Дело № 2- 625/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 июня 2016г. Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Лотовой Н. И.
с участием прокурора : Драморецкого В. Н.
при секретаре: Семеновой М. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области к ПАО «Челябэнергосбыт» о признании действий незаконными, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Верхнего Уфалея обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Кыштымскому филиалу ПАО «Челябэнергосбыт» о признании действий по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, возложении на ответчика обязанности прекратить выставление к оплате счетов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, по жилым помещениям, находящимся по адресу: АДРЕС, АДРЕС а также АДРЕС, домов НОМЕР, АДРЕС. В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Верхнего Уфалея Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства при начислении и взимании платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды жителям многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа, в ходе которой установлено, что Кыштымския филиалом ПАО «Челябэнергосбыт» (Верхнеуфалейский участок) с ДАТА производится начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Также установлено, что ПАО «Челябэнергосбыт» производит начисление и взимание платы за общедомовые нужды с собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах Верхнеуфалейского городского округа, управление которыми осуществляется управляющими организациями ООО «Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР», ООО «Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР», однако решения о внесении платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации собственниками многоквартирных жилых домов не принимались. Указанные действия ПАО «Челябэнергосбыт» противоречат действующему законодательству и нарушают права собственников (нанимателей) многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа, в частности ст. ст. 154, 155, 161, а также п.1 пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАНОМЕР и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАНОМЕР, поскольку ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями плату, за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества, так как управляющая организация отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг. Вышеуказанные управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг и имеют право взимать плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества, так как отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Полагает, что с ДАТА ПАО «Челябэнергосбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, производит начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды с собственников ( нанимателей) помещений многоквартирных домов, обслуживаемых вышеуказанными управляющими компаниями, чем нарушены права неопределенного круга лиц при начислении и предъявлении к оплате счетов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Судом, в соответствии со ст. 41 ГПК РФ, произведена замена ненадлежащего ответчика Кыштымского филиала ПАО «Челябэнергосбыт» на надлежащего ответчика ПАО «Челябэнергосбыт» ( л.д. 130).
В судебном заседании прокурор Драморецкий В. Н. исковые требования поддержал. В обоснование доводов по иску сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПАО «Челябэнергосбыт» ФИО1, действующий по доверенности ( л.д. 131), пояснил, что согласен с доводами, изложенными прокурором.
Представители 3-их лиц ООО «ООО «Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР», ООО «Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР» в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела ( л.д. 125, 126).
Заслушав прокурора Драморецкого В. Н., представителя ответчика ФИО1, исследовав все материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом суд исходит из следующего.
Согласно статьям 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В соответствии с ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Таким образом, вышеуказанными нормами ЖК РФ разграничены функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно статье 155 части 7.1 ЖК РФ ( в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ( за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Федеральным законом от ДАТА № 176-ФЗ (вступившим в законную силу ДАТА) внесены изменения в часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ, из неё исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».
Таким образом, с ДАТА собственники помещений и наниматели жилых помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей организацией, вправе производить оплату коммунальных услуг, в том числе потребляемых на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, но только при принятии собственниками помещений этого дома решения на общем собрании о внесении платы за эти услуги ресурсоснабжающей организации.
Правительством Российской Федерации от ДАТА за НОМЕР утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( далее Правила).
В соответствии с п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление; собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил; собственникам и пользователям жилых домов (домовладений).
В остальных случаях, согласно п. 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяется в договоре управления многоквартирным домом.
Согласно п. 44 вышеуказанных Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем рассчитанный исходя их нормативов потребления услуги.
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме при отсутствии решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Установлено, что прокуратурой г. Верхнего Уфалея Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства при начислении и взимания платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды жителям многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, в ходе которой установлено, что ответчиком с ДАТА производится начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по жилым помещениям, расположенным по адресам: АДРЕС г. В. Уфалей, а также АДРЕС, домов НОМЕРАДРЕС, что подтверждается извещениями об оплате за потребленную электроэнергию, где в разделе «Справочная информация по общедомовому потреблению» указана строка расход на общедомовые нужды( л.д. 99-116), письмом начальника Кыштымского филиала ПАО «Челябэнергосбыт» ( Верхнеуфалейский участок) прокурору АДРЕС от ДАТАНОМЕР ( л.д. 11).
Установлено, что решением НОМЕР единственного участника ООО «ЖЭУ НОМЕР» от ДАТА проведена реорганизация ООО «ЖЭУ НОМЕР» в форме его присоединения к ООО «ЖЭУ НОМЕР», утвержден договор о присоединении ООО УК «Жилищно-эксплуатационное управление НОМЕР» к ООО «Жилищно- эксплуатационный участок НОМЕР», что подтверждается соответствующим решением ( л.д. 9), а также уведомлением о снятии с учета Российской организации в налоговом органе от ДАТА ( л.д. 10).
В ходе рассмотрения дела установлено, что управление многоквартирными домами, расположенными по АДРЕС г. В. Уфалей, а также АДРЕС, домов НОМЕР осуществляется ООО Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР», по АДРЕС осуществляется ООО «Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР», что подтверждается договором на оказание услуг по управлению, содержанию, техническом обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от ДАТА, заключенного ООО «Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР» и собственниками многоквартирного АДРЕС ( л.д. 25-29), актом разграничения зон эксплуатационной ответственности инженерного оборудования между заказчиком ( представителем собственников) и исполнителем (приложение НОМЕР к вышеуказанному договору от ДАТА) ( л.д. 30), примерным перечнем работ, услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по АДРЕС ( являющегося приложением НОМЕР к договору) ( л.д. 31-32), договором на оказание услуг по управлению, содержанию, техническом обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от ДАТА, заключенного между ООО ««Жилищный эксплуатационный участок НОМЕР» и ТСЖ «АДРЕС» ( л.д. 91- 95), актом разграничения зон эксплуатационной ответственности инженерного оборудования между заказчиком ( представителем собственников) и исполнителем (приложение НОМЕР к вышеуказанному договору от ДАТА) ( л.д. 96), перечнем работ, услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных в АДРЕС, НОМЕР в г. Верхний Уфалей Челябинской области ( л.д. 97-98), распоряжениями Главы администрации АДРЕС от ДАТАг. НОМЕР-р ( л.д. 69-70, 71-72), договором на оказание услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и придомовой территории от ДАТА, заключенного с ООО «ЖЭУ НОМЕР» и представителем собственников многоквартирных домов: АДРЕС ( л.д. 73-78), договором на оказание услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и придомовой территории от ДАТА, заключенного с ООО «ЖЭУ НОМЕР» и представителем собственников многоквартирных домов АДРЕС, 6, 8 ( л.д. 79-84), договором на оказание услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и придомовой территории от ДАТА, заключенного с ООО «ЖЭУ НОМЕР» и представителем собственников многоквартирных домов: АДРЕС ( л.д. 85-90).
В соответствии с вышеуказанными нормами закона, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, выступающие в роли исполнителя коммунальных услуг, включая работы по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей, несут ответственностью перед собственниками за оказание услуг надлежащего качества.
Решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: АДРЕС г. В. Уфалей, а также АДРЕС, домов НОМЕРАДРЕС по оплате электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации суду не представлено.
При таких обстоятельствах, ПАО «Челябэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет и предъявляет к оплате коммунальные ресурсы, израсходованные, в том числе на общедомовые нужды, собственникам жилых помещений по АДРЕСАДРЕС домов НОМЕРАДРЕС, способ управления которым определен в соответствии с действующим жилищным законодательством, которым не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Как видно их материалов дела, ПАО «Челябэнергосбыт» не является управляющей организацией многоквартирных домов расположенных по АДРЕСАДРЕСАДРЕС г. В. Уфалей, а также АДРЕС, домов НОМЕРАДРЕС, отдельного решения собственники помещений о внесении платы за все либо некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не принималось, то и начисление платы ПАО «Челябэнергосбыт» за услуги электроснабжения на общедомовые нужды в многоквартирных домах является незаконным, противоречащим пункту 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1, п.п. «а» п. 9 вышеуказанных Правил НОМЕР предоставления коммунальных услуг, положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 201года НОМЕР « О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают собственники помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, а исполнителем услуг- управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Как видно из ответа директора ООО «Жилищно- эксплуатационный участок НОМЕР» от ДАТА на требование прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области, из которого следует, что договор между ООО «ЖЭК НОМЕР» и ОАО «Челябэнергосбыт» на электроснабжение коммунального ресурса потребителям не заключался ( л.д.23).
Из ответа директора ООО «ЖЭУ НОМЕР» от ДАТА на требование прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области установлено, что между ООО «ЖЭУ НОМЕР» и ОАО «Челябэнергосбыт» договор на электроснабжение с предоставлением коммунального ресурса потребителям не заключался ( л.д. 54).
Суд полагает, что отсутствие договора, заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для содержания и использования общего имущества многоквартирного дома, не влечет для собственника жилого помещения обязанности оплаты стоимости такой услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, поскольку установление иного порядка внесения платы вопреки требованиям жилищного законодательства будет свидетельствовать о возложении на потребителя-гражданина обязанности по оплате коммунальной услуги ненадлежащему лицу.
Кроме того, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не представлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды ( если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию – с ДАТА), такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общеджомовые нужды, так как не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами и, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора г. Верхний Уфалей Челябинской области о признании действий ПАО «Челябэнергосбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности по прекращения выставления к оплате счетов потребителям за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды основаны на законе, подтверждены исследованными материалами дела и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Кыштымского филиала ПАО «Челябэнергосбыт» по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.
Обязать Кыштымский филиал ПАО «Челябэнергосбыт» прекратить выставление к оплате счетов потребителям за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, по жилым помещениям, находящимся АДРЕС г. В-Уфалея Челябинской области, в АДРЕС, домов № НОМЕР, АДРЕС.
Взыскать с ПАО «Челябэнергосбыт» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей ( шесть тысяч рублей 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кыштымский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись)
Решение не вступило в законную силу.