ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-626/201107 от 07.06.2011 Ольского районного суда (Магаданская область)

                                                                                    Ольский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ольский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-626/2011 07 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Стахорской О.А.,

при секретаре Дегтяревой С.Г.,

с участием:

прокурора - помощника прокурора Ольского района Петухова Д.В.,

представителей ответчика ФИО1 и ФИО2, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 07 июня 2011 года гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Ольский район» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункта 2 постановления главы Ольского района № 138 от 09.07.1998 года «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3»,

  ">УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольского района обратился с требованием в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Ольский район» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункта 2 постановления главы Ольского района № 138 от 09.07.1998 года «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3», с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области, и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика ФИО3.

В обоснование заявленных требований указал, чтов соответствии с пунктом 2 постановления главы Ольского района № 138 от 09.07.1998 года «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3» изъят из земель гослесфонда Ольского лесхоза земельный участок общей площадью 5 га, расположенный в районе ручья Большая речка, и передан в земли запаса. Указанный пункт постановления противоречит ст. 63 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997г. № 22-ФЗ (в ред. действовавшей на момент издания постановления № 138 от 09.07.1998г., согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется: в лесах первой группы - Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп- органом государственной власти субъекта РФ по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством; порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда устанавливаются Правительством РФ. Порядок изъятия земель лесного фонда был установлен Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 г. № 1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда», пункт 1 которого содержит аналогичные положения. Таким образом, оспариваемый пункт 2 вышеуказанного постановления главы Ольского района издан незаконно, так как вопросы изъятия земель лесного фонда и перевода их в нелесные находились в компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ (в зависимости от групповой принадлежности). В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъекта РФ, в связи с чем прокурор просит признать противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2 постановления главы Ольского района № 138 от 09.07.1998 года «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3».

№">Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и ЧАО, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Мнение о заявленном требовании высказал в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела.

№">Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - ФИО3, в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако вручить ему судебное извещение не представилось возможным, ввиду отсутствия сведений о месте его жительства.

№">Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Департамента лесного хозяйства, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Требования прокурора поддержал, обосновав свою позицию в письменном мнении и в дополнениях к письменному мнению, которые приобщены к материалам.

Суд, в соответствии со ст.ст. 119, 167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора и представителей ответчика, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

№">Представители ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора не признали и пояснили суду, что полагают постановление Главы Ольского района № 138 от 09.07.1998 года законным и обоснованным, вынесенным на основании действовавших на момент его принятия нормативных правовых актов, в частности ч. 1 ст. 60 Закона РФ от 06.07.1991г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ» и постановления администрации от 21.06.1994г. № 133 «О передаче полномочий администрации области в ведение районных администраций в переводе лесов III группы в нелесные, а также п. 10 ст. 3 Федерального Закона РФ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ

№">Выслушав пояснения указанных лиц, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

№">Судом установлено и следует из материалов дела: протеста прокурора Ольского района № 128ж-2010 от 17.08.2010г., письма Главы МО «Ольский район» № 01-16/2522 от 27.08.2010г., копии свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 49-АА № 009203 от 26.10.2005г., кадастрового паспорта земельного участка от 27.07.2010 на земельный участок площадью 50000 кв.м., копии постановления Главы Ольского района № 138 от 09.07.1998г., заявления ФИО3 на имя главы администрации Ольского района от 07.05.1998г., акта выбора земельного участка отводимого для организации КФХ «Хутор атамана ФИО3», заключения районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству по вопросу предоставления земельного участка ФИО3, что -

№">- 09.07.1998 года на основании постановления Главы Ольского района из земель гослесфонда Ольского лесхоза изъят земельный участок общей площадью 5 га, расположенный в районе руч. Б-Речка и передан в земли запаса района;

№">- спорный земельный участок был предоставлен ФИО3 для организации КФХ «Хутор атамана ФИО3» животноводческого направления сроком на три года;

№">- спорный земельный участок был предоставлен ФИО3 на основании его заявления, акта и заключения районного комитета по земельным ресурсам;

№">- в Ольский лесхоз входят земли I, II и III групп общей площадью 3349304 ГА;

№">- на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество за Российской Федерацией зарегистрирована право государственной собственности на участок лесного фонда ФГУ «Ольский лесхоз» площадью 3403671 ГА;

№">- земельному участку площадью 50000 кв.м., расположенному в Ольском районе присвоен кадастровый номер 49:01:000002:4;

№">- спорным земельным участком администрация Ольского района продолжает распоряжаться.

№">Согласно законодательству РФ, действовавшему на момент вынесения спорного постановления:

- к предметам ведения районных муниципальных образований относятся, помимо прочего, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, находящейся в собственности данного муниципального образования; контроль за использованием земель на территории районного муниципального образования (п.п. 2,9 ст. 14 Закона Магаданской области «О местном самоуправлении в Магаданской области № 4-ОЗ от 19.02.1996г.);

№">- перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и (или) изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда и которая направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства (ст. 63 Лесного кодекса РФ):

№">- к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса (ст. 58 Лесного Кодекса РФ);

- районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 60 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991г. № 1550-1).

Таким образом, судом установлено, что исполняющий обязанности Главы Ольского района в 1998 году, руководствуясь ст. 9 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990г., п. 2 ст. 23 ГК РФ, п. 9 ст. 14 Закона Магаданской области от 19.02.1996г. № 4-ОЗ, пунктом 2 своего постановления изъял из земель гослесфонда Ольского лесхоза земельный участок общей площадью 5 га и передал его в земли запаса района.

На данный участок установлен вид собственности - государственная собственность.

Статьями 19 и 123 Конституции РФ, ст.ст. 6, 12 и 56 ГПК РФ предусмотрено, что судопроизводство по гражданским делам осуществляется на условиях равенства сторон и принципе состязательности. Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Данные положения закона разъяснены сторонам в определении о подготовке к дела к судебному разбирательству.

В судебное заседание администрацией муниципального образования Ольский район не представлены доказательства полномочий лица, подписавшего постановление № 138 на его издание и подписание, также не доказаны полномочия Главы Ольского района на совершение действий по изъятию земельных участков из гослесфонда и перевода их в другие категории земель - земли запаса.

Доводы представителей ответчика о том, что данные полномочия были предоставлены главе района на основании постановления от 21.06.1994г. № 133 «О передаче полномочий администрации области в ведение районных администраций в переводе лесов III группы в нелесные» не могут быть принят судом, по следующим основаниям.

Действительно, указанным постановлением администрацией Магаданской области делегированы главам районных администраций полномочия по переводу лесных земель в нелесные в лесах III группы, их изъятие и предоставление землепользователям. Однако применение данного постановления Главой Ольского района связано с неправильным его толкованием. Главам районных администраций делегировано право, но на совершение одновременно трех последовательных действий, то есть после перевода лесных земель в нелесные в лесах III группы происходит их изъятие и предоставление землепользователям. Кроме того, в преамбуле данного постановления указано, что данные действия связаны с необходимостью предоставления земель для горнодобывающей промышленности в установленном законодательством сроки, то есть при издании данного постановления администрацией Магаданской области было четко определено для каких нужд должны предоставляться указанные земли. Тогда как изъятие спорного земельного участка произведено для предоставления не для горнодобывающей промышленности, а для ведения сельского хозяйства (животноводческой деятельности). Также, необходимо отметить, что указанным постановлением не передано право главам района на передачу изъятых земель в земли запаса.

Также не может быть принят во внимание судом и довод ответчика о том, что действие главы Ольского района при издании п. 2 обжалуемого постановления, соответствовали полномочиям, предусмотренным п. 1 ст. 60 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991г. № 1550-1. Так указанным пунктом действительно установлено, что районная администрация изымает земельные участки из всех земель в границах района, однако данное право предоставлено в случаях, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Из приведенной выше нормы ст. 63 Лесного кодекса РФ, в редакции действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Кроме того, полномочия, указанные в ст. 60 Закона РФ № 1550-1 от 06.07.1991г. были предоставлены районным администрациям, а не Главам района.

Также не может быть принята во внимание и ссылка ответчика на п. 10 ст. 3 Федерального Закона РФ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, поскольку данный документ принят по времени значительно позже рассматриваемого периода, а также связан с переходными моментами от утратившего силу Земельного Кодекса РФ к вновь принятому.

Учитывая приведенные выше нормы законодательства РФ, принимая во внимание изложенные доводы, суд приходит к выводу, что Глава Ольского района, издавая постановление № 138 от 09.07.1998г. «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3», в части изъятия земель гослесфонда Ольского лесхоза и передаче земельного участка в земли запаса района издал правовой акт, который противоречил действующему на момент принятия постановления федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ - Магаданской области.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора, полагая, что пункт 2 постановления Главы Ольского района № 138 от 09.07.1998г. «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3» должен быть признан противоречащим законодательству и недействующему со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ольского района Магаданской области к администрации муниципального образования «Ольский район» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункта 2 постановления главы Ольского района № 138 от 09.07.1998 года «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3», удовлетворить.

Признать противоречащим законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения пункта 2 постановления главы Ольского района № 138 от 09.07.1998 года «О предоставлении земельного участка ФИО3 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «Хутор атамана ФИО3».

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд Магаданской области путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления), в течение десяти дней со дня следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 14 июня 2011 года.

Судья О.А. Стахорская