ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6242/17 от 16.10.2017 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-6242/2017

Мотивированное решение

изготовлено 16.10.2017

Решение

Именем Российской Федерации

12 октября 2017 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе

председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,

при секретаре Кузевановой М.С.,

с участием пом. Приморского транспортного прокурора – Исаева В.Н.,

с участием представителей ответчика – ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» о возложении обязанности,

установил:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что прокуратурой в ходе проверки деятельности субъекта транспортной инфраструктуры ФГБНУ «ТИНРО-Центр» выявлен ряд нарушений требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Установлено, что учреждение эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры «ФИО6», а также транспортные средства – морские судна «ФИО7», «ФИО8», «ФИО9», «ФИО10», «ФИО11», «ФИО12». Указанным ОТИ и ТС Федеральным агентством морского и речного транспорта присвоены соответствующие категории. Приказом Минтранса России от дата утверждён порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно п. 5 которого срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца. Срок для внесения изменений в утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств установлен до дата. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства изменения с учётом Требований в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС не разработаны (не внесены изменения) и не направлены на утверждение в Росморречфлот.

Просит суд обязать Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Тихоокеанский научно - исследовательский рыбохозяйственный центр» (ИНН , ОГРН ) в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать планы обеспечения транспортной безопасности (внести изменения в планы обеспечения транспортной безопасности) объекта транспортной инфраструктуры «ФИО6», а также морских судов «ФИО7», «ФИО8», «ФИО9», «ФИО10», «ФИО11», «ФИО12» в соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 11.02.2010 № 34, а также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678, и направить указанные планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что план обеспечения транспортной безопасности морских судов ими разработан и направлен в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что в ходе проверки деятельности субъекта транспортной инфраструктуры ФГБНУ «ТИНРО-Центр» выявлен ряд нарушений требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

Установлено, что учреждение эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры «Причальный комплекс для стоянки научно-исследовательского флота и погрузки экспедиционного снабжения», а также транспортные средства – морские судна «ФИО7», «ФИО8», «ФИО9», «ФИО10», «ФИО11», «ФИО12».

Указанным ОТИ и ТС Федеральным агентством морского и речного транспорта присвоены соответствующие категории.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Пунктом 4 ст. 1 данного Федерального закона закреплено, что обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ установлено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учётом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (ч. 2.1 ст. 5 данного Федерального закона).

Результаты проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3 ст. 5 Федерального закона).

На основании результатов проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трёх месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона).Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2 ст. 9 Федерального закона).

Как установлено ст. 8 Федерального закона требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта. Постановление вступило в силу 02.08.2016.

Пунктом 2 указанного постановления закреплено, что субъекты транспортной инфраструктуры с учётом Требований обеспечивают проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждение в установленном порядке её результатов в 3 - месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления (до 02.11.2016 включительно).

Кроме того, субъекты транспортной инфраструктуры с учётом Требований обеспечивают внесение соответствующих изменений в утверждённые планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в 6 - месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления (до 02.02.2017 включительно).

Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 утверждён порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно пункту 5 которого срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

Согласно п.п. 5.13.2 и 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта», Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) утверждает результаты проведённой оценки уязвимости и планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.

Установлено, что срок проведения и направления на утверждение результатов дополнительной оценки уязвимости транспортного средства установлен до 02.11.2016 (включительно), однако в нарушение действующих норм законодательства на сегодняшний день дополнительная оценка уязвимости ТС не проведена, её результаты не направлены на утверждение в Росморречфлот.

Кроме того, изменения с учётом Требований в план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства не внесены, при этом срок для внесения данных изменений установлен до 02.02.2017 (включительно).

Довод представителей ответчика о предоставлении в Росморречфлот планов обеспечения транспортной безопасности эксплуатируемых транспортных средств опровергается представленным в материалы дела ответом ООО «ФИО27 от 5 октября 2017 года, согласно которому Росморречфлот отказано в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности ФГБНУ «ТИНРО-Центр».

Также согласно данному ответу, на сегодняшний день изменения в планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС в соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не внесены. Кроме того, указанные планы обеспечения транспортной безопасности не направлены на утверждение в Росморречфлот, т.к. заказчик не представил необходимые документы.

Кроме того, суд отмечает, что отсутствие у ответчика аттестации лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, а также отсутствие документов, подтверждающих аккредитацию подразделения транспортной безопасности не освобождает ФГБНУ «ТИНРО-Центр» от соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на эксплуатируемых им ОТИ и ТС, поскольку несоблюдение данных требований создаёт угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса и морских судов, что, в свою очередь, может повлечь совершение акта незаконного вмешательства и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределённому кругу лиц, в том числе работникам и посетителям ОТИ и ТС.

Таким образом, исковые требования Приморского транспортного прокурора о возложении обязанности обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Тихоокеанский научно - исследовательский рыбохозяйственный центр» (ИНН , ОГРН в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать планы обеспечения транспортной безопасности (внести изменения в планы обеспечения транспортной безопасности) объекта транспортной инфраструктуры «ФИО6», а также морских судов «ФИО7», «ФИО8», «ФИО9», «ФИО10», «ФИО11», «ФИО12» в соответствии с Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 11.02.2010 № 34, а также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678, и направить указанные планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Бакшина