ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6265/2022 от 11.10.2022 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0002-01-2022-008770-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2022 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Козыревой М.А.,

при секретаре судебного заседания Ибрагимовой С.Д.,

с участием истца - прокурора города Нижневартовска Захарова А.Б.,

представителя ответчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 18», - Калиновского А.А.,

представителя ответчика - администрации города Нижневартовска, - Скиба А.В., действующего на основании доверенности от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6265/2022 по исковому заявлению прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 18», администрации города Нижневартовска о возложении обязанности обеспечить образовательное учреждение круглосуточной охраной и возложении обязанности по обеспечению финансирования,

установил:

Прокурор города Нижневартовска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нижневартовский городской суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 18» (далее по тексту - МБОУ «Средняя школа № 18»), расположенного по адресу: г.Нижневартовск, <адрес>, на предмет соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». В ходе проверки установлено, что охрана объекта осуществляется силами специализированной охранной организации с 07.30 часов по 19.00 часов, в остальное время охрана осуществляется вахтерами и сторожем. Охрана объекта осуществляется не круглосуточно. Прокурором города Нижневартовска в адрес МБОУ «Средняя школа № 18» внесено представление об устранении нарушений закона от <дата> исх., однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Полагает, что охрана объектов образовательного учреждения должна круглосуточно обеспечиваться охранниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Просит обязать МБОУ «Средняя школа № 18» обеспечить объект образовательной организации, расположенной по адресу: г.Нижневартовск, <адрес>, в соответствии с п.п. «б» п.25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда; обязать администрацию города Нижневартовска в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объекта образовательной организации круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в объеме, необходимом для проведения закупочных процедур в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Представитель истца Захаров А.Б. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа № 18» Калиновский А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель ответчика администрации города Нижневартовска по доверенности Скиба А.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что действующее законодательство не предусматривает обязанность учреждений обеспечить охрану учреждений соответствующими сотрудниками охранных и других специализированных организаций в круглосуточном режиме. К полномочиям администрации города Нижневартовска отнесена разработка проекта бюджета городского округа, администрация города вносит проект решения о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период на рассмотрение в Думу города, в связи с чем, установление срока исполнения судебного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу не учитывает реальной возможности у администрации города соблюсти предусмотренную законом процедуру выделения бюджетных средств.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1.1 Устава МБОУ «Средняя школа № 18» является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Пунктом 1.8 Устава закреплено, что бюджетной учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета.

Учредителем бюджетного учреждения является муниципальное образование город Нижневартовск. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация города Нижневартовска в лице ее структурных подразделений (п. 1.4).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон «Об образовании») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Материалами дела установлено, что учреждению присвоена 2 категория опасности.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Пунктом 13 ст. 2 указанного Федерального закона предусмотрен такой принцип противодействия терроризму как соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее по тексту – Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу п. 12 Концепции, одним из направлений противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма.

В числе мер по предупреждению терроризма п. 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления своей деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

При рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту Требования).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объекты МБОУ «Средняя школа № 18».

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 8, 9 Требований к защищенности объектов).

Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов).

В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Согласно пп. «г» п. 18 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Из комиссионного акта обследования и категорирования МБОУ «Средняя школа № 18» от 08.02.2021 следует, что на объекте имеются: система видеонаблюдения из 26 камер видеонаблюдения (из них: 20 внутренних, 6 наружных), архив хранения записи видеонаблюдения составляет более 30 суток, видеоизображение выведено на экран поста охраны (вахты), качество видеоизображения составляет: 1,3 М/пикселей, возможность системы видеонаблюдения осуществить идентификацию лиц и детализацию событий: да. Количество основных входов/выходов – 2, эвакуационных выходов – 6, из них оборудованы камерами системы видеонаблюдения – 8, из них оборудованы системой охранной сигнализации – 8. Количество стационарных металлоискателей на входных зонах – 1, которые не обслуживаются. Количество ручных металлообнаружителей в зонах осмотра – 3, которые не обслуживаются. Наличие специальных мест (помещений) хранения предметов, запрещенных к проносу в здание – 2 (8 камер хранения), в холе 1 этажа. Система оповещения и управления эвакуацией в наличии в исправном состоянии; имеется возможность оповещения посетителей через микрофон, громкоговоритель. Наличие системы контроля управления доступом – имеется. Пожарная сигнализация в наличии. Система автоматической противопожарной защиты объекта отсутствует. Первичные средства пожаротушения и эвакуации – огнетушители в наличии. Наружного освещения объекта достаточно. Электросети и оборудование исправны. Резервные источники питания и охранная сигнализация в наличии. Система вызова экстренных оперативных служб: имеется КТС с выводом на ПЦО Нижневартовского МОВО – филиала ВГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре». 3 кнопки экстренного вызова, сигнал выведен на ПЦО Нижневартовского МОВО – филиала ВГКУ «УВО ВНГ России по ХМАО-Югре», обслуживается ФГУП «Охрана». Имеются схемы эвакуации. Парковочные места на территории объекта отсутствуют. На территорию имеет 2 въезда через ворота со стороны <адрес>, просматриваемые через систему видеонаблюдения, ворота выполнены в виде металлического забора (решётка) высотой 1 м. 60 см., закрываются на навесные замки, противотаранные средства в наличии. Автоматические шлагбаумы отсутствуют. Количество камер системы видеонаблюдения, контролирующих зоны въезда и выезда на территорию объекта – 2 шт. Количество калиток в ограждении – 3 шт. Наличие средств для оказания первой медицинской помощи – 40 шт., медицинский кабинет, учебные кабинеты.

Согласно разделу 3 комиссионного акта физическая охрана осуществляется 1 охранником ООО ЧОО «Капкан», 2 вахтерами и 3 сторожами. Режим физической охраны: охранника с 07.30 часов до 19.00 часов ежедневно, кроме субботы и воскресенья, рабочее время вахтеров посменное по графику, режим работы с понедельника по пятницу, первая смена с 07.00 часов до 14.50 часов и вторая смена с 11.40 часов до 19.30 часов Рабочее время сторожей по графику, в рабочие дни с 19.30 часов до 07.30 часов, в выходные и праздничные дни в режиме первая смена с 07.30 часов до 19.30 часов и вторая смена с 19.30 часов до 07.30 часов Количество постов – 1.

По результатам составления комиссионного акта сделан вывод о том, что в соответствии с п. 11 «д» и пунктом 13 «в» постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы ранее присвоенная 2 (вторая) категория опасности.

Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности:

а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;

г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);

л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В силу пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Прокурор ссылается на невыполнение учреждением требований к антитеррористической защищенности объекта, нарушении законодательства о противодействии терроризму, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, невозможность своевременного предупреждения и устранения последствий совершения террористического акта, в части касающейся установления круглосуточной специализированной охраны объекта.

Возражая относительно заявленных требований представитель администрации города Нижневартовска ссылается на то обстоятельство, что Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 не содержит требований о том, что объект должен быть обеспечен круглосуточной специализированной охраной, указывая, что пропускной и внутриобъектовый режим контролируется круглосуточно с привлечением вахтеров и сторожей, что не противоречит данным требованиями действующему законодательству.

По смыслу приведенных выше правовых норм охрана образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.

Обеспечение охраны здания школы сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Применительно к школе указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений в круглосуточном режиме, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 пункта 25 «б», признающего такое присутствие обязательным. Необеспечение круглосуточной охраны образовательного учреждения силами специализированной охранной организации ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, сотрудников образовательных учреждений и иных лиц, посещающих учреждения, свидетельствуют о непринятии мер к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и неисполнении требований федерального законодательства.

Таким образом, доводы ответчика о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 не содержит требований о круглосуточной охране объекта основано на неверном толковании норм права и опровергается вышеизложенными ссылками на документ. Круглосуточное обеспечение охраной объекта общеобразовательного учреждения обусловлено особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

Правило о выполнении всех без исключения современных требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании», согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения. Это также соответствует положениям п. 7 ст. 2 и ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Учитывая положения Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, оценив представленные доказательства на основании положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся и работников образовательного учреждения, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, в связи с чем требования об обеспечении объекта круглосуточной охраной являются обоснованными и правомерными.

Согласно п. 7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 4.1 ст. 31 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

К вопросам местного значения муниципального образования входит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и организация при предоставлении дошкольного образования.

Образовательные учреждения являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения. Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников образовательного учреждения и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления.

Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

При этом доводы администрации города Нижневартовска о том, что финансирование мероприятий, не предусмотренных постановлением Правительства №1006, может привести к нецелевому использованию денежных средств и как следствие превышению полномочий не основаны на законе, поскольку судом установлены обстоятельства несоблюдения ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, выводы администрации города Нижневартовска о нецелевом использовании бюджетных средств являются ошибочными.

Вместе с тем, суд принимает во внимание довод администрации города Нижневартовска по сроку выполнения требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации устанавливают порядок составления бюджетной отчетности.

В соответствии со ст.19 Устава города Нижневартовска утверждение бюджетного городского округа отнесено к исключительной компетенции Думы города Нижневартовска.

В соответствии с Положением о бюджетном процессе города Нижневартовска, утвержденным решением Думы города от 16.09.2011 № 83, администрация вносит проект решения о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период на рассмотрение в Думу города не позднее 15 ноября текущего года, а решение о бюджете города должно быть утверждено не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Бюджет города Нижневартовска на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 г.г. утвержден решением Думы от 10.12.2021 № 45.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, с учетом доводов относительно сроков исполнения со стороны ответчиков, суд считает возможным установить ответчику – МБОУ «Средней школы № 18» срок исполнения в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления в силу решения суда в законную силу, администрации города Нижневартовска – 2 месяца. При этом суд отмечает, что в случае недостаточности установленного судом срока, ответчики вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Поскольку судом установлено, что МБОУ «Средней школы № 18» является образовательной организацией, на которую возложены обязанности создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, принятые МБОУ «Средней школы № 18» меры антитеррористической защищенности объекта не в полной мере соответствуют установленным п. 24, 25, 26 Требованиям к защищенности объектов, а на администрацию города Нижневартовска на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, также принимая во внимание, что срок осуществления указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта на момент вынесения решения суда не наступил, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора города Нижневартовска с учетом установленных выше сроков выполнения.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 18» (ИНН 8603012709) обеспечить объект, расположенный по адресу: город Нижневартовск, <адрес>, в соответствии с п.п. «б» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Обязать администрацию города Нижневартовска (ИНН 8603032896) обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объекта образовательной организации, расположенного по адресу: город Нижневартовск, <адрес>, круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в объеме, необходимом для проведения закупочных процедур в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в течение 2 (двух) месяца с момента вступления в силу решения суда.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.

Судья М.А. Козырева

Мотивированное решение составлено 18.10.2022

«КОПИЯ ВЕРНА» Подлинный документ находится в Судья ______________ М.А. Козырева Нижневартовском городском суде

Секретарь с/з _________ С.Д.Ибрагимова ХМАО-Югры в деле № _________

« ___ » _____________ 2022 г. Секретарь с/з ____С.Д.Ибрагимова