ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-626/19 от 25.03.2019 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-626/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года г.Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной И.Ф.,

при секретаре Шаяхметовой Ю.Т.,

с участием помощника прокурора г. Нефтекамск РБ Габдуллиной С.Р., представителя ответчика МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск РБ в лице заведующей Шестаковой А.Г., представителя ответчика Администрации ГО г.Нефтекамск РБ Газетдиновой Э.Р., действующей на основании доверенности <данные изъяты> г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Нефтекамск РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 34 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан об обязании осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности; обязании устранить нарушения пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нефтекамск обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам об обязании осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности; обязании устранить нарушения пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой города во исполнение заданий прокуратуры республики от 25.07.2018 № 21-8-2018, от 24.10.2018 № 21-8-2018 о проведении проверки соблюдения законодательства, регулирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных учреждениях, п. 12 плана работы прокуратуры г. Нефтекамска, проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных организациях.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, требующие принятие мер прокурорского реагирования.

В нарушение указанные требований законодательства в ходе проведенной проверки в МАДОУ Детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск выявлены следующие нарушения:

- помещение пищеблока не отделено от общего коридора сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости не менее ЕI 30 (п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п. 5.4.20 СП 2.13130.2012, п. 5.2.6 СП 4.13130.2013, п.7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- помещение для хранения белья не отделено от общего коридора сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости (Табл. 21, 29 ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- помещение кладовой спортинвентаря не отделено от спортзала сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости (Табл. 21, 29 ФЗ № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- помещение прачечной не отделено от общего коридора сертифицированными противопожарными дверями с требуемым пределом огнестойкости не менее ЕI 30 (п. 7.4 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п.6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- в месте перепада высот кровель между основным корпусом детского сада и кровлей корпуса бассейна отсутствует пожарная лестница типа П1 (фактический перепад высот составляет 3,5 метра) (п.8.7, 8,8 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.10 СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям);

- сертифицированные противопожарные двери в вентиляционной камере и электрощитовой не оборудованы устройством для самозакрывания (ч. 8, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 62 Правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением правительства № 390 от 21.04.2012).

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации ГО г.Нефтекамска 05.10.2018 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены.

Указанные обстоятельства не отвечают принципам обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, могут послужить причинами возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении, что может поставить под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных учреждений, а также гибель и повреждение имущества, в связи, с чем являются недопустимыми.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что нарушение требований пожарной безопасности в образовательной организации влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, в иске просит: 1. Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамск осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамска в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу. 2. Обязать МАДОУ детский сад № 34 ГО г.Нефтекамска устранить нарушения пожарной безопасности не позднее одного месяца со дня поступления денежных средств.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нефтекамск РБ Габдуллина С.Р. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Добавила, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных учреждениях, в МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск РБ были выявлены нарушения пожарной безопасности. В настоящее время нарушения не устранены, что связано с финансированием.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ГО г. Нефтекамск РБ Газетдинова Э.Р. исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время администрацией предприняты все необходимые меры, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности, отсутствует соответствующее финансирование.

В судебном заседании представитель ответчика МАДОУ детский сад № 34 ГО г.Нефтекамск РБ в лице заведующей Шестаковой А.Г. заявленные исковые требования признала полностью. Суду пояснила, что в настоящее время ведется работа по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности. Устранение нарушений зависит от финансирования со стороны администрации ГО г. Нефтекамск РБ. По мере поступления финансирования ведутся соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Нефтекамского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящий иск заявлен прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, направленный на обеспечение пожарной безопасности, под которой в силу ст. 1 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. При этом под нарушениями требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима в РФ), к объектам с массовым пребыванием людей относятся общественные здания и сооружения, в которых одновременно может находиться 50 и более человек.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как установлено в суде и следует из материалов дела, прокуратурой города во исполнение заданий прокуратуры республики от 25.07.2018 № 21-8-2018, от 24.10.2018 № 21-8-2018 о проведении проверки соблюдения законодательства, регулирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных учреждениях, п. 12 плана работы прокуратуры г. Нефтекамска, проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего безопасное пребывание несовершеннолетних в образовательных организациях.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, требующие принятие мер прокурорского реагирования.

В нарушение указанные требований законодательства в ходе проведенной проверки в МАДОУ Детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск выявлены следующие нарушения:

- помещение пищеблока не отделено от общего коридора сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости не менее ЕI 30 (п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п. 5.4.20 СП 2.13130.2012, п. 5.2.6 СП 4.13130.2013, п.7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- помещение для хранения белья не отделено от общего коридора сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости (Табл. 21, 29 ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- помещение кладовой спортинвентаря не отделено от спортзала сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости (Табл. 21, 29 ФЗ № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- помещение прачечной не отделено от общего коридора сертифицированными противопожарными дверями с требуемым пределом огнестойкости не менее ЕI 30 (п. 7.4 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п.6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- в месте перепада высот кровель между основным корпусом детского сада и кровлей корпуса бассейна отсутствует пожарная лестница типа П1 (фактический перепад высот составляет 3,5 метра) (п.8.7, 8,8 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.10 СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям);

- сертифицированные противопожарные двери в вентиляционной камере и электрощитовой не оборудованы устройством для самозакрывания (ч. 8, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 62 Правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением правительства № 390 от 21.04.2012).

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации ГО г.Нефтекамска 05.10.2018 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители учреждений в области пожарной безопасности обязаны: разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В силу ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Невыполнение вышеуказанных противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних, и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.

Указанные обстоятельства не отвечают принципам обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, могут послужить причинами возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении, что может поставить под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных учреждений, а также гибель и повреждение имущества, в связи, с чем являются недопустимыми.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Администрации ГО г. Нефтекамск, обязанная в силу закона участвовать в обеспечении безопасности населения, и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создавать безопасные условия для организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

Несоблюдение требований противопожарного законодательства в здании МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск РБ является недопустимым и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - несовершеннолетних, сотрудников учреждения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных по результатам проведенной проверки, ответчики суду не представили.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие устранение всех нарушений пожарной безопасности, с учетом позиции ответчика в лице заведующей МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск РБ Шестаковой А.Г., признавшей исковые требования в полном объеме, с учетом заключения прокурора, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г.Нефтекамск обоснованы и подлежат удовлетворению полностью с возложением на ответчика Администрацию ГО г.Нефтекамск РБ обязанности осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, с возложением на ответчика МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск устранить нарушения пожарной безопасности не позднее одного месяца со дня поступления денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г.Нефтекамск РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 34 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан об обязании осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности; обязании устранить нарушения пожарной безопасности, - удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в МАДОУ детский сад № 34 ГО г. Нефтекамск в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан не позднее одного месяца со дня поступления денежных средств устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- помещение пищеблока не отделено от общего коридора сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости не менее ЕI 30 (п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п. 5.4.20 СП 2.13130.2012, п. 5.2.6 СП 4.13130.2013, п.7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- помещение для хранения белья не отделено от общего коридора сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости (Табл. 21, 29 ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- помещение кладовой спортинвентаря не отделено от спортзала сертифицированной противопожарной дверью с требуемым пределом огнестойкости (Табл. 21, 29 ФЗ № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- помещение прачечной не отделено от общего коридора сертифицированными противопожарными дверями с требуемым пределом огнестойкости не менее ЕI 30 (п. 7.4 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п.6.8.19 СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»);

- в месте перепада высот кровель между основным корпусом детского сада и кровлей корпуса бассейна отсутствует пожарная лестница типа П1 (фактический перепад высот составляет 3,5 метра) (п.8.7, 8,8 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.10 СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям);

- сертифицированные противопожарные двери в вентиляционной камере и электрощитовой не оборудованы устройством для самозакрывания (ч. 8, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 62 Правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением правительства № 390 от 21.04.2012).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.

Мотивированное судебное решение изготовлено 28.03.2019 года.

Судья И.Ф. Сафина