Дело № 2-624/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2018 года г. Гвардейск
Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Татаренковой Н.В.,
при секретаре Земсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ», Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, с участием 3-го лица ФИО2, о признании недействительными постановлений администрации, обязании восстановить сведения о земельном участке, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Гвардейский городской округ», Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании недействительными постановлений администрации, обязании восстановить сведения о земельном участке, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что 06.04.2018 Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО «Гвардейский городской округ» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru было опубликовано извещение о проведении 14.05.2018 открытого аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - обслуживание автотранспорта, общей площадью 2000 кв.м. Начальная цена земельного участка составила 115 400 рублей, размер задатка 23 080 рублей. 20.04.2018 ФИО1 была подана заявка на участие в аукционе, и истец был допущен до участия в аукционе. Впоследствии более ни одной заявки на участие в аукционе подано не было, однако, организатором торгов протокол рассмотрения заявок не составлялся и на официальном сайте не размещался.
В соответствии со сведениями со страницы аукциона на официальном сайте 14.05.2018 аукцион был признан несостоявшимся по причине того, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе была подана только одна заявка; в связи с этим представитель организатора торгов связался с истцом и сообщил о том, что истцу будут переданы в десятидневный срок подписанные проекты договора купли-продажи земельного участка.
В дальнейшем истцу по истечении десяти дней подписанные проекты договоров купли-продажи земельного участка переданы либо направлены не были, в связи с чем, истец обратился к ответчику за разъяснением сложившейся ситуации. Ответчик направил истцу письмо, в котором сообщил, что постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» № 633 от 18.05.2018 отменено Постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» № 406 от 05.04.2018 «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности на территории МО «Гвардейский городской округ», по этой причине заключение договора купли–продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – обслуживание автотранспорта, общей площадью 2000 кв.м., не представляется возможным.
Истец не согласен с действиями администрации МО «Гвардейский городской округ».
Администрацией было принято постановление «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ», в соответствии с которым были объявлены торги по продаже земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - обслуживание автотранспорта, общей площадью 2000 кв.м. Извещение о проведении открытого аукциона по своей сути является предложением (офертой), содержащим все существенные условия договора купли-продажи земельного участка, и выражает волю ответчика, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях. К участию в указанном аукционе ФИО1 допущен и признан участником торгов. Истцом была подана требуемая заявка и приложены к ней все документы, соответствующие требованиям законодательства, и извещение о проведении 14.05.2018 открытого аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером № в установленный извещением срок.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 448 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона), если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
На основании изложенного, истец просил обязать администрацию МО «Гвардейский городской округ» заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка.
Впоследствии ФИО1 уточнил исковые требования и просил: 1) признать недействительным постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» «Об отмене постановления администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» от 05.04.2018 № 406 «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности на территории МО «Гвардейский городской округ» № 633 от 18 мая 2018 г.; 2) признать недействительным постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» № 634 от 18.05.2018 «Об отмене постановления администрации МО «Гвардейский городской округ» от 28.02.2018 № 239 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; 3) обязать Федеральную службу регистрации кадастра и картографии по Калининградской области восстановить в государственном кадастровом учете сведения о земельном участке с кадастровым номером №; 4) обязать администрацию МО «Гвардейский городской округ» заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - обслуживание автотранспорта, общей площадью 2000 кв.м., на условиях, предусмотренных проектом договора купли-продажи земельного участка, в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области. В качестве третьего лица привлечена ФИО2
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что ответчиком приобщено заявление от 29.12.2017 ФИО2 о предоставлении в аренду путем проведения аукциона земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, которое явилось основанием для вынесения ответчиком постановления № 633 от 18.05.2018. В соответствии с данными ЕГРН видом разрешенного использования спорного земельного участка является «обслуживание автотранспорта». Как указано в ч. 4 ст. 39.11 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка должна быть указана цель предоставления такого земельного участка. В заявлении ФИО2 указано, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, испрашивается ею с целью использования для общественного питания, что не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка «обслуживание автотранспорта», следовательно, заявление ФИО2 о проведении аукциона в отношении спорного земельного участка не могло быть удовлетворено ответчиком, а, соответственно, ответчик должен был заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка на аукционе, а отмена аукциона на спорный земельный участок нарушает права истца, как лица, с которым должен был быть заключен договор купли-продажи земельного участка. Как следует из буквального толкования заявления ФИО2, данное заявление в нарушение п.п. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ не содержит просьбы об утверждении схемы расположения земельного участка. Следовательно, ФИО2 не соблюдён, предусмотренный ст. 39.11 ЗК РФ порядок обращения о предоставлении земельного участка. Доводы ответчика о том, что предоставление спорного земельного участка могло осуществляться только на праве аренды, являются несостоятельными, поскольку разрешенный вид использования спорного земельного участка - обслуживание автотранспорта – не предполагает строительство зданий, сооружений. Учитывая изложенное, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика – администрации МО «Гвардейский городской округ» - ФИО4, действующая на основании доверенности, не согласилась с исковыми требованиями, представив письменный отзыв. Согласно правовой позиции ответчика оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Действительно постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» № 239 от 28.02.2018 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» № 406 от 05.04.2018 определено провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером № с разрешенным видом использования - обслуживание автотранспорта, площадью 2 000 кв. м. по адресу: <адрес>. 20.04.2018 ФИО1 была подана заявка на участие в аукционе по продаже указанного земельного участка, протоколом от 10.05.2018 заявка рассмотрена, ФИО1 признан единственным участником аукциона. 18.05.2018 в администрацию МО «Гвардейский городской округ» поступило заявление ФИО2 о том, что ее заявление, поданное в декабре 2017 года, о предоставлении земельного участка в <...> не рассмотрено, и решение по ее заявлению не принято. Ранее, в декабре 2017 года ФИО2 было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка через аукцион для общественного питания по адресу: <адрес>. На заявление был подготовлен ответ о том, что заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка рассмотрено, а также о том, что администрацией будут подготовлены документы по земельному участку об утверждении схемы расположения земельного участка.
Кроме того, из содержания п. 7 ст. 39.11, ст. 39.1 ЗК РФ следует, что предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков и основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, осуществляется только на праве аренды по результатам торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подачу заинтересованным гражданином соответствующего заявления.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Гвардейский городской округ» № 280 от 21.12.2017, спорный земельный участок располагался в <адрес> в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О1), основными видами использования земельных участков в данной зоне предусмотрено строительство зданий, сооружений (коммунальное обслуживание, объекты торговли, культурное развитие, развлечения, объекты придорожного сервиса, спорт, рынки, магазины, общественное питание и прочие), кроме того, разрешенный вид использования спорного земельного участка - обслуживание автотранспорта - также предусматривал строительство. Статьей 39.11 ЗК РФ установлен порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень условий, при наличии которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Таким образом, спорный земельный участок не мог быть предметом аукциона по продаже земельного участка в собственность, поскольку это противоречило бы нормам п. 2 ст. 39.1, п. 7, п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, а проведенный в нарушение указанных норм аукцион являлся бы недействительным, в связи с чем, администрацией, учитывая указанные статьи ЗК РФ, аукцион был отменен законно и обоснованно, и права истца в данном случае не были нарушены.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства и, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 28.02.2018 постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» № 239 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «обслуживание автотранспорта» (л.д. 22-23).
05.04.2018 администрацией МО «Гвардейский городской округ» издано постановление № 406 о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности на территории МО «Гвардейский городской округ», с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - обслуживание автотранспорта, общей площадью 2000 кв.м. Начальная цена земельного участка составила 115 400 рублей (л.д. 24).
Извещение о проведении аукциона было официально опубликовано 06.04.2018 (л.д. 26).
20.04.2018 ФИО1 была подана заявка на участие в аукционе, и истец был допущен до участия в аукционе. Других заявок на участие в аукционе подано не было, ФИО1 признан единственным участником аукциона (л.д. 30 – 38).
Постановлением администрации № 633 от 18.05.2018 отменено постановление от 05.04.2018 № 406 «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности на территории МО «Гвардейский городской округ» (л.д. 45).
Также отменено Постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» от 28.02.2018 № 239 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (л.д. 46).
21.05.2018 администрацией МО «Гвардейский городской округ» было направлено письмо ФИО1 о том, что постановление о проведении аукциона по продаже земельного участка отменено, в связи с чем, заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № с ФИО1 не представляется возможным (л.д. 47).
Согласно данным Выписки из ЕГРН от 14.08.2018 на земельный участок с кадастровым номером № – объект недвижимости снят с кадастрового учета 14.08.2018 (л.д. 68-70).
Основаниями для отмены постановления № 239 от 28.02.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановления № 406 от 05.04.2018 о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка послужили следующие основания.
Указанное заявление ФИО2 не было рассмотрено.
На заявление был подготовлен ответ о том, что заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка рассмотрено, а также о том, что администрацией будут подготовлены документы по земельному участку об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 49).
Вторым основанием для отмены постановления о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка явилось то, что разрешенный вид использования спорного земельного участка «обслуживание автотранспорта» предусматривает строительство. Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков и основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, осуществляется только на праве аренды по результатам торгов.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к следующему.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ.
В силу пп. 2 и 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 2 ст. 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 ст. 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Гвардейский городской округ» № 280 от 21.12.2017, спорный земельный участок располагался в пос. Талпаки Гвардейского района в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О1), основными видами использования земельных участков в данной зоне предусмотрено строительство зданий, сооружений (коммунальное обслуживание, объекты торговли, культурное развитие, развлечения, объекты придорожного сервиса, спорт, рынки, магазины, общественное питание, религиозное использование, общественное управление, обеспечение научной деятельности, амбулаторное ветеринарное обслуживание, деловое управление и прочие). Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка - обслуживание автотранспорта.
Таким образом, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса (случаи продажи земельных участков без проведения торгов), а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (особенностипредоставленияземельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам дляосуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности).
Из изложенного следует, что приобретение земельного участка в территориальной зоне О1, основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, согласно ч. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации возможно в результате продажи права аренды земельных участков по результатам аукциона, а не продажи земельных участков в собственность. В связи с чем, администрацией МО «Гвардейский городской округ» правомерно отменено постановление от 05.04.2018 № 406 «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности на территории МО «Гвардейский городской округ» и постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» от 28.02.2018 № 239 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В случае заключения администрацией МО «Гвардейский городской округ» с ФИО1 договора купли-продажи спорного земельного участка были бы нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на приобретение спорного земельного участка в установленном законом порядке в соответствии с предусмотренными видами разрешенного использования.
Доводы представителя истца о том, что при проведении аукциона видом разрешенного использования спорного земельного участка в ГКН значилось «обслуживание автотранспорта», который не предполагает строительство на земельном участке, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку имеющийся вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта» не исключает возможности строительства на данном земельном участке при изменении в установленном порядке вида разрешенного использования по заявлению собственника земельного участка.
Кроме того, вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта» также не исключает возможность строительства зданий на земельном участке.
Также необходимо учесть, что решение о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка было принято 05.04.2018, то есть в тот момент, когда в администрации района на рассмотрении находилось заявление ФИО2 от 29.12.2018 о предоставлении спорного земельного участка в аренду через аукцион для общественного питания. Таким образом, нарушены права 3-го лица ФИО2 на обеспечение равного доступа к предоставлению земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительными постановлений администрации, которыми отменено постановление от 05.04.2018 № 406 «О проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности на территории МО «Гвардейский городской округ» и постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» от 28.02.2018 № 239 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; обязании восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером №, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, – не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ», Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, с участием 3-го лица ФИО2, о признании недействительными постановлений администрации, обязании восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером №, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Дата изготовления мотивированного решения – 27.11.2018.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Н.В.Татаренкова