами (двухъярусными или трехъярусными) в необходимом количестве для размещения укрываемых защитное сооружение .

Взыскать с филиала АО НПО «Тяжпромарматура» - АЗТПА в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 6000 рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Пестрецов

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 20.10.2020 года.

Председательствующий