ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6246/2023 от 14.11.2023 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

№ 2-6246/2023

УИД 41RS0001-01-2023-009745-65 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2023 года город Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края

в составе:

председательствующего судьи Токаревой М.И.,

при секретаре Нощенко А.О.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО9,

представителя ответчика по доверенности ФИО8,

третьего лица ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-камчатского городского округа о признании отказа незаконным и возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указано, что 20 декабря 2021 года ФИО1 подал заявление о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа». Уведомлением от 10 января 2021 года ФИО1 отказано в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине не истечения срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО9 заключен брак. ФИО1, является собственником 1/4 доли в праве общедолевой собственности на <адрес>, общей площадью 97,2 кв.м, на каждого члена семьи приходится 8,1 кв.м. У ФИО9 недвижимое имущество на праве собственности отсутствует. В настоящее время семья проживает в квартире отца истца по адресу: <адрес> площадью 39,3 кв.м, там же зарегистрированы: ФИО1 с 16 октября 2018 года по 18 сентября 2021 года, с 20 ноября 2021 года по настоящее время, ФИО9 с 17 октября 2017 года по 26 марта 2019 года и с 26 марта 2019 года по настоящее время, ФИО2 (сын) с 16 апреля 2019 года по настоящее время. Полагает, что регистрация его и членов его семьи по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, не может расцениваться как умышленное ухудшение жилищных условий семьи. В связи с чем положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не применимы, а отказ Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО является незаконным.

В судебное заседание истец не явился. Извещен.

Представитель истца по доверенности, третье лицо ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что регистрация на территории г. Петропавловска-Камчатского требовалась для трудоустройства, получения необходимого пакета социальных услуг, в г. Петропавловске-Камчатском у них родился ребенок. В связи с чем они снялись с регистрационного учета в Орловской области и зарегистрировались в г. Петропавловске-Камчатском. Указанные обстоятельства не могут расцениваться как умышленное ухудшение жилищных условий истца.

Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что отказ в признании молодой семьи нуждающейся улучшении жилищных условий от 10 января 2022 является обоснованным. Истец намеренно ухудшил свои жилищные условия для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа». Имея 1/4 долю в праве долевой собственности на <адрес>, ФИО1 и члены его семьи могли пользоваться всей площадью указанного дома (97,2 кв.м) и не быть нуждающимися в улучшении жилищных условий. Аналогичная ситуация по месту предыдущей регистрации супруги истца – ФИО9 Кроме того, полагала срок для обращения в суд пропущенным.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», согласно которым молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Программы. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением № 1 к особенностям.

В Приложении № 1 к особенностям содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которые устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно – жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.

В соответствии с пунктом 6 названных Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (пункт 22 Правил).

Согласно пункту 7 вышеназванных Правил в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (абзац 3 пункта 7 Правил, который был введен постановлением Правительства РФ от 15 июля 2020 года № 1042 «О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и действующий с 01 августа 2020 года).

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8 Правил).

Положения пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

На территории Петропавловск-Камчатского городского округа действует муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, которая включает в себя Подпрограмму 4 «Обеспечение жильем молодых семей».

Целью указанной Подпрограммы является создание системы поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей.

В соответствии с пунктом 2.11.1 Подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей» правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведены в приложении 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

Решением Городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28 февраля 2012 г. № 486-нд «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений из расчета на одного человека – 13,0 кв. м и менее общей площади.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об очевидном намерении приобрести право состоять на учете.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно статье 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 31 Семейного кодекса Жилищного кодекса Российской Федерации супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессий, мест пребывания и жительства.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения; само по себе создание молодой семьи, проживание до брака супругов в разных жилых помещениях, принадлежащих родителям на праве собственности либо предоставленное по договору социального найма, где на долю каждого приходилось более нормы предоставления жилого помещения, установленного в данной местности, равно как и переезд семьи на другое постоянное место жительства, трудоустройство супругов по новому месту жительства, не дает безусловных оснований полагать об искусственном создании нуждаемости семьи в жилых помещениях.

Аналогичная правовая позиция получила свое закрепление в судебной практике Камчатского краевого суда (апелляционное определение по делу 33-534/2022).

Судом установлено, что 20 декабря 2021 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о признании его молодой семьи в составе: ФИО1, ФИО9, ФИО2, нуждающейся в улучшении жилищных условий, по результатам рассмотрения которого Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес истца направило уведомление об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий от 10 января 2022 года.

Согласно указанному уведомлению причиной отказа явилось то обстоятельство, что ФИО1, до 20 ноября 2021 года был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, принадлежащей истцу на праве долевой собственности (1/4 доли), общей площадью 97,2 кв.м, на каждого члена семьи приходилось по 24,3 кв.м общей площади. Супруга (ФИО9) до 26 марта 2019 года была зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи собственника в <адрес>, общей площадью 87 кв.м, на каждого члена семьи приходилось по 21,75 кв.м общей площади. В соответствии с пунктом 2.10.1 Административного регламента, основанием для отказа является неистечение срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с отказом ответчика, ФИО1 обратился с настоящим иском в суд.

Из материалов дела следует, что 31 августа 2018 года между ФИО1 и ФИО9 заключен брак, после заключения которого жене присвоена фамилия ФИО9. В браке родился сын: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из материалов дела также следует, что ФИО1 с 03 августа 2006 года по 20 ноября 2021 года был зарегистрирован в <адрес>, в котором он также имеет 1/4 доли в праве общей долевой собственности. С 16 октября 2018 года по 18 сентября 2021 года и с 20 ноября 2021 года по настоящее время истец зарегистрирован в <адрес>.

ФИО9 с 07 июня 1996 года по 26 марта 2019 года зарегистрирована в <адрес>, принадлежащего на праве собственности ее отцу ФИО10 С 17 октября 2017 года по 26 марта 2019 года и с 26 марта 2019 года по настоящее время она зарегистрирована в <адрес>.

По указанному адресу также с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован сын истца ФИО2

Квартира <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м, принадлежит на праве собственности отцу истца ФИО11

Согласно справкам Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Верховского района Орловской области, БУ ОО «МР БТИ» (Верховское отделение) сведения о регистрации права собственности на объекты надвижимости на имя ФИО1 и ФИО9 в городе Орле и Орловской области отсутствуют.

С 29 января 2019 года по настоящее время ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части , расположенной в городе Петропавловске-Камчатском.

Отказывая в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, Управление указало, что истец намеренно ухудшил жилищные условия путем снятия с регистрационного учета в <адрес>, а ФИО9 – в <адрес>.

Между тем, в судебном заседании установлено, что ФИО9 была зарегистрирована в <адрес> фактически с 17 октября 2017 года, а ФИО1 – с 16 октября 2018 года по 18 сентября 2021 года и с 20 ноября 2021 года. Таким образом, фактически семья ФИО2 с 2017-2018 годов не могла пользоваться жилыми помещениями, расположенными в Орловской области, постоянно проживая в Камчатском крае.

Таким образом, довод ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий ФИО1 является несостоятельным.

Регистрация истца и членов его семьи по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности отцу истца, не влечет возникновения или прекращения жилищных прав, не свидетельствует о наделении его или его семьи правом постоянного пользования данным жилым помещением.

На момент обращения с заявлением обеспеченность каждого члена семьи истца общей площадью жилого помещения составляла менее учетной нормы, в связи с чем требование ФИО1 о признании незаконным решения Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 10 января 2021 года № 01-02-02-01/46/22 об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая требования о признании семьи ФИО1 нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации ПКГО от 13 октября 2016 года № 1985 установлен порядок включения молодой семьи в муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей».

Проверка полноты и достаточности представленных заявителем документов, а также их достоверности является исключительной прерогативой уполномоченного муниципального органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2, статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 апреля 2021 года № 788 утвержден Административный регламент предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий (далее по тексту - Регламент).

Органом администрации, предоставляющим муниципальную услугу, является Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 2.2.1 Регламента).

В соответствии с пунктом 3.1. Регламента предоставление муниципальной услуги включает следующий перечень административных процедур: прием и регистрация заявления, в том числе в электронной форме; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых к нему документах, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия; принятие решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в форме приказа Управления либо решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в форме уведомления; подготовка, регистрация и выдача заявителю (представителю заявителя) решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; исправление допущенных ошибок и опечаток в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах.

Заявление с приложенными к нему документами в день его поступления в Управление передается руководителем Управления или лицом, временно исполняющим его обязанности, начальнику отдела учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения Управления для последующей передачи заявления и приложенных к нему документов специалисту этого отдела на исполнение (п. 3.3.2 регламента).

Согласно пунктам 3.3.4 – 3.3.9 Регламента исполнитель после получения заявления с прилагаемыми к нему документами проверяет наличие документов, установленных подразделами 2.6 и 2.7 настоящего Административного регламента, и:

- в случае представления заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных подразделами 2.6 и 2.7 настоящего Административного регламента, при наличии оснований для предоставления муниципальной услуги, принимает решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

- в случае предоставления заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных подразделами 2.6 и 2.7 настоящего Административного регламента, при отсутствии оснований для предоставления муниципальной услуги, принимает решение об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

- в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных подразделом 2.7 настоящего Административного регламента, направляет запросы в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях получения документов, предусмотренных подразделом 2.7 настоящего Административного регламента.

При поступлении ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, если соответствующий документ не был предоставлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе, исполнитель направляет заявителю (представителю заявителя) в течение одного рабочего дня со дня поступления ответа на межведомственный запрос уведомление о получении такого ответа и предлагает заявителю (представителю заявителя) представить документ и (или) информацию в соответствии с подразделом 2.7 настоящего Административного регламента в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления.

В течение 3 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, предусмотренные абзацем четвертым пункта 3.3.4 настоящего Административного регламента, либо истечения срока, предусмотренного пунктом 3.3.5 настоящего Административного регламента, исполнитель проводит проверку наличия оснований для принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Исполнитель в день подготовки проекта решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо проекта решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий направляет его начальнику отдела учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения Управления на согласование.

Начальник отдела учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения Управления в течение 2 рабочих дней со дня получения проекта решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо проекта решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий согласовывает его и передает на подписание руководителю Управления, либо лицу, временно исполняющему его обязанности.

Срок выполнения административных процедур, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3.3.4 настоящего Административного регламента, составляет 25 рабочих дней со дня регистрации заявления в службе «одного окна», срок выполнения административной процедуры, предусмотренной абзацем четвертым пункта 3.3.4 настоящего Административного регламента, составляет 5 рабочих дней со дня регистрации заявления в службе «одного окна».

В соответствии с разделом 3.4 Регламента Основанием для начала административной процедуры является поступление на подписание руководителю Управления либо лицу, временно исполняющему его обязанности, проекта решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо проекта решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются специалисты службы "одного окна".

Руководитель Управления либо лицо, временно исполняющее его обязанности, подписывает проект решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо проект решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение 1 рабочего дня со дня поступления и не позднее следующего рабочего дня направляет по 2 экземпляра указанных документов в службу "одного окна" для выдачи или направления заявителю.

Специалист службы "одного окна", ответственный за выдачу документов:

- в день поступления документа, указанного в пункте 3.4.3 настоящего Административного регламента, регистрирует его в системе электронного документооборота с автоматическим присвоением персонального регистрационного номера;

- в случае обращения заявителя (представителя заявителя) о предоставлении муниципальной услуги через МФЦ Камчатского края в течение 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации, передает документ, указанный в пункте 3.4.3 настоящего Административного регламента, для выдачи заявителю (представителю заявителя) в МФЦ Камчатского края в соответствии с Соглашением;

- в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 3.4.3 настоящего Административного регламента, уведомляет заявителя (представителя заявителя) по телефону, указанному в заявлении, о готовности документов и о возможности получения их заявителем (представителем заявителя) лично, либо направляет документы заявителю (представителю заявителя) почтовым отправлением.

В случае, если заявителем (представителем заявителя) в заявлении не указано намерение получить документы, указанные в пункте 3.4.3 настоящего Административного регламента, лично, специалист службы "одного окна" в течение 2 рабочих дней со дня поступления указанных документов направляет их заявителю (представителю заявителя) почтовым отправлением, либо факсом, либо по адресу электронной почты (если номер факса и (или) адрес электронной почты указаны в заявлении и заявитель (представитель заявителя) выразил желание получить документы указанным способом) с последующим направлением оригиналов документов заявителю (представителю заявителя) почтовым отправлением.

В случае, если при наличии указанных в заявлении номера телефона заявителя (представителя заявителя) или адреса электронной почты заявителя (представителя заявителя) уведомить заявителя (представителя заявителя) о готовности документов, указанных в пункте 3.4.3 настоящего Административного регламента, к получению не представилось возможным, в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов специалист службы "одного окна" направляет документы заявителю (представителю заявителя) почтовым отправлением в адрес заявителя (представителя заявителя).

В случае отсутствия в заявлении номера телефона заявителя (представителя заявителя) или адреса электронной почты заявителя (представителя заявителя) документы, указанные в пункте 3.4.3 настоящего Административного регламента, в течение 2 рабочих дней со дня поступления в службу "одного окна", направляются специалистом службы "одного окна" почтовым отправлением в адрес заявителя (представителя заявителя).

В случае неявки заявителя (представителя заявителя) в срок более 10 календарных дней со дня его уведомления о необходимости получения документов, указанных в пункте 3.4.3 настоящего Административного регламента, в течение 2 рабочих дней со дня истечения десятидневного срока для получения документов лично заявителем (представителем заявителя) специалист службы "одного окна" направляет указанные документы почтовым отправлением в адрес заявителя (представителя заявителя).

Срок выполнения административной процедуры составляет 2 рабочих дня со дня поступления результата оказания муниципальной услуги в службу "одного окна".

Критерии принятия решения: наличие/отсутствие в заявлении сведений о способе выдачи, направления заявителю (представителю заявителя) документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги.

Результатом выполнения административной процедуры является выдача или направление специалистом службы "одного окна" результата оказания муниципальной услуги заявителю (представителю заявителя).

Способом фиксации административной процедуры является регистрация документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, в системе электронного документооборота с присвоением исходящего номера документа и внесение сведений в журнал выдачи документов.

Возложение судом на ответчика обязанности признать молодую семью ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий, без соблюдения предусмотренных административных процедур является нарушением установленного порядка, предшествующего принятию соответствующего решения уполномоченного органа.

Аналогичное правоприменение получило свое закрепление и в апелляционном определении Камчатского краевого суда от 31 марта 2022 года № 33-534/2022.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 10 января 2022 года об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-камчатского городского округа о возложении обязанности признать молодую семью в составе трех человек: ФИО1, ФИО9, ФИО2 нуждающимися в улучшении жилищных условий – отказать.

Взыскать с Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-камчатского городского округа в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд с подачей жалобы через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись М.И. Токарева

Копия верна, судья М.И. Токарева

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2023 года.

Подлинник в деле №2-6246/2023