ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6249/18 от 27.08.2018 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№2-6249/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2018 года город Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Л.Р.,

при секретаре Мусакаевой К.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УФССП России по Республике Башкортостан об оспаривании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по РБ, затрагивающего права, свободы и законные интересы граждан,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к УФССП России по Республике Башкортостан об оспаривании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по РБ, затрагивающего права, свободы и законные интересы граждан, указав в обоснование заявленных требований на то, что < дата > им был расторгнут служебный контракт и он освобожден от замещаемой должности начальника отдела - старшего судебного пристава ... отдела судебных приставов УФССП России по РБ и уволен с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе. В связи с предполагаемым трудоустройством в Региональный сервисный центр АО СМП Банк ... и ПАО «Мособлбанк» ... на должность главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения исполнительных производств Управления сопровождения кредитной деятельности и в связи с тем, что занимаемая им до увольнения должность начальника отдела - старшего судебного пристава включена в перечень должностей и на основании абзаца второй подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта утвержденного Указом Президента Российской Федерации от < дата >..., он < дата > обратился с заявлением в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по РБ (далее по тексту - Комиссия) о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы. < дата > обращение рассмотрено и в замещении должности главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения исполнительных производств Управления сопровождения кредитной деятельности ПАО «Мособлбанк» АО СМП Банк Комиссией отказано. Решение принято с нарушением требований законодательства, а именно нарушены требования к составу комиссии, нарушен срок рассмотрения, нарушен порядок уведомления, нарушены требования предъявляемые к решениям по итогам рассмотрения заявления, поскольку отказ гражданину в замещении должности коммерческой либо некоммерческой организации либо выполнении работ на условиях гражданско-правового договора может быть обусловлен, если отдельные обязанности по государственному управлению входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ, что существенным образом затрагивают и нарушают его права.

ФИО1 просит суд признать незаконным и отменить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликтов интересов УФССП России по ...... от < дата >. об отказе ему в замещении должности главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения кредитной деятельности Регионального сервисного центра АО СМП Банк ... и ПАО «Мособлбанк» ....

Истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующий по ордеру от < дата >., на судебном заседании поддержали исковые требования, просили удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от < дата >., в судебном заседании возражал удовлетворению иска, просил отказать.

Исследовав и оценив материалы дела, выслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. п. 3, 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №273 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. В соответствии с п. 2 ст. 12 гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что < дата >. ФИО1, ранее замещавшим должность начальника отдела - старшего судебного пристава ... РОСП УФССП России по РБ, в связи с прохождением процедуры трудоустройства были поданы заявления в УФССП России по РБ о даче согласия на замещение должности специалиста главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения исполнительных производств Управления Сопровождения кредитной деятельностью регионального центра в ПАО Мособлбанк и АО СМП Банк ....

< дата >. состоялось заседание комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Решением Комиссии УФССП по РБ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от < дата >. ФИО1 отказано в замещении должности главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения исполнительных производств Управления Сопровождения кредитной деятельностью регионального центра в ПАО МОСОБЛБАНК, СМП БАНК, так как в период работы в ...ном отделе судебных приставов находились исполнительные производства, возбужденные в пользу ПАО МОСОБЛБАНК, СМП БАНК. Так, в должностные обязанности ФИО1 входила организация работы по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, обеспечение своевременности и полноты принимаемых судебными приставами-исполнителями мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве для фактического исполнения требований исполнительных документов, в том числе принятие процессуальных решений по наложению арестов, вынесение постановлений и иных процессуальных документов обязательных для исполнения ПАО МОСОБЛБАНК, СМП БАНК, в случае неисполнения которой возникает обязанность применить меры административной юрисдикции, что подпадает под отдельные функции по государственному (административному) управлению этой организацией, в связи с чем, усматривается возможность возникновения конфликта интересов, что нарушает требования ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №27Э-ФЗ «О противодействии коррупции».

Поскольку истец проходил федеральную государственную гражданскую службу в должности начальника отдела - старшего судебного пристава ... РОСП, включенной в п. 6 Перечня должностей, утвержденного приказом ФССП России от 15.09.2015 N437, предусматривающей обязанность в течение двух лет со дня увольнения с государственной службы обращаться за согласием на замещение должности в коммерческих или некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этой организации входили в его должностные обязанности, при этом, в ...ном отделе судебных приставов, возглавляемом ФИО1, находились на исполнении производства, возбужденные в пользу ПАО «Мособлбанк», СМП Банк, то выводы комиссии о нарушении истцом при трудоустройстве в коммерческую организацию положений ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции", являются правомерными.

Таким образом, решение комиссии УФССП по РБ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов об отказе ФИО1 в даче согласия на замещение должности главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения исполнительных производств Управления сопровождения кредитной деятельностью ПАО Мособлбанк, СМП Банк, является правомерным.

Довод истца о том, что заседание комиссии осуществлялось в незаконном составе, является несостоятельным.

Приказом ФССП России от 24.05.2011 N239 (ред. от 07.08.2018) утвержден Порядок формирования и деятельности Комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов".

Согласно 3 разделу Порядка Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, назначаемого из числа членов Комиссии, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности государственной службы) в территориальном органе ФССП России, секретаря и других членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.

В состав Комиссии входят: заместитель руководителя территориального органа ФССП России (председатель Комиссии), начальник отдела противодействия коррупции территориального органа ФССП России либо, при его отсутствии, государственный служащий, в должностные обязанности которого входит осуществление функций по противодействию коррупции в территориальном органе ФССП России (секретарь Комиссии), государственный служащий кадрового подразделения либо, при его отсутствии, государственный служащий, в должностные обязанности которого входит осуществление кадровой работы в территориальном органе ФССП России государственный служащий правового подразделения территориального органа ФССП России, представители других структурных подразделений территориального органа ФССП России, представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой (по согласованию).

По решению руководителя территориального органа ФССП России в состав Комиссии могут быть включены представители: общественной организации ветеранов, созданной в территориальном органе ФССП России, профкома территориального органа ФССП России (по согласованию).

Число членов Комиссии, не замещающих должности государственной службы в территориальном органе ФССП России, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов Комиссии.

В заседаниях Комиссии с правом совещательного голоса принимают участие: а) непосредственный руководитель государственного служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, на основании ходатайства, направленного председателю Комиссии; определяемые председателем Комиссии два государственных служащих, замещающих в территориальном органе ФССП России должности государственной службы, имеющие аналогичные должностные обязанности с государственным служащим, в отношении которого Комиссией рассматривается этот вопрос; б) по решению председателя Комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии на основании ходатайства государственного служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена Комиссии: другие государственные служащие территориального органа ФССП России; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и вопросам, рассматриваемым Комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель государственного служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. Проведение заседаний с участием только членов Комиссии, замещающих должности государственной службы в территориальном органе ФССП России, недопустимо.

Приказом УФССП по РБ ... от < дата > «Об утверждении состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» утвержден состав комиссии, в который входят: заместитель руководителя УФССП России по РБ – заместитель главного судебного пристава РБ ФИО5, заместитель председателя – и.о. начальника отдела организации дознания ФИО6, секретарь – начальник отдела противодействия коррупции и обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской оборону ФИО7, начальник отдела правового обеспечения ФИО8, заместитель начальника отдела государственной службы и кадров ФИО9, ведущий специалист-эксперт отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопрсов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны ФИО10, доцент кафедры гражданского процесса, кандидат юридических наук института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» ФИО11, доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат философских наук ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе РБ" ФИО12 Приказом УФССП по РБ ... от < дата >. в состав включена председатель первичной профсоюзной организации УФССП по РБ ФИО13

Согласно протоколу от < дата > на заседании Комиссии присутствовали 8 человек, в том числе негосударственные служащие УФССП России по РБ – 1 человек: председатель – заместитель руководителя УФССП России по РБ – заместитель главного судебного пристава РБ ФИО5, заместитель председателя – и.о. начальника отдела организации дознания ФИО6, секретарь – начальник отдела противодействия коррупции и обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны ФИО7, члены комиссии ФИО3, ФИО9, ФИО13, ФИО10 и представитель ФИО14

Таким образом, суд приходит к выводу о рассмотрении обращения ФИО1 и вынесения решения комиссией правомочным составом при наличии кворума, единогласно.

Кроме того, суд признает не имеющим правового значения довод истца о неправомерности вынесенного комиссией решения вследствие несоблюдения сроков направления ему выписки из протокола заседания комиссии, поскольку указанное нарушение не влияет на законность вынесенного Комиссией решения.

На основании изложенного, исковые требования ФИО1 о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликтов интересов УФССП России по Республике Башкортостан ... от < дата >. об отказе ему в замещении должности главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения кредитной деятельности Регионального сервисного центра АО СМП Банк ... и ПАО «Мособлбанк» ..., не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УФССП России по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулировании конфликтов интересов УФССП России по Республике Башкортостан ... от < дата >. об отказе ему в замещении должности главного юрисконсульта отдела удаленного сопровождения кредитной деятельности Регионального сервисного центра АО СМП Банк ... и ПАО «Мособлбанк» ... - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Уфы РБ.

Судья Л.Р. Насырова