ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-623/2016 от 16.06.2016 Наримановского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи: Ивановой Е.А.,

при секретаре: Замятиной А.П.,

с участием:

истца Батыровой Н.Е., её представителя Ереминой В.Д.,

представителя ответчика администрации муниципального образования

«<адрес>» <адрес> Шукургалиевой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батыровой Н.Е. к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и администрации муниципального образования «Прикаспийский сельсовет» <адрес> о возложении обязанности включить в список граждан на получение муниципального жилья по федеральной программе переселения из аварийного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Батырова Н.Е. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в котором просит обязать ответчика включить её в Список граждан, подлежащих переселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования «<адрес>» с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2017 года».

В обоснование своего требования Батырова Н.Е. указала, что с <данные изъяты> года проживает и оплачивает жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес> Зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Вселение в данное жилое помещение произошло на основании устного распоряжения Главы сельсовета, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма данного жилого помещения. Дом, в котором находится названное жилое помещение, в 2011 году признан аварийным. ДД.ММ.ГГГГ на собрании в <адрес> оглашался список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, в котором под номером «три» значилась и она. Позже она узнала, что жильем обеспечена не будет, поскольку она не включена в Список на получение муниципального жилья по программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда МО «Прикаспийский сельсовет», так как в него включены лишь лица, проживающие и состоящие на регистрационном учете в аварийном жилом доме по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Считая, что отсутствие регистрации по месту жительства, не является основанием для нарушения права на получения жилья взамен аварийного, Батырова Н.Е. просит обязать ответчика включить её в Список граждан, подлежащих переселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования «<адрес>» с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2017 года».

Батырова Н.Е. и её представитель Еремина В.Д. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении, и просили суд обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> включить Батырову Н.Е. в Список граждан, подлежащих переселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования «<адрес>» с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2017 года».

Шукургалиева З.Р. возражала против удовлетворения иска Батыровой Н.Е., указав, что оспариваемый список формировался администрацией «Прикаспийский сельсовет» <адрес>. Вносить в данный список изменения администрация района не вправе. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства <адрес>, в 2013-2017 годах». Данной программой утверждены перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, срок переселения граждан, объем долевого финансирования, общая площадь аварийного жилищного фонда, в связи с чем, данными программами не предусмотрена дополнительная площадь, которая могла быть предоставлена Батыровой Н.Е. Кроме того, Батырова Н.А., продав принадлежащую ей ранее жилую квартиру, намеренно ухудшила свои жилищные условия, что в соответствии с требованиями жилищного законодательства, является основанием для отказа ей в течение 5 лет быть поставленной на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении муниципального жилья. Шукургалиева З.Р. просила Батыровой Н.Е. в иске отказать.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Прикаспийский сельсовет» <адрес>, привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Из объяснений представителя ответчика администрации муниципального образования «Прикаспийский сельсовет» <адрес>, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, следует, что администрация сельсовета не вправе включить в оспариваемый список истца, поскольку на момент признания жилого дома аварийным, она не состояла в нём на регистрационном учете. Каких-либо протоколов жилищных комиссий МО «Прикаспийский сельсовет» <адрес> о предоставлении жилых помещений в аварийном доме, не сохранилось.

Суд в судебном заседании, выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетеля, пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством с 1 января 2015 г. возложены на органы местного самоуправления муниципального района.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Частью 3 ст. 16 Закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Постановлением администрации муниципального образования «Прикаспийский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ за -а многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации муниципального образования «Прикаспийский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГв граждане, проживающие в аварийном жилом доме по <адрес>, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования «Прикаспийский сельсовет» на 2014 год и перспективу на 2016-2017 годы».

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за утвержден список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилого фонда по адресу <адрес> в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования «<адрес>» с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013-2017 годы».

На основании вышеизложенных требований закона, а также положений принятых нормативных актов органов местного самоуправления, у ответчиков возникла обязанность предоставления благоустроенного жилого помещения взамен имеющегося и находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным, лишь в отношении граждан, проживающих в нем на дату признания дома аварийным (ДД.ММ.ГГГГ) по условиям социального найма.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей, суд пришел к выводу о том, что Батырова Н.Е. к категории названных граждан не относиться.

Как пояснила в судебном заседании истец Батырова Н.Е., она проживает в жилом доме по <адрес>, с 2003 г. постоянно, оплачивает коммунальные услуги. Другого жилья она не имеет, поскольку имеющееся ранее у неё жильё она продала в 2003 году администрации «Прикаспийский сельсовет» для муниципальных нужд (вселения участкового уполномоченного полиции ФИО8), в связи с чем, ей и было предоставлено жилье в доме по <адрес>. Более того, в 2012 г. с ней был заключен договор социального найма занимаемого жилого помещения.

Изложенным истцом доводы противоречат установленным судом обстоятельствам.

Так в судебном заседании установлено, что Батырова Н.Е. проживала в <адрес>.

Данное жилое помещение на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», Агрофирмой «Прикаспийская» передано истцу и её супругу ФИО5 безвозмездно в собственность. На основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ, истец наравне со своей дочерью ФИО6, унаследовала оставшуюся после смерти ФИО5, 1/2 долю названной квартиры, в равных долях.

Таким образом, Батырова Н.Е. имела в собственности ? доли <адрес>.

После регистрации права собственности на вышеуказанною квартиру, ДД.ММ.ГГГГ Батырова Н.Е. зарегистрировалась в ней по месту жительства.

На основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГг., названную квартиру Батырова Н.Е. и её дочь ФИО6, через доверенное лицо, продали ФИО7

Данный договор купли-продажи зарегистрирован в установленном законом порядке.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела правоустанавливающих документов Наримановского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (условный .

При таких обстоятельствах представленная истцом Батыровой Н.Е. справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная организацией технической инвентаризации в том, что она в приватизации занимаемого жилья не участвовала, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 показал, что действительно ранее работал в ОМВД <адрес> участковым уполномоченным полиции и обслуживал административный участок – <адрес>. При этом жилья он не имел. Ему стало известно, что Батырова Н.Е. продает принадлежащую ей квартиру по <адрес> для того, чтобы помочь своему сыну приобрести жильё в <адрес>. Он обращался к Главе МО «Прикаспийский сельсовет» с просьбой приобрести для него данную квартиру. Однако Глава сельсовета ему отказал, в связи с чем, он решил приобрести данную квартиру за собственные деньги. Он передал деньги Батыровой Н.Е., а она зарегистрировала его в данной квартире, после чего он с семьей переехал в квартиру. Батырова Н.Е., как ему известно, с указанного времени проживала в доме по <адрес>. ФИО8 также показал, что никаких письменных договором относительно сделки купли-продажи он с Батыровой Н.Е. не заключал. Впоследствии он перепродал данную квартиру ФИО7, который в настоящее время и является собственником квартиры.

Свидетель ФИО9 показал, что ранее являлся Главой администрации МО «Прикаспийский сельсовет» <адрес>.

Жилой дом по <адрес> признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ Списки лиц, подлежащих переселению из аварийного жилого дома, составлялись на основании сведений похозяйственной книги о регистрации в нем данных лиц. Ссылка в постановлении в от ДД.ММ.ГГГГ на протокол общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, является допущенной опиской. Батырова Н.Е., на дату признания дома аварийным, хотя и проживала в данном жилом доме, зарегистрированной в нем не была. Впоследствии, уже ДД.ММ.ГГГГ. от имени МО «Прикаспийский сельсовет» он заключил с Батыровой Н.Е., по просьбе последней, договор социального найма занимаемого жилого помещения и дал согласие на её регистрацию в нём.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно абз. 8 ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Статья 3 вышеуказанного Закона РФ обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 N 713, место жительства физического лица, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.

При таких обстоятельствах доводы Батыровой Н.Е. о том, что жилая комната в доме по <адрес> была предоставлена ей для проживания в связи с изъятием у неё жилой квартиры для муниципальных нужд, не нашли своего подтверждения.

Батырова Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ. имела в собственности благоустроенное жильё. Вселение в принадлежащую ей квартиру ФИО8, и получение от него денег, без оформления каких-либо документов, лишь свидетельствует о её намерении продать квартиру.

Согласно статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а равно являющиеся собственниками или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как установлено в судебном заседании Батырова Н.Е. продала принадлежащую ей благоустроенную квартиру ДД.ММ.ГГГГ намеренно ухудшив тем самым свои жилищные условия. Названное обстоятельство в силу положений ст. 53 ЖК РФ является препятствием для заключения с ней договора социального найма жилого помещения в течение 5 лет после продажи квартиры.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что Батырова Н.Е. не представила суду доказательств, подтверждающих законность её проживания в жилом помещении в доме по <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, когда с ней заключен договор социального найма жилого помещения.

Несостоятельными суд признает и доводы истца о том, что она, проживая в жилом помещении по <адрес>, регулярно оплачивала коммунальные услуги, поскольку из представленной справки б/н и даты, выданной МУП ЖКХ МО «Прикаспийский сельсовет», следует, что Батырова Н.Е. произвела оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как принято решение о переселении граждан из аварийного жилого дома.

Более того, как пояснила в судебном заседании истец Батырова Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года она работает в Клинической больнице <адрес>, и проживает в предоставленном больницей служебном жилом помещении.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оснований для включения Батыровой Н.Е. в Список граждан, подлежащих переселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования «<адрес>» с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013- 2017 года» не имеется, поскольку на дату признания жилого дома, расположенного по <адрес>, аварийным, с ней не был заключен в установленном законом порядке договор социального найма жилого помещения, в данном жилом помещении она на регистрационном учете не состояла, законных оснований для проживания в нем у неё не имелось.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Батыровой Н.Е. в иске к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и администрации муниципального образования «Прикаспийский сельсовет» <адрес> о возложении обязанности включить в Список граждан на получение муниципального жилья по федеральной программе переселения из аварийного жилья – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Астраханский областной суд, через районный суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.А. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2016 г.

Судья