ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6243(16) от 07.12.2016 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело №2-6243 (16)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2016 года г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Присекиной О.Н.

при секретаре Лариной О.С.

с участием

истца ФИО1

представителя истца по доверенности ФИО2

Представителя ответчика

Военного комиссариат Брянской области ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Брянской области о признании права на получение пособия на погребение и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Брянской области о признании незаконным решения ответчика об отказе в выплате пособия на погребение и понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что 11.10.2016 года начальником отдела военного комиссариата Брянской области по Советскому и Фокинскому районам г.Брянска ей было отказано в оформлении документов для последующей выплаты пособия на погребение ее мужа Ч. в соответствии с п. 21 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьях в Российской Федерации», в связи с тем, что Ч. умер за пределами РФ, и необходимые для выплаты пособия документы представлены не были.

Согласно ответу начальника отдела от 11.10.2016 на обращение ФИО1, для получения пособия на погребение ей необходимо представить в отдел справку о смерти формы № 33, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274. Таким образом, начальник отдела отказывает ФИО1 в приеме документов выданных уполномоченными органами Италии, тем самым лишает ее законного права на получение пособия на погребение.

Истец просила суд признать незаконным решение Военного Комиссариата Брянской области об отказе в выплате ФИО1, пособия на погребение за умершего <дата> пенсионера Министерства обороны Ч., обязать ответчика устранить допущенное нарушение закона и выплатить ей пособие на погребение за умершего <дата> пенсионера Министерства обороны Ч.

В ходе производства по делу 02.12.2016 г. истец ФИО1 в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просила признать за ФИО1 право на получение пособия на погребение ее мужа Ч., обязать военный комиссариат Брянской области выплатить ФИО4 пособие на погребение ее мужа Ч.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца по доверенности ФИО2 поддержала уточненные исковые требования, указав, что умерший Ч. являлся гражданином РФ и пенсионером Минобороны РФ, истица как супруга умершего приобрела право на получение пособия на погребение, независимо от места оформления смерти.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Брянской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении требований отказать, поскольку обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по форме № 33. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение. Справка формы № 33 в документах отсутствует. Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку формы № 33, законодательством РФ не предусмотрена. Кроме того, документы по оплате расходов на погребение Ч. в отдел Военного комиссариата не представлялись, а оформлены после обращения в суд с иском.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<дата> умер Ч. - муж истца, пенсионер МО РФ.

Смерть Ч. подтверждается справкой осмотра некролога от <дата>, который констатировал смерть Ч., произошедшую <дата> в 10:45 часов, а также указал, что факт смерти зарегистрирован в больнице <адрес> под номером №...

Копия нотариально заверенной справки осмотра некролога была предоставлена в отдел Военного комиссариата по Советскому и Фокинскому району г.Брянска, что подтверждается личным (пенсионным) делом Ч.

Нотариально заверенная копия справки представлена также в материалы настоящего гражданского дела.

ФИО1 обратилась в отдел Военного комиссариата Брянской области по Советскому и Фокинскому районам г.Брянска с заявлением о выплате пособия на погребение ее умершего мужа.

11.10.2016 г. начальник отдела Военного комиссариата Брянской области по Советскому и Фокинскому районам г.Брянска в письменном ответе разъяснил ФИО1, что для получения пособия на погребение в размере трех пенсий умершего <дата>Ч. необходимо предоставить справку о смерти по форме N 33, и свидетельство о смерти, выданные в соответствии с п.3 ст.3 ФЗ №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», а именно – консульскими учреждениями РФ на территории иностранного государства.

Кроме того, в том же ответе указано, что ФИО1 не представлены документы, подтверждающие факт временного выезда до дня смерти на территорию иностранного государства, документы, подтверждающие произведенные расходы на осуществление похорон.

Оценивая доводы стороны истца о признании за ФИО1 права на получение пособия на погребение, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (ч. 1). Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом, в котором умерший получал пенсию (ч. 2). Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (ч. 3).

В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление), в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

С учетом указанной правовой нормы, любое лицо, производившее похороны военного пенсионера, при предоставлении необходимых документов имеет право на получение пособия на погребение.

Пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 установлено только два основания для безусловного отказа в выплате пособия на погребение: 1) похороны пенсионера произведены за счет государства; 2) оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что сведения о произведении похорон Ч. за счет государства в Военном комиссариате Брянской области отсутствуют, возмещение расходов на ритуальные услуги за умершего Ч. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 также не производилось.

Отказывая истцу в выплате пособия на погребение умершего супруга Ч., в письме 11.10.2016 г. ответчик не ссылается на его похороны за счет государства или оплату ритуальных услуг в связи с его погребением в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460; основанием для отказа в выплате пособия на погребение указано отсутствие оригинала справки о смерти формы N 33.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма N 33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, необходима для реализации определенных прав и гарантий и изымается у представившего его лица для оформления пособия на погребение.

Справка о смерти является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия (то есть смерти). При этом закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом.

Факт смерти Ч. подтверждается нотариально заверенной копией справки осмотра некролога (которая в соответствии с законодательством о нотариате свидетельствует подлинность удостоверенного нотариусом документа и пожжет быть предъявлена в компетентный орган наряду с подлинником документа).

Кроме того, согласно материалам пенсионного дела на Ч., ФИО1 были представлены ответчику копии : свидетельства о смерти Ч., с переводом, заверенная вице-консулом; справки осмотра некролога с переводом, разрешение на кремацию тела с переводом, заверенную вице-консулом; акта о кремации с переводом, заверенную вице-консулом; чек, подтверждающий расходы на погребение без перевода.

Суду на обозрение представлен документ с подлинным апостилем - выписка из свидетельства о смерти, подтверждающий, что смерть Ч. наступила <дата> в 10:45 в <адрес>, которая выдана <дата> в <адрес>.

Копия данного документа приобщена к материалам дела.

Сведений о том, что вышеуказанные документ на умершего Ч. выданы именно как на гражданина <...>, в них не содержится.

В соответствии с абзацем 2 пункта 21 Постановления пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Статья 16 "Конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам" (заключена в г. Риме 25.01.1979) предусматривает, что официальные документы, выданные на территории одной Договаривающейся Стороны, которые предъявлены в связи с оказанием правовой помощи, признаются официальными документами также на территории другой Договаривающейся Стороны.

В целях применения настоящей Конвенции каждая из Договаривающихся Сторон обязуется пересылать другой Договаривающейся Стороне по просьбе, полученной в дипломатическом порядке, документы о регистрации актов гражданского состояния, об образовании, о работе и иные документы, касающиеся личных прав и интересов граждан другой Договаривающейся Стороны, если эти документы необходимы в связи с имеющим место процессом.

Согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в Гааге 05.10.1961 года, вступила в силу для России 31.05.1992 года:

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (статья 3 Конвенции).

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (статья 5 Конвенции).

Указанные выше правовые нормы опровергают доводы стороны ответчика о том, что апостиль от 02.08.23016 г., проставленный на выписке из свидетельства о смерти Ч., подтверждает лишь правильность перевода документа, но не подтверждает его подлинность.

Таким образом, вывод стороны ответчика о непредставлении ФИО1 подлинников документов (в частности, выписки из свидетельства о смерти), основан на неправильном толковании вышеперечисленных международно-правовых норм.

Выписка из свидетельства о смерти, с подлинным апостилем, обозрена в судебном заседании.

Поскольку смерть Ч. засвидетельствована уполномоченными органами Италии, о чем свидетельствует выписка из свидетельства о смерти, с указанием, что смерть Ч. зарегистрирована <дата>, о чем составлен акт №... Ч.II CB Том 1 год 2016 Отд.1 на основании сведений реестра ЗАГС муниципалитета <адрес> республики, постольку правовые основания для повторной регистрации смерти Ч. в консульском учреждении РФ на территории Италии отсутствуют.

То обстоятельство, что истцом не представлены подлинники таких документов, как удостоверение на кремацию тела и акт о кремации, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, поскольку данные документы не являются обязательными к предоставлению для решения вопроса о выплате пособия на погребение.

В обоснование возражений ответчик ссылается на статью 5 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", согласно которой государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации.

Однако реальная возможность получить справку по форме №33, которая выдается консульским учреждением на территории иностранного государства (с учетом наличия официальных документов о смерти, оформленных иностранным государством) у ФИО1 отсутствует.

Как следует из представленных суду документов, умерший Ч. по день смерти являлся гражданином РФ, пенсионером Минобороны РФ и получал пенсию, начисляемую Военным комиссариатом Брянской области.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что Ч. постоянно проживал на территории РФ, что ответчиком не оспаривалось.

Кроме того, в материалах личного дела Ч. имеется копия его загранпаспорта с отметками о пересечении границы, подтверждающая временный выезд последнего за пределы РФ.

Согласно справке ГКУ «ОСЗН Фокинского района г.Брянска» от 28.11.2016 года № 2066, пособие на погребение Ч.., <дата> рождения, умершего <дата>, не выплачивалось.

Согласно справке УПФ РФ выплата социального пособия на погребение на умершего <дата>Ч., <дата> г.р. не производилась.

Тот факт, что именно ФИО1 несла расходы по организации похорон, подтвержден справкой «Муниципального унитарного специализированного предприятия по вопросам похоронного дела г.Брянска» о том, что Ч. захоронен на кладбище <адрес><дата>, квитанцией по оплате услуг МУСП по ВПД г.Брянска в размере <...>, договором об оказании ритуальных услуг по захоронении. Кроме того, как следует из материалов личного дела Ч., начальником отдела военного комиссариата Брянской области по Советскому и Фокинскому районам г.Брянска указано, что ему был представлен чек, подтверждающий расходы на погребение, без перевода, на 1-м листе.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном порядке установлен факт несения ФИО5 расходов на погребение супруга - Ч..

Основной причиной отказа отдела Военного комиссариата по Советскому и Фокинскому району Брянской области послужило отсутствие справки по форме установленного образца, выданной консульским учреждением РФ на территории Италии (которая у истца отсутствует).

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Брянской области как о признании за ФИО1 права на получение пособия на погребение, так и о понуждении ответчика произвести выплату указанного пособия.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату Брянской области о признании права на получение пособия на погребение и понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение пособия на погребение умершего супруга Ч..

Обязать Военный комиссариат Брянской области произвести выплату ФИО1 пособия на погребение в связи со смертью супруга Ч..

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Н.Присекина

Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2016 года