ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6247/2017 от 20.02.2018 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело № 2-702/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» февраля 2018 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой А.Е.

при секретаре судебного заседания Коробовой А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грицак Надежды Александровны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании устранить допущенное нарушение прав,

установил:

Грицак Н.А. обратилась в Пушкинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в выдаче истцу удостоверения многодетной семьи от 26.10.2017, обязании устранить допущенное ответчиком нарушение прав истца.

Определением судьи Пушкинского городского суда от 13.12.2017 исковое заявление принято судом для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, поскольку характер заявленных административным истцом требований свидетельствует о наличия спора о праве заявителя на социальные льготы, при этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления) в данном случае не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

В обоснование иска указано, что истица как мать троих несовершеннолетних детей: 2009, 2014 и 2016 года рождения, которые совместно с ней зарегистрированы и проживают в г. Пушкино Московской области, 29.09.2017 обратилась в Пушкинское Управление Минсоцразвития за получением удостоверения многодетной семьи, предоставив все соответствующие документы. 25.10.2017 в выдаче удовлетворения ей было отказано по основаниям отсутствия у ее семьи статуса многодетной, с чем она не согласна.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, при этом пояснила, что при обращении к ответчику она предоставила все документы, которые указаны в действующем в Московской области на момент ее обращения Порядке выдачи удостоверения многодетной матери, в полном объеме подтверждающие основания для выдачи такого удовлетворения. Никакие дополнительные документы для проверки каких-либо иных важных обстоятельств от нее не потребовали. С этим она категорически не согласна. В связи с чем обратилась в суд с заявленными требованиями.

Представитель ответчика иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.26-29).

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон МО N 1/2006-ОЗ).

Согласно положениям статьи 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Законом МО N 1/2006-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).

В силу статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета Московской области (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.

Частью 4 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ постановлением Правительства Московской области от 18 апреля 2008 года N 294/13 был утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.

11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление N 178/7 "Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи" (далее - Постановление N 178/7), которым утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка "Удостоверение многодетной семьи" (пункт 1).

Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) - как указано в пункте 1 Порядка - устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.

Согласно пункту 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 N 1029/45 утвержден новый Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица и трое ее несовершеннолетних детей (2009, 2014.2016 г.р.) зарегистрированы по адресу: МО г.Пушкино м-н Серебрянка д.17 кв.12.

29.09.2017 истица обратилась в Пушкинское Управление Минсоцразвития с заявлением о выдаче удостоверения многодетной матери, предоставив соответствующий утверждённому Порядку пакет документов (л.д.30-40).

Уведомлением от 25.10.2017 истцу сообщено о принятии решения об отказе в выдаче удовлетворения многодетной семьи по причине отсутствия у семьи статуса многодетной в Московской области ст.1 Закона, п.7 Постановления Правительства МО от 11.03.2016 г. №178/7 (л.д.41,42).

Сведений о получении семьей истца мер социальной поддержки как многодетной семьи на территории иного субъекта Российской Федерации материалы дела не содержат.

Суд, оценивая доводы сторон в контексте изложенных выше правовых норм, не может согласиться с законностью такого отказа.

Как усматривается из материалов дела, истцом при обращении 29.09.2017 в Пушкинское Управление Минсоцразвития были предоставлены все документы, указанные в пункте 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, а именно:

копия паспорта заявителя или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника);

копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников);

документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;

копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника);

фотография заявителя размером 3 x 4 см.

Оснований для предоставления дополнительных документов, указанных в п.3 Порядка (копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) - в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство;копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей);копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) - в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер) в данном случае не имеется.

Изложенный в п.3 Порядка перечень документов в буквальном его прочтении не содержит требований о предоставлении заявителем документа о регистрации (месте жительства) в Московской области второго родителя детей (то есть родителя, не являющегося заявителем).

Все доводы ответчика относительно необходимости наличия в предоставляемых заявителем документов сведений о проживании второго родителя на территории Московской области носят отсылочный характер к иным правовым источникам, о котором истица, как заявитель, исполняющая требования п.3 Порядка, не могла знать, о чем она и поясняла суду.

Так же она пояснила, что ее супруг, зарегистрированный во Владимирской области, много лет фактически проживает на территории Московской области, за эти годы рождены двое детей, однако о необходимости предоставления таких документов при обращении к ответчику ей сообщено не было, а из текста п.3 Порядка это напрямую не следует. При наличии такой необходимости истица безусловно выполнила бы такие требования.

Пунктом 4 указанного Порядка установлено, что не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Порядком.

Вместе с тем, если право заявителя на получение удостоверения многодетной семьи ставится ответчиком в прямую зависимость от предоставления документов о месте проживания второго родителя, это, безусловно, должно быть доведено до заявителя, являющегося в данной правовой ситуации менее защищенной стороной, в доступной для понимания форме, и лишь после этого заявление должно быть рассмотрено по существу.

Приходя к таким выводам, суд так же исходит из того, что постоянно изменяющиеся требования к рассматриваемым правоотношениям, отсылочный характер формулировок этих требований, предоставление документов через систему МФЦ в отсутствие квалифицированной консультации сотрудника Минсоцразвития по предоставляемому заявителем пакету документов – все это не должно влечь за собой негативные последствия для социально незащищенной категории населения (в том числе истца), для которой и установлены указанные выше меры социальной защиты.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований иска о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи заявителю – истцу по данному делу.

Поскольку, как установлено при слушании данного дела, рассмотрение заявления истца по существу требует предоставления истцом дополнительных документов по вопросу проживания супруга заявителя на территории Московской области и проверки этих обстоятельств ответчиком, то суд при определении способа восстановления прав истца устанавливает его в виде повторного рассмотрения заявления истца по существу по правилам действующего на дату обращения (29.09.2017) Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца и иных норм, регулирующих данные правоотношения.

При этом доводы ответчика о необходимости предоставления истцом сведений о регистрации супруга истца по месту жительства на территории Московской области судом признаются несостоятельными, поскольку таких требований Порядок или иные нормы права. регулирующие спорные правоотношения, на дату обращения истца 29.09.2017 не содержал.

Понятие места жительства гражданина дано в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Требования о необходимости регистрации по месту жительства всех членов многодетной семьи введены последующими изменениями, в том числе от 21.09.2017 (Закон МО №1/2006-ОЗ), от 03.10.2017 (Закон МО №160/2017–ОЗ) и от 12.12.2017 (Постановление Правительства МО №1029/45), в связи с чем не могут распространяется на обращение истца, которое последовало в сентябре 2017.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Грицак Надежды Александровны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании устранить допущенное нарушение прав удовлетворить.

Признать незаконным решение от 25.10.2017 об отказе в выдаче Грицак Надежды Александровны удостоверения многодетной семьи.

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Пушкинского Управления рассмотреть заявление Грицак Надежды Александровны о выдаче удостоверения многодетной семьи по существу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 26.02.2018.

Судья: