ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6248/16 от 09.11.2016 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

№2-6248/16

Заочное решение

Именем Российской Федерации

09 ноября 2016 г. г. Махачкала

Суд Советского района г. Махачкалы в составе председательствующего: Джунайдиева Г.Г.

при секретаре: ФИО6

с участием представителя истца: ФИО7

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора к ФИО4 Р.И., о признании незаконным эксплуатацию капитального строительства 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома., запретить ФИО1 эксплуатацию объекта капитального строительства : 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес> до получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Установил:

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора обратилось в суд с иском к ФИО4 Р.И., о признании незаконным эксплуатацию капитального строительства 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, О признании незаконным эксплуатации объекта капитального строительства: 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, на земельном участке, расположенном по адресу: РД, <адрес> до устранения нарушений градостроительного законодатель­ства». Гражданином ФИО2, проживающего <адрес>­ектная, 16 построен 7-ми этажный с мансардой многоквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> (кадастровый ) (да­лее Объект). Перед началом строительства по указанному Объекту ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Кодекса, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. В силу п. 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее «Кодекс»): «ФИО4 явля­ется физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строитель­ства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта». Исходя из терминологии ст. 1 «Кодекса», следует считать гражданина ФИО3­ковича «ФИО4» по вышеуказанному «Объекту». В силу пункта 2 статьи 48 Кодекса «Ар­хитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой доку­ментацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую ар­хитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические реше­ния для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их ча­стей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ)». Между тем, ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. не разработана проектная документация на строительство Объекта. В силу части 1 статьи 49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строи­тельства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной до­кументации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженер­ных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспер­тизы. ФИО4 или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документа­цию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении про­ектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изыска­ний, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы». Перед началом строительства ФИО4ФИО2 не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной доку­ментации, тем самым ФИО4 при строительстве Объекта нарушены требования ч. 1 ст. 49 Кодекса. Строительство ФИО4ФИО2 осуществлялось без разре­шения на строительство. Между тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (далее Кодекс) «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществ­ляются на основании разрешения на строительство». В силу пункта 2 и 3 статьи 52 «Кодекса»: «Виды работ по строительству, реконструкции объ­ектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капи­тального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами». Между тем, выполнение строительно-монтажных работ по «Объекту» осуществляется ФИО4 в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, ко­торые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией». В силу пункта 6. статьи 52 «Кодекса»: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осу­ществлять строительство в соответствии с заданием ФИО4 или заказчика, проектной доку­ментацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями техниче­ских регламентов...». В силу ч. 11 ст. 6 ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществле­ние государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осу­ществление государственного строительного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градострои­тельной деятельности. По результатам проведённой управлением государственного строительного надзора Мин­строя РД, ДД.ММ.ГГГГ проверкой в отношении ФИО4 по указанному Объекту уста­новлено, что в настоящее время Объект эксплуатируется без разрешения на ввод его в эксплуата­цию. Между тем, в силу ч. 1 ст. 55 «Кодекса»: «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию пред­ставляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объек­та капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостро­ительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной доку­ментации». Далее, в силу ч. 2 ст. 55 «Кодекса»: «Для ввода объекта в эксплуатацию ФИО4 обращает­ся в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправле­ния». Кроме того, в силу ч. 3 ст. 55 «Кодекса»: «Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции ли­
нейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта ка­питального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осу­ществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергети­ческой эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства прибо­рами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или техническим заказ­чиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также ли­цом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капиталь­ного строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах зе­мельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осу­ществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или тех­ническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, рекон­струированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетиче­ских ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате ава­рии на опасном объекте». Допущенные ФИО4 при строительстве и эксплуатации Объекта отклонения от требо­ваний федерального законодательства в области градостроительной деятельности указанные в ак­те проверки создают угрозу жизни и здоровью граждан. В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзоpa при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ». Статьёй 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что опасность при­чинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создаю­щей такую опасность. Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осу­ществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды (ч. 1). Статья 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консерва­ции и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2). Продолжение эксплуатации многоэтажного жилого дома, возведённого, без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без сле­дующего за этим утверждения проектной документации, без получения разрешения на строитель­ство, а также эксплуатации объекта без получения разрешения на ввод объекта капитального строительства установленного ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, создают оговорённую зако­ном опасность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан. Тем самым, продолже­ние эксплуатации нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путём пре­сечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Представитель истца просит удовлетворить иск по указанным основанием.

Ответчик ФИО4 Р.И., в суд не явился, хотя был извещен, возражение не представил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

Как усматривается из материалов дела и установлена судом гражданином ФИО2, проживающего <адрес>­ектная, 16 построен 7-ми этажный с мансардой многоквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> (кадастровый ) (да­лее Объект). Перед началом строительства по указанному Объекту ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Кодекса, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п. 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее «Кодекс»): «ФИО4 явля­ется физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строитель­ства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».

ФИО3­кович является «ФИО4» по вышеуказанному «Объекту».

В силу пункта 2 статьи 48 Кодекса «Ар­хитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой доку­ментацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую ар­хитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические реше­ния для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их ча­стей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ)».

ФИО4 гр. ФИО4 Р. И. не разработана проектная документация на строительство Объекта. В силу части 1 статьи 49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строи­тельства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной до­кументации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженер­ных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспер­тизы. ФИО4 или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документа­цию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении про­ектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изыска­ний, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы». Перед началом строительства ФИО4ФИО2 не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной доку­ментации, тем самым ФИО4 при строительстве Объекта нарушены требования ч. 1 ст. 49 Кодекса. Строительство ФИО4ФИО2 осуществлялось без разре­шения на строительство. Между тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (далее Кодекс) «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществ­ляются на основании разрешения на строительство». В силу пункта 2 и 3 статьи 52 «Кодекса»: «Виды работ по строительству, реконструкции объ­ектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капи­тального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами». Между тем, выполнение строительно-монтажных работ по «Объекту» осуществляется ФИО4 в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, ко­торые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией». В силу пункта 6. статьи 52 «Кодекса»: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осу­ществлять строительство в соответствии с заданием ФИО4 или заказчика, проектной доку­ментацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями техниче­ских регламентов...».

В соответствии с ч. 11 ст. 6 ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности», в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществле­ние государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осу­ществление государственного строительного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градострои­тельной деятельности.

По результатам проведённой управлением государственного строительного надзора Мин­строя РД, ДД.ММ.ГГГГ проверкой в отношении ФИО4 по указанному Объекту уста­новлено, что в настоящее время Объект эксплуатируется без разрешения на ввод его в эксплуата­цию. Между тем, в силу ч. 1 ст. 55 «Кодекса»: «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию пред­ставляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объек­та капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостро­ительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной доку­ментации».

Далее, в силу ч. 2 ст. 55 «Кодекса»: «Для ввода объекта в эксплуатацию ФИО4 обращает­ся в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправле­ния». Кроме того, в силу ч. 3 ст. 55 «Кодекса»: «Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции ли­нейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта ка­питального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осу­ществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергети­ческой эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства прибо­рами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или техническим заказ­чиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также ли­цом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капиталь­ного строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах зе­мельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осу­ществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и ФИО4 или тех­ническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, рекон­струированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетиче­ских ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате ава­рии на опасном объекте». Допущенные ФИО4 при строительстве и эксплуатации Объекта отклонения от требо­ваний федерального законодательства в области градостроительной деятельности указанные в ак­те проверки создают угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзоpa при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ».

Статьёй 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что опасность при­чинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создаю­щей такую опасность. Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осу­ществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды (ч. 1). Статья 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консерва­ции и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2). Продолжение эксплуатации многоэтажного жилого дома, возведённого, без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без сле­дующего за этим утверждения проектной документации, без получения разрешения на строитель­ство, а также эксплуатации объекта без получения разрешения на ввод объекта капитального строительства установленного ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, создают оговорённую зако­ном опасность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан.

Руководствуясь. ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Решил:

Исковое заявление Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора к ФИО4 Р.И., о признании незаконным эксплуатацию капитального строительства 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, удовлетворить.

Признать незаконным эксплуатацию ФИО4 - гражданином ФИО1
ФИО2 объекта капитального строительства «7-ти этажный с мансардой многоквартирный жилой дом», расположенного на земельном участке по <адрес> гор. Ма­хачкала (кадастровый ).

Запретить ФИО1 эксплуатацию объекта капитального строительства : 7-ми этажного с мансардой многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес> до получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копий этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течении месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае если такое заявление подано,- в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Г. Г. Джунайдиев.