Дело № 2-6252/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 ноября 2018 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Лыкиной О.С.,
при секретаре Кулинич Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, прошедших аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке,
у с т а н о в и л:
Сахалинский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Южно-Сахалинский суд с указанным исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД»), указывая в обоснование заявленных требований, что Сахалинской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой было установлено следующее. ОАО «Российские железные дороги» относится к субъектам транспортной инфраструктуры и на него распространяются обязанности по соблюдению требований ФЗ «О транспортной безопасности». В отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, проведена оценка уязвимости, результаты оценки уязвимости в отношении указанных станций утверждены: 02 декабря 2015 года. Вместе с тем, в нарушение требований федерального законодательства, в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, до настоящего времени не проведена. В ходе проведения проверки так же установлено, что должностные лица, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности не аттестованы, то есть, обязательная аттестация в соответствии с правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 172 от 26.02.2015 ими не пройдена, вследствие чего данные должностные лица не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности. Из содержания иска следует, что нарушение установленных требований ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В исковом заявлении истцом поставлены требования о возложении на ответчика обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, прошедших аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке.
Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года настоящее гражданское дело передано по подсудности для рассмотрения в Южно-Сахалинский городской суд.
В судебном заседании представитель Сахалинского транспортного прокурора Односторонцев Р.В. исковые требования поддержал, просил в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» - ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указал, что ОАО «РЖД» не является специализированной организацией, имеющей свидетельство об аккредитации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в связи с чем ОАО «РЖД» не может проводить дополнительную оценку уязвимости железнодорожных станций Томари, Ильинск-Сахалинский, а, следовательно, на ОАО «РЖД» не может быть возложена соответствующая обязанность решением суда. Указал также, что со стороны ОАО «РЖД» предпринимаются все возможные меры для реализации требований законодательства о транспортной безопасности, проявлена максимальная степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго соблюдения требований закона.
Заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В п. 6 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
Оценка уязвимости транспортных средств от актов незаконного вмешательства, порядок ее проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 5 вышеуказанного Закона).
Частью 1 ст. 8 ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно положениям п. 9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», при изменении, в том числе, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. В соответствии с п. 2 данного Постановления Правительства РФ, утвержденные им требования вступают в силу с 1 июля 2017 г.
Согласно п. п. 17 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя истца, в ходе проведения проверки установлено, что Сахалинский центр организации работы железнодорожных станций – структурное подразделение Дальневосточной дирекции управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» в процессе своей деятельности использует железнодорожную станцию Томари (установлена 2 категория), железнодорожную станцию Ильинск-Сахалинский (установлена 2 категория), которые входят в состав Сахалинского центра организации работы железнодорожных станций согласно Положения о Сахалинском центре организации работы железнодорожных станций, утвержденного начальником Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российский железные дороги» ФИО2 15.06.2016.
Следовательно, ОАО «Российские железные дороги» относится к субъектам транспортной инфраструктуры и на него распространяются обязанности по соблюдению требований ФЗ «О транспортной безопасности».
Указанным объектам транспортной инфраструктуры проведена оценка уязвимости, результаты оценки уязвимости в отношении указанных станций утверждены: 02 декабря 2015 года.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, до настоящего времени не проведена.
В соответствии с п. 7.2 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» силами обеспечения транспортной безопасности являются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Статьей 10 ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, согласно которых работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В силу п.2 ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172.
В соответствии с п. 5.13 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности».
Согласно приказу от 04.08.2017 № ДВ ДЦС-5-287 начальника Сахалинского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» ФИО3 ответственными за ведение вопросов транспортной безопасности, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Томари назначен начальник железнодорожной станции ФИО4, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский – начальник железнодорожной станции ФИО5
Как установлено судом, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что указанные должностные лица, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности не аттестованы, то есть, обязательная аттестация в соответствии с правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 172 от 26.02.2015 ими не пройдена, вследствие чего не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.
Доводы стороны ответчика о том, что ОАО «РЖД» не является специализированной организацией, имеющей свидетельство об аккредитации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в связи с чем, ОАО «РЖД» не может проводить дополнительную оценку уязвимости железнодорожных станций Томари, Ильинск-Сахалинский, а, следовательно, на ОАО «РЖД» не может быть возложена соответствующая обязанность решением суда, суд признает не состоятельным, поскольку статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В связи с изложенным, суд находит требования, заявленные прокурором, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд возлагает на ответчика – ОАО «РЖД» обязанность провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, прошедших аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход городского округа «Город Южно-Сахалинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, прошедших аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке – удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Томари, железнодорожной станции Ильинск-Сахалинский, прошедших аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: О.С. Лыкина