№2-6248/16
Заочное решение
Именем Российской Федерации
09 ноября 2016 г. г. Махачкала
Суд Советского района г. Махачкалы в составе председательствующего: Джунайдиева Г.Г.
при секретаре: ФИО6
с участием представителя истца: ФИО7
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора к ФИО4 Р.И., о признании незаконным эксплуатацию капитального строительства 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома., запретить ФИО1 эксплуатацию объекта капитального строительства : 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес> до получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Установил:
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора обратилось в суд с иском к ФИО4 Р.И., о признании незаконным эксплуатацию капитального строительства 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, О признании незаконным эксплуатации объекта капитального строительства: 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, на земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес> до устранения нарушений градостроительного законодательства». Гражданином ФИО2, проживающего <адрес>ектная, 16 построен 7-ми этажный с мансардой многоквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> (кадастровый №) (далее Объект). Перед началом строительства по указанному Объекту ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Кодекса, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. В силу п. 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее «Кодекс»): «ФИО4 является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта». Исходя из терминологии ст. 1 «Кодекса», следует считать гражданина ФИО3ковича «ФИО4» по вышеуказанному «Объекту». В силу пункта 2 статьи 48 Кодекса «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ)». Между тем, ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. не разработана проектная документация на строительство Объекта. В силу части 1 статьи 49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. ФИО4 или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы». Перед началом строительства ФИО4ФИО2 не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, тем самым ФИО4 при строительстве Объекта нарушены требования ч. 1 ст. 49 Кодекса. Строительство ФИО4ФИО2 осуществлялось без разрешения на строительство. Между тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (далее Кодекс) «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство». В силу пункта 2 и 3 статьи 52 «Кодекса»: «Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами». Между тем, выполнение строительно-монтажных работ по «Объекту» осуществляется ФИО4 в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией». В силу пункта 6. статьи 52 «Кодекса»: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием ФИО4 или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов...». В силу ч. 11 ст. 6 № ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. По результатам проведённой управлением государственного строительного надзора Минстроя РД, ДД.ММ.ГГГГ проверкой в отношении ФИО4 по указанному Объекту установлено, что в настоящее время Объект эксплуатируется без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Между тем, в силу ч. 1 ст. 55 «Кодекса»: «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации». Далее, в силу ч. 2 ст. 55 «Кодекса»: «Для ввода объекта в эксплуатацию ФИО4 обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления». Кроме того, в силу ч. 3 ст. 55 «Кодекса»: «Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции ли
нейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Допущенные ФИО4 при строительстве и эксплуатации Объекта отклонения от требований федерального законодательства в области градостроительной деятельности указанные в акте проверки создают угрозу жизни и здоровью граждан. В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзоpa при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ». Статьёй 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды (ч. 1). Статья 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2). Продолжение эксплуатации многоэтажного жилого дома, возведённого, без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без следующего за этим утверждения проектной документации, без получения разрешения на строительство, а также эксплуатации объекта без получения разрешения на ввод объекта капитального строительства установленного ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, создают оговорённую законом опасность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан. Тем самым, продолжение эксплуатации нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Представитель истца просит удовлетворить иск по указанным основанием.
Ответчик ФИО4 Р.И., в суд не явился, хотя был извещен, возражение не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему
Как усматривается из материалов дела и установлена судом гражданином ФИО2, проживающего <адрес>ектная, 16 построен 7-ми этажный с мансардой многоквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> (кадастровый №) (далее Объект). Перед началом строительства по указанному Объекту ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Кодекса, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее «Кодекс»): «ФИО4 является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».
ФИО3кович является «ФИО4» по вышеуказанному «Объекту».
В силу пункта 2 статьи 48 Кодекса «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ)».
ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. не разработана проектная документация на строительство Объекта. В силу части 1 статьи 49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. ФИО4 или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы». Перед началом строительства ФИО4ФИО2 не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, тем самым ФИО4 при строительстве Объекта нарушены требования ч. 1 ст. 49 Кодекса. Строительство ФИО4ФИО2 осуществлялось без разрешения на строительство. Между тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (далее Кодекс) «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство». В силу пункта 2 и 3 статьи 52 «Кодекса»: «Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами». Между тем, выполнение строительно-монтажных работ по «Объекту» осуществляется ФИО4 в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией». В силу пункта 6. статьи 52 «Кодекса»: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием ФИО4 или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов...».
В соответствии с ч. 11 ст. 6 № ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
По результатам проведённой управлением государственного строительного надзора Минстроя РД, ДД.ММ.ГГГГ проверкой в отношении ФИО4 по указанному Объекту установлено, что в настоящее время Объект эксплуатируется без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Между тем, в силу ч. 1 ст. 55 «Кодекса»: «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации».
Далее, в силу ч. 2 ст. 55 «Кодекса»: «Для ввода объекта в эксплуатацию ФИО4 обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления». Кроме того, в силу ч. 3 ст. 55 «Кодекса»: «Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Допущенные ФИО4 при строительстве и эксплуатации Объекта отклонения от требований федерального законодательства в области градостроительной деятельности указанные в акте проверки создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзоpa при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ».
Статьёй 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды (ч. 1). Статья 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2). Продолжение эксплуатации многоэтажного жилого дома, возведённого, без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без следующего за этим утверждения проектной документации, без получения разрешения на строительство, а также эксплуатации объекта без получения разрешения на ввод объекта капитального строительства установленного ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, создают оговорённую законом опасность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан.
Руководствуясь. ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Решил:
Исковое заявление Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора к ФИО4 Р.И., о признании незаконным эксплуатацию капитального строительства 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, удовлетворить.
Признать незаконным эксплуатацию ФИО4 - гражданином ФИО1
ФИО2 объекта капитального строительства «7-ти этажный с мансардой многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке по <адрес> гор. Махачкала (кадастровый №).
Запретить ФИО1 эксплуатацию объекта капитального строительства : 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес> до получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копий этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течении месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае если такое заявление подано,- в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Г. Г. Джунайдиев.