ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-623/2021 от 08.10.2021 Труновского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 октября 2021 года село Донское

Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Кухарева А.В.

при секретаре Короленко М.В.,

с участием помощника прокурора Труновского района Ставропольского края Оганесовой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Труновского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства,

установил:

<адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ ООШ , просил обязать МКОУ ООШ в течение 2 месяцев со дня вынесения судебного решения разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> в МКОУ ООШ в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой в МКОУ ООШ выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившиеся в непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции, а именно: не обеспечено сотрудничество с правоохранительными органами, не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, не определен порядок уведомления работодателя о фактах обращения к сотрудникам учреждения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции, что негативно отражается на авторитете организации и увеличивает степень подверженности коррупционным рискам всех связанных с ее деятельностью лиц.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 исковые требования прокурора поддержала.

Ответчик - МКОУ ООШ о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, указав, что не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б», «в» п. 2 ст. 1 Закона -Ф3).

В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ мерами по предупреждению коррупции, которые организации обязаны разрабатывать и принимать, являются: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального
закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона -
ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.

Согласно Методическим рекомендациям, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

В силу ч. 5 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой, установлено, что в МКОУ ООШ выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившиеся в непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции, а именно: не обеспечено сотрудничество с правоохранительными органами, не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, не определен порядок уведомления работодателя о фактах обращения к сотрудникам учреждения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Таким образом, нарушение требований федерального законодательства по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции, что негативно отражается на авторитете организации и увеличивает степень подверженности коррупционным рискам всех связанных с ее деятельностью лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если такие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая характер действий, которые необходимо совершить для исполнения решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения решения – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Труновского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства удовлетворить.

Обязать МКОУ ООШ в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда исполнить требования законодательства о противодействии коррупции: разработать и принять меры по предупреждению коррупции в МКОУ ООШ : установить сотрудничество с правоохранительными органами, принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, определить порядок уведомления работодателя о фактах обращения к сотрудникам учреждения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Кухарев