ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-625/2018 от 28.06.2018 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2-625/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 28 июня 2018 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Кадыровой Н.Н.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» о защите прав потребителей, об обязании АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за потребленную электрическую энергию на ОДН по адресу: <адрес>, за период с 01.06.2016 г. по 30.06.2016 г. по нормативам Республиканской службы по тарифам, о признании незаконным ввода в эксплуатацию ОДПУ по адресу: <адрес>, с расчетом по прибору ОДПУ не согласна, т.к. не была уведомлена об его вводе в эксплуатацию.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности ФИО1 исковые требования не признала, представила письменные возражения, суду пояснила, что ОДПУ установлен и введен в эксплуатацию согласно акта мот 30.11.2012 г. работниками МРСК Сибири в присутствии директора УК «Дом» Зюзиной, на основании показаний данного ОДПУ производились начисления по ОДН. Заявила о применении срока исковой давности. Не согласна с доводами ПАО «МРСК Сибири», т.к. прибор учета вводился в эксплуатацию как общедомовой.

Представитель соответчика ПАО «МРСК Сибири» по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск, выразив несогласие с ним, поскольку прибор учета применяется и для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком; его установка и введение в эксплуатацию не может нарушать права собственников и пользователей помещений в МКД; истцом избран ненадлежащий способ защиты права; обязание внести изменения в финансовый лицевой счет как в документы внутреннего учета организации является нарушением ее прав; отсутствие уведомления об установке прибора учета не влечет для истца каких-либо нарушений его прав и законных интересов, изменение условий расчета для истца происходит только в случае введения ОДПУ в эксплуатацию, к которому требование об уведомлении не применяется; каких—либо доказательств наличия на момент установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ лица, уполномоченного от лица собственников выступать их представителем при взаимодействии с третьими лицами по вопроса управления МКД истцом не представлено; истец доказательств проведения проверки ОДПУ и выявления недостатков в его работе не представил, досудебный порядок урегулирования спора не соблюден; не представлено доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности установки ОДПУ; на сетевую организацию, устанавливающую прибор учету на границе своих сетей не распространяются требования о проведении обследования внутридомовых инженерных систем МКД. Заявила о применении 3-годичного срока исковой давности, т.к. истец могла и должна была знать, что прибор учета в доме установлен и введен в эксплуатацию. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок расчета платы за электроэнергию на ОДН регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 с учетом положений ФЗ №261.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ №261 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой, в т.ч. электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 01 июля 2012 г.

Согласно ч.12 ст. 13 ФЗ №261, в случае неисполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии до 01 июля 2012 г., действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация на возмездной основе.

Аналогичные последствия невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета указаны в п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 (далее Положение №442).

Судом установлено, что истец ФИО2 проживает по постоянному месту жительства в жилом помещении – квартире по адресу: <адрес>, является ее собственником на основании договора приватизации от 19.02.1996 г., пользуется коммунальной услугой – электроэнергия, и осуществляет ее оплату, лицевой счет открыт на нее.

Собственники помещений данного многоквартирного дома по оснащению МКД ОДПУ, а также его вводу в эксплуатацию в нарушение ст. 13 ФЗ №261 не выполнили. Таким образом, данная обязанность возникла у сетевой организации.

В данном МКД ответчиком ПАО «МРСК Сибири» установлен общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии (ОДПУ), что сторонами не оспаривается и ими подтверждается.

ОДПУ был установлен не по инициативе собственников, а в принудительном порядке сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» в силу требований ФЗ №261. Следовательно согласие собственников в данном случае на его установку не требуется. В рассматриваемом же случае прибор учета был установлен по императивному предписанию закона в связи с тем, что собственники по своей инициативе соответствующих действий не произвели.

Согласно представленного истцом финансово-лицевого счета, а также исходя из пояснений участников процесса, других материалов дела, ей начисляется и за ней значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН), начисление произведено по показаниям данного ОДПУ.

Согласно акту допуска прибора учета в эксплуатацию от 30.11.2012 г. в данном МКД ПАО «МРСК Сибири» допущен в эксплуатацию прибор учета. Доказательств соблюдения требований п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. №442 (далее Основные положения), ч. 2 ст. 13 ФЗ №261, акт об установке ОДПУ ответчиками не представлен.

Согласно приказа Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.

Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация вправе установить общедомовой прибор учета за счет собственных средств, если подтверждена техническая возможность их установки, о чем должен быть составлен акт по установленной форме.

Суд пришел к выводу, что на момент установки общедомового прибора учета, здание данного МКД не обследовалось, не проверялась техническая возможность установки прибора учета, соответствующие акты не составлялись. Доказательств обратного суду не представлено.

В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, потому не может быть использован для расчетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с собственниками помещений многоквартирного дома. Следовательно, произведенные АО «Читаэнергосбыт» начисления платы за электрическую энергию истцу на основании показаний ОДПУ, установленного с нарушением процедуры, является не правомерным.

В период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. начисления ОДН истцу превышали потребление по нормативу, что следует из лицевого счета, в связи с чем суд считает требование о перерасчете платы за ОДН по нормативу обоснованным. Добросовестные потребители по закону должны оплачивать только ту электроэнергию, которая действительно была использована на содержание общего имущества дома, и не обязаны возмещать убытки, причиненные ресурсоснабжающей организации в результате действий иных лиц. При этом перерасчет должен быть произведен по нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия согласно приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г.

Однако, учитывая, что исковое заявление подано истцом в суд 01.06.2018 г., по ходатайству ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит применению к по ходатайству ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит применению установленный п. 1 ст. 196 ГК РФ общий 3-годичный срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку о его восстановлении истец не ходатайствовал, доказательств уважительности его пропуска и доказательства того, что о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, он узнал позднее. Тем самым перерасчет должен быть произведен за период с 01.06.2015 г. по 30.06.2016 г. включительно.

Вместе с тем, требование о признании незаконным ввода в эксплуатацию ОДПУ не может быть удовлетворено, поскольку само по себе несоблюдение предусмотренного порядка установки и ввода в эксплуатацию прибора учета влечет лишь невозможность его использования для расчетов именно с потребителями, при этом не свидетельствует о незаконности его установки и невозможности его использования как расчетного между организациями.

На основании ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать в бюджет МО «Кабанский район» с ответчика АО «Читаэнергосбыт» госпошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести ФИО2 по квартире по адресу: <адрес>, перерасчет платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, за период с 01.06.2015 г. по 30.06.2016 г. включительно, по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.

В остальной части в иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Максимов