ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-625/14 от 17.06.2014 Северного районного суда г. Орла (Орловская область)

 № 2-625/14

 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 17 июня 2014 года         город Орёл

 Северный районный суд г. Орла в составе:

 председательствующего судьи Золотухина А.П.,

 при секретаре Распоповой К.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» о признании незаконной деятельности по организации азартных игр под видом лотереи и прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» о признании незаконной деятельности по организации азартных игр под видом лотереи и прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Северного района города Орла на основании задания прокуратуры Орловской области была проведена проверка деятельности ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» (ООО «Комсис») по организации и проведению Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ». По результатам проверки установлено, что в помещении автомойки, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Германо, д. 2 ответчиком осуществляется проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ» с использованием лотерейного терминала самообслуживания, типа ЛТ-2 с установленным на него программным обеспечением, при помощи которого проводится игра с возможностью получения выигрыша. Выигрыш закладывается случайным образом, при этом, лотерейные билеты, либо квитанции не выдаются и в электронном виде не формируются. Информация об условиях, порядке и правилах лотереи отсутствует. Главное меню на сенсорном экране устройства приглашает принять участие в одной из игр и получить материальный выигрыш после внесения в купюроприемник денежной купюры любым номиналом. Внесенная сумма зачисляется на счет участника игры и уменьшается в процессе игровых операций, суть которых заключается в открытии игровых окон с различными рисунками. Услуги по распространению и проведению Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ» Обществом с ограниченной ответственностью «Комсис» предоставляются гражданам путем организации азартных игр с использованием игровых автоматов, завуалированных под деятельность лотерейного оборудования, а лотерея используется в качестве способа внесения ставки в азартной игре. Проведение азартных игр под видом лотерей нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создать угрозу причинения вреда гражданам. В связи с этим истец просит суд признать деятельность ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» по организации азартных игр под видом лотереи, осуществляемой по адресу: г. Орел, ул. Германо д. 2 незаконной и обязать ответчика прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования под видом лотереи по адресу: г. Орел, ул. Германо д. 2.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Северного района г. Орла ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

 Представитель ответчика ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям», надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по существу требований не представил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

 Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 Порядок организации и проведения лотереи на территории Российской Федерации, осуществления контроля за ее организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотереи, регламентированы Федеральным законом от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» (в редакции от 28.12.2013 года).

 Статья 2 Федерального закона «О лотереях» содержит основные понятия, используемые в законе. В соответствии с указанной статьей лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.

 Организатором лотереи может быть федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.

 Распространитель – это лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

 Лотерейная квитанция представляет собой фискальный документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи.

 Под проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

 Лотерейное оборудование - устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи.

 Лотерейный терминал - техническое устройство, предназначенное для приема лотерейных ставок (ввода либо выбора лотерейной комбинации или лотерейных комбинаций) и выдачи лотерейных квитанций и используемое при проведении тиражных лотерей.

 Лотерейная программа - программа для электронных вычислительных машин, разработанная и используемая для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.

 До внесения изменений 28.12.2013 года, Федеральный закон «О лотереях» определял в качестве организатора лотереи Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (то есть с 30.01.2014 года). Со дня опубликования настоящего Федерального закона выдача разрешений на проведение лотерей прекращается. Проведение негосударственных лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей прекращается до 1 июля 2014 года.

 Таким образом, с 30 января 2014 года по 1 июля 2014 года законодателем разрешено проведение негосударственных лотерей, с условием соблюдения требований Федерального закона «О лотереях» в редакции от 28.12.2013 года.

 Согласно статье 3 Федерального закона от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» (в редакции от 28.12.2013 года) бестиражной лотереей является лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.

 В соответствии со ст. 19 указанного закона розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет, электронный лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов; 2) сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи.

 Статьей 12 вышеуказанного закона определено, что лотерейный билет должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) номер и дата распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении лотереи; 2) наименование оператора лотереи и номер его контактного телефона; 3) наименование лотереи; 4) номер лотерейного билета; 5) наименование организатора лотереи; 6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; 7) размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи); 8) цена лотерейного билета или цена единичной ставки (стоимость минимальной лотерейной комбинации); 9) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной лотереи); 10) информация о месте и сроках получения выигрышей.

 Электронный лотерейный билет должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование оператора лотереи; 2) номер электронного лотерейного билета; 3) наименование организатора лотереи; 4) цена лотерейного билета или цена одной лотерейной ставки (лотерейных ставок).

 В силу статьи 12.1 Федерального закона «О лотереях» лотерейное оборудование и лотерейные терминалы применяются только для проведения тиражной лотереи.

 Из приведенных правовых норм следует, что применение лотерейного оборудования, лотерейных терминалов и лотерейных программ при проведении бестиражной лотереи не допускается. Действие лотерейного оборудования основано на принципе случайного определения выигрыша, что противоречит условиям проведения бестиражной лотереи, в которой выигрыш определен уже на стадии изготовления лотерейных билетов. Действие лотерейного терминала предназначено исключительно для приема лотерейных ставок (ввода либо выбора лотерейной комбинации или лотерейных комбинаций) и выдачи лотерейных квитанций.

 В судебном заседании установлено, что прокуратурой Северного района города Орла на основании задания прокуратуры Орловской области проведена проверка деятельности ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» (далее ООО «Комсис») по организации и проведению Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ», по результатам которой было установлено, что в помещении автомойки, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Германо, д. 2 ответчиком осуществляется проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ» с использованием лотерейного терминала самообслуживания, типа, ЛТ-2. Владение и пользование указанным помещением осуществляется ответчиком на основании договора аренды части нежилого помещения № от 26.12.2013 года, заключенного с ИП ФИО4

 На проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ» на территории Российской Федерации 25.05.2011 года Федеральной налоговой службой было выдано разрешение № с государственным регистрационным номером лотереи № ЗАО «КОНГРЕСС». Срок действия разрешения с 25.05.2011 года по 25.05.2016 года.

 05.04.2012 года между ЗАО «КОНГРЕСС» (организатором лотереи) и Закрытым акционерным обществом «Звездные врата» (оператором лотереи) заключен договор № на проведение лотереи, согласно которому Оператор лотереи до 10.11.2016 года обязуется за вознаграждение осуществить по поручению, от имени и за счет Организатора мероприятия, связанные с проведением Всероссийской негосударственной бестиражной лотерее «ЛОТО-АРТ».

 31.10.2011 года между ЗАО «Звездные врата» (оператором лотереи) и ООО «Комсис» (лотерейным агентом) заключен субагентский договор № о распространении купонов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ», приеме лотерейных ставок и выплате выигрышей.

 В соответствии с условиями договора ООО «КОМСИС», выступая в качестве агента, обязуется от имени и за счет Оператора лотереи:

 1) распространять игровые комбинации купонов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ», организатором которой является ЗАО «КОНГРЕСС».

 2) выплачивать денежные выигрыши участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи.

 Распространение Лотерейным агентом купонов лотереи осуществляется путем приема лотерейных ставок через лотерейное оборудование.

 Приказом № от 01.11.2011 управляющего ЗАО «КОНГРЕСС» утверждены правила участия во Всероссийской негосударственной бестиражной лотерее «ЛОТО-АРТ», серии Б, согласно которым лотерея проводится с использованием лотерейного оборудования. Лотерея основывается на принципе определения выигрыша непосредственно после внесения Участником лотереи оплаты через лотерейное оборудование за участие в лотерее и получения купона. Концепция лотереи заключается в последовательном выявлении скрытых числовых значений и надписей, заложенных в нанесенных на Купонах окнах, определяющих игровую зону Купона и отражаемых на экране лотерейного оборудования, с последующим определением выигрыша Участника лотереи или его проигрыша. Купон – документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений Организатора лотереи с Участником лотереи. Организатор лотереи осуществляет хранение оплаченного Купона Участника лотереи. Купоны изготавливаются с помощью программного обеспечения, осуществляющего закладку выигрышей случайным образом. Розыгрыш призового фонда Лотереи заключается в последовательном выявлении скрытых числовых значений, надписей и рисунков, отображаемых на экране лотерейного оборудования, заложенных в нанесенных на Купон окнах. Игровая зона Купона состоит из нескольких сегментов, каждый из которых содержит игровые окна. Игровые окна содержат числовые значения, надписи и рисунки. Задача участника лотереи – последовательно вскрывать игровые окна на одном или нескольких сегментах игровой зоны, отображенной на экране лотерейного оборудования, с целью получения максимального значения, образующего наибольший размер выигрыша. Выигрышные числовые значения игровых окон сегментов Купона закладываются случайным образом на стадии их изготовления. Выигрыш участника лотереи соответствует сумме арифметического сложения числа, равного номиналу Купона и числовых значений, последовательно выявленных участником Лотереи при вскрытии игровых окон. (п.п. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.6, 8.7, 12.3, 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5 Правил).

 Также установлено, что деятельность по организации и проведению Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ» осуществляется с использованием устройства с установленным на него программным обеспечением, при помощи которого проводится игра с возможностью получения выигрыша. Выигрыш закладывается случайным образом.

 При этом, лотерейные билеты, либо квитанции не выдаются и в электронном виде не формируются. Информация об условиях, порядке и правилах лотереи отсутствует. Главное меню на сенсорном экране устройства приглашает принять участие в одной из игр и получить материальный выигрыш после внесения в купюроприемник денежной купюры любым номиналом. Внесенная сумма зачисляется на счет участника игры и уменьшается в процессе игровых операций, суть которых заключается в открытии игровых окон с различными рисунками.

 Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра представляет собой основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Под игровым автоматом понимается игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

 В соответствии со ст. 3 указанного закона государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

 1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

 2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

 3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

 4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

 5) осуществления государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность.

 Таким образом, суд считает установленным, что при функционировании оборудования, размещенного по адресу: г. Орел, ул. Германо, д. 2 реализация лотерейных билетов не проводится. Выигрыш зависит от размера вложений участника, что приводит к возникновению азарта. Розыгрыш внесенных в аппарат денежных сумм производится участником самостоятельно, сумму выигрыша оборудование определяет случайным образом, то есть без участия оператора лотереи. Результат розыгрыша призового фонда лотереи формируется в результате игры, размер выигрыша определяется с помощью электронного оборудования, участник вносит плату не за получение лотерейного билета, а за возможность игры с целью удовлетворения своих психоэмоциональных потребностей, не может непосредственно после внесения платы определить размер выигрыша. Таким образом, деятельность ответчика организована по принципу азартной игры, завуалированной под деятельность по организации и проведению лотереи.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Ответчик ООО «Комсис» не представил соответствующих доказательств, опровергающих доводы истца.

 В статье 6.1 части 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О лотереях" закреплено, что не допускается проведение азартных игр под видом лотерей.

 Частью 4 статьи 5 Федерального закона РФ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

 Статьей 9 вышеуказанного закона определено, что игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.

 Из системного толкования положений названного закона следует, что существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон. На территории Орловской области создание игорных зон законодательством не предусмотрено, следовательно, деятельность, осуществляемая ответчиком, не соответствует требованиям закона.

 Проведение азартных игр под видом лотерей нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создать угрозу причинения вреда гражданам.

 В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть признана незаконной и прекращена в соответствии со ст. 1065 ГК РФ, согласно которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

 Таким образом, принимая во внимание, что услуги по распространению и проведению Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ» ООО «Комсис» предоставляются гражданам путем организации азартных игр с использованием игровых автоматов, завуалированных под деятельность лотерейного оборудования, а лотерея используется в качестве способа внесения ставки в азартной игре, вышеизложенная деятельность, осуществляемая ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» незаконна и в силу ст. 12, 1065 ГК РФ подлежит запрету.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 237 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление прокурора Северного района г. Орла в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» о признании незаконной деятельности по организации азартных игр под видом лотереи и прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования удовлетворить.

 Признать деятельность ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» по организации азартных игр под видом лотереи, осуществляемой по адресу: г. Орел, ул. Германо, д. 2 незаконной.

 Обязать ООО «Компания содействия инвестициям и сбережениям» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования под видом лотереи по адресу: г. Орел, ул. Германо, д. 2.

 Ответчик вправе подать в Северный районный суд г. Орла заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Судья А.П. Золотухин