Дело № 2-6253/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
8 ноября 2018 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд
В составе:
председательствующего судьи Умновой М.Ю.,
при секретаре Соколовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Тымовск, железнодорожной станции Палево, назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тымовск, железнодорожной станции Палево, прошедших аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке, суд
у с т а н о в и л :
Сахалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В обоснование требований прокурор указал, что транспортной прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства о транспортной безопасности.
ОАО «Российские железные дороги» относится к субъектам транспортной инфраструктуры и на него распространяются обязанности по соблюдению требований ФЗ «О транспортной безопасности».
Объектам транспортной инфраструктуры в том числе железнодорожной станции Тымовск и железнодорожной станции Палево проведена оценка уязвимости, результаты оценки уязвимости утверждены: железнодорожная станция Тымовск - 29.05.2012,железнодорожная станция Палево - 01.12.2015.
Вместе с тем, в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Поронайск, железнодорожной станции Вахрушев-Сахалинский, железнодорожной станции Олень-Сахалинский, до настоящего времени не проведена.
В ходе проведения проверки так же установлено, что должностные лица, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности не аттестованы, то есть, обязательная аттестация в соответствии с правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 26.02.2015 ими не пройдена, вследствие чего не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.
В связи с чем, прокурором поставлены вышеуказанные требования.
В судебном заседании помощник Сахалинского транспортного прокурора – Харский С.Д. требования Сахалинского транспортного прокурора поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил так же установить сроки исполнения обязанности, в течение 1 месяца по первому требованию и по второму требованию в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Администрации г. Южно-Сахалинска ФИО1, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что работы по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Тымовск, железнодорожной станции Палево, железной дорогой проводятся, необходимо значительное время и денежные средства. Работа по назначению лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тымовск, железнодорожной станции Палево, проведена, в конце ноября 2018 года ФИО пройдет необходимую аттестацию и получит необходимые документы.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В п. 6 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ст. 2 ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
Оценка уязвимости транспортных средств от актов незаконного вмешательства, порядок ее проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 5 вышеуказанного Закона).
Частью 1 ст. 8 ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно положениям п. 9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", при изменении, в том числе, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. В соответствии с п. 2 данного Постановления Правительства РФ, утвержденные им требования вступают в силу с 1 июля 2017 г.
Согласно п. п. 17 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).
Как следует из материалов дела и пояснений помощника транспортного прокурора Сахалинской области в ходе проведения проверки установлено, что Сахалинский центр организации работы железнодорожных станций – структурное подразделение Дальневосточной дирекции управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» в процессе своей деятельности использует железнодорожную станцию Тымовск (установлена 2 категория),железнодорожную станцию Палево (установлена 3 категория), которые входят в состав Сахалинского центра организации работы железнодорожных станций согласно Положения о Сахалинском центре организации работы железнодорожных станций, утвержденного начальником Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российский железные дороги» ФИО 15.06.2016.
Следовательно, ОАО «Российские железные дороги» относится к субъектам транспортной инфраструктуры и на него распространяются обязанности по соблюдению требований ФЗ «О транспортной безопасности».
Указанным объектам транспортной инфраструктуры проведена оценка уязвимости, результаты оценки уязвимости утверждены: железнодорожная станция Тымовск - 29.05.2012,железнодорожная станция Палево - 01.12.2015.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Тымовск, железнодорожной станции Палево, до настоящего времени не проведена.
В соответствии с п. 7.2 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» силами обеспечения транспортной безопасности являются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Статьей 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, согласно которых работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В силу п.2 ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172.
В соответствии с п. 5.13 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Согласно приказу от 04.08.2017 № начальника Сахалинского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» ФИО ответственными за ведение вопросов транспортной безопасности, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тымовск назначен начальник железнодорожной станции ФИО, железнодорожной станции Палево – начальник железнодорожной станции ФИО
Как установлено судом, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что указанные должностные лица, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности не аттестованы, то есть, обязательная аттестация в соответствии с правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 26.02.2015 ими не пройдена, вследствие чего не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.
В связи с чем, на основании изложенного, требования заявленные прокурором обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 206 ГПК РФ, суд так же считает необходимым установить срок для совершения ответчиком необходимых действий и данный срок увеличить до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по первому требованию, поскольку как проведение работ по проведении дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры требуют значительных денежных вложение и времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Тымовск, железнодорожной станции Палево, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Тымовск, железнодорожной станции Палево, прошедших аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход муниципального образования город Южно-Сахалинск в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 1 месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья М.Ю. Умнова
ДД.ММ.ГГГГ вынесено мотивированное решение.
Председательствующий судья М.Ю. Умнова