ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6240/2016 от 11.10.2016 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело ###

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово в составе:

председательствующего Курилова М.К.

при секретаре Ривной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

11 октября 2016 г.

гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» о защите прав потребителя, взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» о защите прав потребителя, взыскании ущерба.

Свои требования мотивировал тем, что **.**.**** г. вместе со своей супругой вылетел из аэропорта ... в аэропорт Толмачево ... (через аэропорт Шереметьево ...) рейсом ### авиакомпанией ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии».

Данный полет истец совершил, чтобы добраться до дома (...) с места отдыха, на который вылетел **.**.**** с аэропорта Толмачево ...

Вместе с истцом были вещи, которые были сданы в багаж, в том числе спортивная сумка весом 13 кг. с личными вещами (6555 ###).

В аэропорту Толмачево ... данной сумки не оказалось. Представители авиакомпании никакого содействия не оказали.

**.**.**** г. истец подал заявление в службу розыска аэропорта Толмачево ..., на что была выдана справка о неприбытии багажа.

В связи с неприбытием багажа истцу пришлось произвести незапланированные расходы, а именно:

с 03.07.2015г.по 19.07.2015г. автомобиль истца находился на платной стоянке вблизи аэропорта Толмачево .... Истец планировал ехать с аэропорта до дома на автомобиле, однако ему пришлось оставить автомобиль на автостоянке на дополнительные сутки хранения и отправится в ... на такси, забрать дома второй ключ от автомобиля и так же на такси вернуться в аэропорта Толмачево ... за автомобилем.

15 000 руб.- расходы на услуги такси из аэропорта Толмачево ... до ....

15 000 руб. - расходы на услуги из ... до аэропорта Толмачево ....

150 руб. - расходы на услуги автостоянки. Итого: 30 150 руб.

Истец также указывает, что в связи с тем, что в данной сумке находилось зарядное устройство для телефона, истцу пришлось купить новое зарядное устройство Apple, которое представляет собой блок питания стоимостью 1 495 руб. и кабель стоимостью 1 695 руб. Всего: на сумму 3 190 руб.

Таким образом, авиакомпанией был причинен ущерб в сумме 33 340 руб.

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно п. 1 ст. 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. При этом пп. 2 п. 2 ст. 106 ВК РФ гласит, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.

Согласно п. 3 ст. 106 Воздушного кодекса РФ порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

Такие правила установлены приказом Минтранса РФ от **.**.**** N 82 "Обутверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок, пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров грузоотправителей, грузополучателей". В соответствии с данными Правилами багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации (пункт 121).

Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир (пункт 132).

При этом перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам (пункт 146).

Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке (пункт 148).

Зарегистрированный багаж хранится в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира в течение двух суток, включая день прибытия воздушного судна, на котором доставлен зарегистрированный багаж, без взимания дополнительной платы.

Дальнейшее хранение зарегистрированного багажа обеспечивается перевозчиком или обслуживающей организацией (пункт 150).

Согласно п. 154 Правил воздушных перевозок, если перевозчик не выдал пассажирузарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 (двадцати одного) дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Таким образом, истец указывает, что ответчик, ссылается на то, что при неполучении багажа истцом не было предъявлено никаких претензий в сроки, установленные нормами международного права.

Однако, истец указывает то, что при неполучении багажа им были предприняты все меры для информирования перевозчика о факте не прибытия багажа в день прилета, а именно **.**.****.

Данный факт, подтверждается заявлением о неприбытии багажа от **.**.**** и Справкой о неприбытии багажа от **.**.****, выданной на основании письменного заявления истца, оформленному на основании перевозочного документа и содержащей данные о весе не прибывшего багажа.

В течение 21 дня багаж не нашелся.

Согласно п. 154 Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", Разделу 3 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ОАО «Аэрофлот», утвержденных приказом Генерального директора ОАО «Аэрофлот» от **.**.****###, багаж считается утраченным.

Поскольку багаж в течение 21 дня розыска не был обнаружен, 09.08.2015г. признан утраченным, в результате чего были прекращены все мероприятия к розыску багажа, как у истца, так и у ответчика не было оснований предполагать, что утраченный багаж когда-либо обнаружится.

Согласно п. 2 ст. 127 Воздушного кодекса, в случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

**.**.**** г. истцом была подана первая претензия. К претензии был приложен оригинал багажной бирки SU ###, содержащей данные о весе багажа. На момент подачи данной претензии багаж считался утраченным.

В связи с чем, истец считает, что претензия подана без каких-либо пропусков срока для ее подачи.

Претензия от 13.10.2015г. оставлена ответчиком без ответа, багажная бирка SU ### истцу не возвращена.

**.**.**** г. багаж частично был возвращен истцу. Вместо 13 кг. возвращено 7 кг., 6 кг багажа до настоящего времени не прибыло (багаж был передан истцу вскрытый).

22.10.2015г. при приемке багажа был составлен коммерческий акт ###, в котором была сделана отметка о недовесе багажа.

Согласно п. 3 ст. 26 Варшавской конвенции от **.**.**** всякое возражение должно быть осуществлено путем оговорки, нанесенной на перевозочный документ, или иного письменного сообщения, отправленного в срок, установленный для этого возражения.

Таким образом, в момент получения багажа, истец сообщил о том, что багаж пришел не в полном объеме, с повреждениями, сделав об этом отметку в коммерческом акте ### от **.**.****.

Кроме того, в перевозочном пакете, в котором был предоставлен багаж истцу находился коммерческий акт ### от **.**.****, в котором содержались сведения о весе багажа.

Таким образом, в период с 15.09.2015г. по 22.10.2015г. ответчик обладал информацией, о том, что находящийся у него багаж ФИО1 на 6 кг меньше, чем должен быть и считает, что ответчик преднамеренно передает истцу багаж не в полном объеме.

Кроме того, по утраченному багажу истцом повторно была направлена претензия от **.**.****, на удовлетворение которой ответчик ответил отказом.

Таким образом, истец указывает, что авиакомпанией было утрачено 6 кг. багажа.

Согласно ст. 18 "Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" заключенной в ... и обязательной для перевозчика, Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.

Воздушная перевозка, по смыслу предыдущего абзаца, охватывает период времени, в течение которого багаж или товар находятся под охраной перевозчика, независимо от того, имеет ли это место на аэродроме, на борту воздушного судна или в каком-либо ином месте, в случае посадки вне аэродрома.

Период времени воздушной перевозки не включает в себя никакой земной, морской или речной перевозки, осуществленной вне аэродрома. Однако, если подобная перевозка осуществляется во исполнение договора воздушной перевозки в целях погрузки, сдачи или перегрузки, всякий ущерб почитается вытекающим, до доказательства противного, из происшествия, происшедшего во время воздушной перевозки.

Таким образом, перевозчиком нарушены права истца как потребителя, выразившиеся в том, что по прилету в аэропорт Толмачево ... истцу не был выдан зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке, из чего истец считает, что ему оказана некачественная услуга.

Считает, что перевозчик должен был принять все меры для недопущения утраты багажа, для его поиска в сроки, установленные Правилами ОАО «Аэрофлот», а именно в 21-дневный срок. Все это следует из требований закона, которые перевозчиком были проигнорированы.

10.12.2015г. в адрес ОАО «Аэрофлот» была повторно направлена претензия о возмещении причиненных убытков, на которую 22.12.2015г. (согласно почтовому штемпелю на конверте) ОАО «Аэрофлот» дало ответ о том, что багаж был возвращен и пропущен претензионный срок для обращения к перевозчику при обнаружении вреда, причиненного багажу.

С данными доводами истец не согласен по следующим основаниям:

1. Багаж согласно Разделу 3 Правил ОАО «Аэрофлот» с **.**.**** г. считается утраченным.

2. Срок предъявления претензии по утраченному багажу составляет 18 месяцев с датыприлета в Новосибирск (п. 2 ст. 127 ВК РФ).

3. Претензия по утраченному багажу была подана 13.10.2015г. за вх. ###Г. Ответана нее не поступало. Претензия подана в срок, установленный ст. 127 ВК РФ.

4. Багаж возвращенный **.**.**** возвращен с недостачей, на 6 кг. меньше, о чемсделана отметка в коммерческом акте ### от **.**.****

Согласно п. 3 ст. 26 Варшавской конвенции, всякое возражение должно быть осуществлено путем оговорки, нанесенной на перевозочный документ, или иного письменного сообщения, отправленного в срок, установленный для этого возражения.

Таким образом, истцом были исполнены все предписания Варшавской Конвенции по соблюдению претензионного срока, поскольку была направлена претензия от 13.10.2015г. и внесены сведения о недостаче багажа в коммерческий акт ### от **.**.****.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги и (или) промежуточные сроки оказания услуги потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Кроме того, истец указывает, что данную поездку запланировал еще в 2014г., для чего регулярно откладывал денежные средства. Однако отдых ему был безнадежно испорчен в связи с тем, что по причине пропажи багажа он и его близкие люди оказались без машины, фотоаппарата с фотографиями, со всего отпуска, которые невозможно никогда восстановить и повторить, и других ценных для истца вещей. Хотя в последствии, по прошествии трех месяцев данные вещи и были возвращены, но до настоящего времени 6 кг багажа пропали безвозвратно.

В связи с чем, истец оценивает моральный вред в 30 000 рублей, поскольку из-за данных обстоятельств, повлекших череду негативных последствий, как в виде неудобств, связанных с преодоление 400 км до дома, так и дополнительных незапланированных финансовых потерь, истцу был испорчен отдых, на который он вправе был рассчитывать, оплачивая услуги перевозчика.

Кроме того, истец считает, что перевозчик должен выплатить денежную компенсацию, предусмотренную п. 2 ст. 22 "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", заключенной в ... от **.**.**** (с изм., внесенными Протоколом от **.**.****, Конвенцией от **.**.****), согласно которой, при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, за исключением случаев особого заявления о заинтересованности в доставке, сделанного отправителем в момент передачи места перевозчику и с оплатой возможного дополнительного сбора. В этом случае перевозчик будет обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что она превышает действительную заинтересованность отправителя в доставке.

Согласно п. 4 ст. 22 "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", заключенной в ... от **.**.**** (с изм., внесенными Протоколом от **.**.****, Конвенцией от **.**.****) Указанные выше суммы считаются имеющими в виду французский франк, состоящий из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных. Они могут быть выражены в любой национальной валюте с округлением цифр.

Согласно п. 2 ст. 22 Протокола от **.**.**** относительно изменения "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок" заключенной в ...**.**.****, в случае утери, повреждения или задержки части зарегистрированного багажа или груза, или какого-либо содержащегося в них предмета, для определения предела ответственности перевозчика принимается по внимание только общий вес данного места или мест. Однако, когда утеря, повреждение или задержка части зарегистрированного багажа или груза, или какого-либо содержащегося в них предмета, влияет на стоимость других мест, включенных и одну и ту же багажную квитанцию или в один и тот же воздушно-перевозочный документ, то общий вес этих мест должен приниматься во внимание при определении предела ответственности.

При этом с учетом того, что для истца важно было получить багаж в полном объеме именно 13кг, а не 7 кг, согласно п. 4 вышеуказанной статьи, по мнению истца должен приниматься общий вес места, то есть 13 кг.

Таким образом, поскольку на территории Испании (пункт вылета истца) действовала платежная система ЕВРО, следовательно, данная сумма составляет 250 Евро х 13 = 3250 Евро.

На 12.02.2016г. согласно курсу ЦБ РФ 1 Евро=85,65 руб.

89,34 х 3250 руб. = 290355 руб.

Также в связи с нарушением перевозчиком прав истца как потребителя и вынужден был для восстановления прав воспользоваться юридическими услугами, по составлению претензии, стоимость которых составила 3000 руб.

В соответствии п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить денежные средства, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Просил суд взыскать с ОАО «Аэрофлот» в пользу ФИО1 денежную компенсацию за утрату багажа, предусмотренную Варшавской Конвенцией в сумме 3250 Евро, что на 12.02.2016г. составляет 290355 руб. (из расчета 1Евро+ 85,56 руб. на 12.02.2016г.), в рублевом эквиваленте по курсу, установленным ЦБ РФ на день вынесения решения; взыскать сумму ущерба в размере 33340 руб.; компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и представил расчет стоимости утраченного багажа.

В соответствии со ст. 22 "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", заключенной в ...**.**.**** (с изм., внесенными Протоколом от **.**.****, Конвенцией от **.**.****) при утрате багажа применяют следующие нормы.

Пункт 2. При перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, заисключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальные заявления о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.

Пункт 5. Протокола от **.**.**** Суммы, указанные во франках в настоящей статье, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы могут переводиться в любую национальную валюту в круглых цифрах. Перевод этих сумм в национальные валюты, не имеющие золотого содержания, в случае судебного разбирательства, производится в соответствии с золотой стоимостью этих валют на день судебного решения".

Согласно данным с официального сайта Центробанка учетные цены на аффинированные драгоценные металлы:

Металлы: золото руб./грамм 2 088,8600 на 18.07.2015г.

На момент утраты багажа французский франк вышел из оборота. Из вышеизложенного следует, что убытки за утрату багажа в переводе с французского франка на национальную валюту, т.е. в рубли составляет 444 666,07 рубля, из расчета:

1 французский франк = 65,5 мг золота (в соответствии со ст. 22 Конвенции и Протоколом);

250 фр. франков за 1 кг груза (в соответствии со ст. 22 Конвенции и Протоколом) х 65,5 мг = 16,375 гр. золотом в переводе с 250 фр. франков за 1 кг груза.

1 гр. золота по состоянию на **.**.**** в соответствии с данными ЦБ России составляет: 2 088,86 рублей.

1 кг груза в переводе на рубли через золото составляет 34 205,08 рублей, из расчета: 2 088,86 руб. за грамм золота (по состоянию на 18.07.2015г.) х 16,375 гр. золота =34 205,08 руб. (стоимость за один кг утраченного груза).

Поскольку багаж был признан утерянным в полном объеме, для истца важно было получить багаж в полном объеме, а именно 13 кг, согласно п. 2b ст. 22 Протокола от **.**.****г. во внимание должен приниматься общий вес места, то есть 13 кг.

Итого: 34 205,08 рублей (стоимость за один кг утраченного груза) х 13 кг (общий вес) = 444 666,04 руб.

Просил суд взыскать с ответчика ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» в пользу истца компенсацию за утрату багажа в размере 444 666 руб.; ущерб в размере 33 340 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом их уточнений поддержала в полном объеме, просила также взыскать с ответчика судебные расходы.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, требования не признал в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменным заявлением просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить денежные средства, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги и (или) промежуточные сроки оказания услуги потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Судом установлено, что 18.07.2015г. истец вылетел из аэропорта ... в аэропорт Толмачево ... (через аэропорт Шереметьево ...) рейсом OVB SU ### авиакомпанией ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии».

При перелете истцом был сдан багаж, в том числе спортивная сумка весом 13 кг с личными вещами (6555 SU ###).

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно п. 1 ст. 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. При этом пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы.

Согласно п. 3 ст. 106 Воздушного кодекса РФ, порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

Из Приказа Минтранса РФ от **.**.****### «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» следует, что багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации (пункт 121).

Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир (пункт 132).

Пункт 146 предусматривает, что при этом перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам.

Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке (пункт 148)

Зарегистрированный багаж хранится в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира в течение двух суток, включая день прибытия воздушного судна, на котором доставлен зарегистрированный багаж, без взимания дополнительной платы.

Дальнейшее хранение зарегистрированного багажа обеспечивается перевозчиком или обслуживающей организацией (пункт 150).

По прилету в аэропорт Толмачево ... вышеуказанного багажа не оказалось, истец обратился с заявлением в службу розыска аэропорта Толмачево ..., что подтверждается справкой о неприбытии багажа от **.**.****

Согласно Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ОАО «Аэрофлот», утвержденных приказом Генерального директора ОАО -Аэрофлот» от **.**.****###, если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа п. 5.5.2). ОАО «Аэрофлот» обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.

В случае, если ОАО «Аэрофлот» не выдало пассажиру зарегистрированный багаж, подлежащий таможенному оформлению, в аэропорту, до которого багаж должен быть доставлен согласно договору воздушной перевозки пассажира, ОАО «Аэрофлот» обязано информировать пассажира о действиях, которые необходимо совершить пассажиру в соответствии с таможенным законодательством РФ или законодательством страны, на территории которой должен быть доставлен багаж, для доставки багажа пассажиру по указанному им адресу.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Если зарегистрированный багаж найден, то ОАО «Аэрофлот» обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

Из материалов дела следует, что в течение 21 дня багаж не нашелся.

Согласно указанным Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа ОАО «Аэрофлот», утерянным считается багаж, не обнаруженный при розыске в течение 21 дня со дня, следующего за тем, в котором он должен был быть доставлен в пункт назначения.

Из чего суд приходит к выводу о том, что с 09.08.2015г. багаж считался утерянным.

Согласно п. 2 ст. 127 Воздушного кодекса, в случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

**.**.**** истец обратился с претензией к ответчику о возмещении убытков, которая ответчиком была оставлена без ответа.

**.**.**** г. багаж частично был возвращен истцу, при приемке багажа был составлен коммерческий акт ###, в котором имеется отметка о недовесе багажа, вес багажа составил 7 кг. 300 гр.

10.12.2015г. истец обратился к ответчику с повторной претензией о возмещении убытков, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что в связи с неприбытием багажа, истец понес незапланированные расходы, а именно:с 03.07.2015г.по 19.07.2015г. автомобиль истца находился на платной стоянке вблизи аэропорта Толмачево .... По прибытию истец планировала передвигаться с аэропорта до дома на своем личном автомобиле. Однако, в связи с тем, что ключ от автомобиля находился в утерянном багаже, ему пришлось оставить автомобиль на автостоянке на дополнительные сутки хранения и отправится в ... на такси, и вернуться со вторым экземпляром ключей от автомобиля и так же на такси вернуться в аэропорт Толмачево ... за автомобилем. Расходы на услуги такси из аэропорта Толмачево ... до ... и обратно составили по 30000 рублей, а также расходы на услуги автостоянки в размере 150 руб.

Кроме того, представитель истца также пояснила, что в связи с тем, что в утерянном багаже находилось зарядное устройство для телефона, истцу пришлось купить новое зарядное устройство Apple стоимостью 3190 руб.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком был утрачен принадлежащий истцу багаж, часть которого до настоящего времени не возвращена, данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, и стороной ответчика оспорены не были.

В соответствии со ст. 22 "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", заключенной в ...**.**.**** (с изм., внесенными Протоколом от **.**.****, Конвенцией от **.**.****), при утрате багажа применяются следующие нормы:

Пункт 2. При перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, заисключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальные заявления о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.

Пункт 5. Протокола от **.**.**** Суммы, указанные во франках в настоящей статье, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы могут переводиться в любую национальную валюту в круглых цифрах. Перевод этих сумм в национальные валюты, не имеющие золотого содержания, в случае судебного разбирательства, производится в соответствии с золотой стоимостью этих валют на день судебного решения.

В соответствии с данными Центробанка России учетные цены на аффинированные драгоценные металлы: золото руб./грамм составляет: 2513,88 на **.**.****.

На момент утраты багажа французский франк вышел из оборота. Из вышеизложенного следует, что убытки за утрату багажа в переводе с французского франка на национальную валюту (рубли) составят: 535142, 27 руб., из расчета:

1 французский франк = 65,5 мг золота (в соответствии со ст. 22 Конвенции и Протоколом)

1мг=0,001 гр, 65,5 мг=0,0655 гр.;

250 фр. франков за 1 кг груза х 0,0655 мг = 16,375 гр. золота.

1 кг груза в переводе на рубли через золото составляет 41164, 79 руб., из расчета: 2513,88 руб. за грамм золота (по состоянию на **.**.****) х 16,375 гр. золота = 41164, 79 руб. (стоимость за один кг утраченного груза).

Поскольку багаж признан утерянным и данное обстоятельство нашло свое подтверждение материалами дела, стороной ответчика не опровергнуто, то суд принимает во внимание общий вес багажа, составляющий - 13 кг.

Таким образом, компенсация за утраченный багаж составляет: 535142, 27 руб., из расчета: 41164, 79 рублей (стоимость за один кг утраченного груза) х 13 кг (общий вес) = 535142, 27 руб.

С учетом вышеизложенного, учитывая требования ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за утерю багажа в размере 444666 рублей.

Кроме того, материалами дела установлено, что истцом понесены убытки в виде расходов по оплате услуг такси из аэропорта Толмачево ... до ... и из ... до аэропорта Толмачево ... в размере 30000 рублей, что подтверждается квитанциями ###, 904232 от **.**.****, 20.07.2015г., а также расходы на услуги автостоянки в размере 150 руб., что подтверждается квитанцией ### от **.**.****, поскольку ключ от автомобиля истца находился в утерянном багаже, что подтверждается коммерческим актом ###.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца убытки в размере 30150 рублей, так как данные расходы истца понесены вследствие нарушения его прав ответчиком.

Вместе с тем, не подлежат удовлетворения требования о взыскании убытков на сумму 3190 руб. (зарядное устройство к телефону), поскольку из представленных платежных документов следует, что оно было приобретено ФИО2, а также не представлено доказательств необходимости приобретения зарядного устройство именно марки «Apple».

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.

Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ ### от **.**.**** «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, установление факта нарушения прав потребителя, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, вследствие частичной утраты багажа, возврата испорченного багажа, незапланированных финансовых расходов, на протяжении длительного периода времени ответчик отказывался нести ответственность.

Согласно ст. 13 Закона РФ от **.**.**** N 2300-1 (ред. от **.**.****) "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ от **.**.****### при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Поскольку ответчиком не были удовлетворены требования истца о выплате денежной компенсации в досудебном порядке, судом взыскано в пользу истца: компенсация за утерю багажа в размере 444666 руб., убытки в размере 30150 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб., то соответственно с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 239 908 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Изучив материалы дела в части обоснования понесенных истцом судебных расходов, суд считает подлежащими взысканию в пользу истца расходы по оплате услуг представителя с учетом требований разумности, количества судебных заседаний, качества оказанной истцу правовой помощи в размере 30000 руб.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» в соответствии со ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в сумме 8248,16 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» в пользу ФИО1 денежную компенсацию за утерю багажа в размере 444666 руб., убытки в размере 30150 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 239908 руб., судебные расходы – 30000 руб., а всего: 749724 руб.

В остальной части требований - отказать.

Взыскать с ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» в доход бюджета г.Кемерово государственную пошлину в размере 8248,16 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме **.**.****

Судья: М.К. Курилов

В окончательной форме решение изготовлено **.**.****.