ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-625/19 от 22.11.2019 Тарского городского суда (Омская область)

Дело № 2-625/2019

55RS0034-01-2019-000803-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Тара Омской области 22 ноября 2019 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Крутаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 22 ноября 2019 года дело по иску Грузляка Владимира Эмилевича к Администрации Тарского муниципального района Омской области и к Администрации Мартюшевского сельского поселения Тарского района Омской области о присвоении адреса объекту недвижимости и о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Грузляк В.Э. обратился в суд с иском к администрации Тарского муниципального района Омской области и к администрации Мартюшевского сельского поселения Тарского района Омской области о присвоении адреса объекту недвижимости и о признании права собственности на жилой дом, указав, что 04.08.2014 им было получено разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> сроком действия 5 лет. Ранее 03.06.2014 по постановлению № 610 ему был предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, бывшая д. Щелкановка, на котором истец намеревался построить дом. Так же 03.06.2014 с истцом администрацией Тарского муниципального района заключен договор аренды на вышеуказанный земельный участок сроком на 5 лет с разрешенным использованием: для ИЖС. По окончании строительства в январе 2019 год истец обратился в администрацию Мартюшевского сельского поселения за присвоением адреса построенному жилому дому, на что был получен отказ, в связи с отсутствием данного адреса в ФИАС. 03.06.2019 Грузляк В.Э. обратился в архитектуру администрации Тарского муниципального района с уведомлением об окончании строительства, однако 03.06.2019 ему было отказано в связи с не соответствием построенного жилого дома из-за не определения территориальной зоны и не установления градостроительного регламента в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Мартюшевского сельского поселения. Просил суд обязать присвоить адрес построенному жилому дому расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, признать за Грузляком В.Э. право собственности на жилой дом площадью 125,8 кв.м., инв. , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

В ходе судебного разбирательства заявленные требования уточнил, просил суд обязать администрацию Мартюшевского сельского поселения Тарского муниципального района в течение 30 дней присвоить адрес построенному жилому дому расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, признать за Грузляком В.Э. право собственности на жилой дом площадью 125,8 кв.м., инв. , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании истец Грузляк В.Э. не участвовал о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Дулуба С.И. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в исковом заявлении. Просил суд обязать администрацию Мартюшевского сельского поселения Тарского муниципального района в течение 30 дней присвоить адрес построенному жилому дому расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, признать за Грузляком В.Э. право собственности на жилой дом площадью 125,8 кв.м., инв. , расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>

Представитель ответчика администрации Тарского муниципального района Омской области по доверенности Васюкович Т.В. не возражала удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что предоставление в аренду земельного участка под строительство жилого дома и выдача разрешения на строительство построенного Грузляк В.Э. жилого дома, расположенного в <адрес>, <адрес>), было осуществлено и предоставлялось до утверждения Правил землепользования и застройки <адрес>, в соответствии с которыми в настоящее время в отношении земельных участков, расположенных в бывшей <адрес>, территориальная зона оказалась не определена, градостроительный регламент не установлен, по причине прекращения существования населённого пункта как административно-территориальной единицы. До утверждения правил и регламента сельского поселения в целом, земельный участок располагался и обозначался на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время в кадастровой документации сведения об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка не уточнены. В силу произошедших за время изменений и возникшего казуса, отдел архитектуры как полномочный орган Администрации Тарского муниципального района на момент обращения Грузляк В.Э. за реализацией своих прав законного владельца в 2018 году в отношении построенного им жилого дома с соответствующего и правомочного разрешения на строительство, при рассмотрении вопроса по существу обращения в связи с применением новых правил выявило несоответствия, которые стали формальным препятствием для принятия положительного решения. В настоящее время преодолеть возникшее противоречие в текущем году иначе как в судебном порядке не представляется возможным. Администрация ТМР признаёт факт законности выдачи разрешения на строительство и непосредственно факт законности осуществления строительства жилого дома; возведение жилого дома не является самовольной постройкой; земельный участок находится в аренде, на законных основаниях, используется по целевому назначению, и жилое строение возведено на земельном участке, предоставленном именно для целей жилищного строительства. Земельный участок не относится к землям, изъятым или ограниченным в обороте (ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Представитель ответчика администрации Мартюшевского сельского поселения Тарского района Омской области глава Немков Н.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Изучив представленные документы, выслушав представителя истца, суд находит исковые требования Грузляка В.Э. подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела на основании постановления Главы администрации Тарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тарского муниципального района Омской области и Грузляком В.Э. заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым, Грузляку В.Э передан в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 8-11).

Соглашением о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, указанный договор аренды расторгнут (л.д. 26).

Согласно договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-25) Грузляку В.Э. предоставлен указанный земельный участок сроком на 20 лет, целевое назначение аренды - строительство дома.

04.08.2014 администрацией Тарского муниципального района Омской области Грузляку В.Э выдано разрешение на строительство № RU55527312-52 жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 6).

В соответствии с решением об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса от 08.02.2019 № 31 (л.д. 14) Грузляку В.Э. отказано в присвоении адреса объекту незавершенного строительства в связи с отсутствием данного адреса в Федеральной информационной адресной системе.

Пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, пункт 6 которых полномочия по присвоению, изменению или аннулированию адресов относит полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона, адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного закона объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Главой 2 Правил установлен порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса.

Пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживание граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

В соответствии с пунктом 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:

а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;

б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;

в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;

г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Пунктом 41 вышеприведенного Порядка установлено, что решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Как следует из текста отказа в присвоении объекту адресации адреса, ответчик, ссылаясь на отсутствие данного адреса в системе ФИАС, отказал истцу в присвоении адреса объекта недвижимости.

Однако основания отказа в присвоении адреса объекту адресации установлены пунктом 40 Правил, который не предусматривает такого основания отказа в присвоении объекту адресации адреса как отсутствие адреса в ФИАС, отсутствие разработанной градостроительной документации на территорию, на которой расположен объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможности отказа в присвоении адреса объекту адресации в связи с отсутствием адреса в ФИАС, не совершение ответчиком, действий, направленных на оказание заявителю такой муниципальной услуги, не соответствует законодательству и нарушает права истца.

Разрешая исковые требования о признании права собственности на жилой дом площадью 125,8 кв.м., инв. , расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес> суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Как указано выше истцом 04.08.2014 было получено разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером предоставленном ему администрацией Тарского муниципального района по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом представлен технический паспорт на жилой дом 2019 года постройки, общей площадью 125,8 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 27-34)

Из ответа начальника отдела капитального строительства архитектуры Администрации Тарского муниципального района Омской области (л.д. 38), следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за Грузляком В.Э. права собственности на объект недвижимости, находящийся в границах земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем заявленные им требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Грузляка Владимира Эмилевича удовлетворить.

Обязать администрацию Мартюшевского сельского поселения Тарского муниципального района в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу присвоить адрес жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером .

Признать за Грузляком Владимиром Эмилевичем право собственности на объект индивидуального жилищного строительства, жилой дом, общей площадью 125,8 кв.м., инв. , расположенный на земельном участке с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 22 ноября 2019 года.

Судья : подпись

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна

Судья Н.Н. Казакова

Согласовано